Бизнес–процессы в работе банка

Банковская сфера – одна из главных заказчиц автоматизации. Бизнес-процессы этой отрасли с большим количеством участников процесса всегда отличались сложностью. Поговорим о них в данной статье, затронем нормы выполнения и показатели эффективности банковских бизнес-процессов.

Банк представляет собой совокупность внутренних взаимодействующих бизнес-процессов, предоставляющих промежуточные результаты для конечного продукта, который и предлагается клиентам. Следовательно, система управления должна быть ориентирована на повышение эффективности каждого бизнес-процесса. Экономический анализ банка чаще всего заключается в расчете показателей эффективности деятельности банка в целом: балансовых показателей, показателей рентабельности и маржинальных показателей. Однако эффективность деятельности банка зависит от эффективности решения всех задач, из которых состоят составляющие ее бизнес-процессы.

Нормативы выполнения задач бизнес-процессов банка


Одними из составляющих экономики бизнес-процессов являются временные нормативы и себестоимость реализации процесса. Эти данные совместно с организационно-логической сущностью бизнес-процессов позволяют определить временную взаимосвязь между задачами. Также осуществлять календарное планирование, рассчитывать потребность в материальных, технических и информационных ресурсах, необходимых для их реализации.

Временные нормативы реализации процесса

К временным нормативам относятся продолжительность и цикличность выполнения задач. При планировании времени выполнения задач пользуются действующими нормативами или опытными данными. Все затраты на выполнение задач рассчитываются на определенный выбранный период. Период рассматривается индивидуально в зависимости от частоты выполнения задач.

Себестоимость реализации процесса

Себестоимость реализации процесса включает в себя три категории затрат: трудовые, материальные и прочие. К затратам на трудовые ресурсы относят расходы на подготовку и оплату труда непосредственных исполнителей задачи. Затраты на материальные ресурсы включают в себя расходы на связь, компьютерную и другую вычислительную технику, транспорт, мебель, используемые подразделениями для выполнения задач. К прочим затратам относятся расходы на аренду, охрану, ремонт помещений и оборудования, амортизацию основных фондов и нематериальных активов, коммунальные расходы, содержание транспорта, расходы на рекламу и др.

Трудовые затраты

Прямые трудовые затраты могут быть рассчитаны на основе трудоемкости или оценены экспертами. Для расчета на основе трудоемкости рассматриваются два вида работ: экономические и информационные, которые выполняются различными специалистами. Расчет прямых трудовых затрат на реализацию задачи производится в зависимости от трудоемкостей и ставок оклада этих специалистов. Косвенные трудовые, материальные и прочие затраты на выполнение задач распределяются исходя из продолжительности и цикличности ее реализации. Данные о временных нормативах и затратах для всех задач, рассчитанные подобным образом, для наглядности заносятся в таблицу.

Обработка клиентского обращения

Показатели эффективности

Для эффективного управления бизнес-процессами и всей банковской деятельностью необходима система результативных показателей, которые позволяют оценить продуктивность реализации бизнес-процесса и определить направления повышения ее эффективности. Можно выделить 3 вида показателей эффективности бизнес-процесса: показатели качества входных ресурсов бизнес-процессов и банка, показатели качества бизнес-процессов, показатели качества выходных ресурсов бизнес-процессов и банка.

Показатели качества входных ресурсов включают в себя:

  • условия предоставления услуг,
  • соответствие требованиям безопасности,
  • другие показатели качества входных ресурсов.

В качестве показателей качества бизнес-процессов можно использовать:

  • технические показатели (численность персонала, количества операций),
  • относительные показатели (отклонение фактических показателей от плановых),
  • нормативы банка,
  • показатели финансовой устойчивости,
  • другие показатели качества бизнес-процессов.

Показатели качества выходных ресурсов бизнес-процессов и банка рассчитываются на собственных данных и данных, полученных путем анкетирования. К ним можно отнести:

  • долю рынка данной банковской услуги,
  • коэффициент проникновения на рынок,
  • интегрированные показатели конкурентоспособности, рассчитанные на основе информации о параметрах и их оценках, полученных в результате опросов,
  • другие показатели качества выходных ресурсов.

Показатели разных видов взаимосвязаны между собой. Качество бизнес-процесса отражается на качестве его выходных ресурсов. Качество входных ресурсов бизнес-процесса влияет на качество самих бизнес-процессов и, как результат, на качество выходных ресурсов. Таким образом, достигается синергетический эффект, когда выходные ресурсы одного бизнес-процесса, являющиеся входными ресурсами для другого бизнес-процесса, влияют на выходные ресурсы второго.

Бизнес-процесс визирования договора

Представление банковской деятельности в виде системы бизнес-процессов позволяет эффективно ей управлять через агрегированные показатели эффективности бизнес-процессов и показатели эффективности решения задач.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *