Участники бизнес-процесса

Ведущим участником любого бизнес-процесса (Б-П) является его владелец. Это должностное лицо, отвечающее за организацию Б-П и его эффективность. Имея в своем распоряжении соответствующие ресурсы, он может изменять структуру процесса, планировать его, а также контролировать результат на выходе. Возложенные на него обязанности делают его основным ответственным лицом за результативность и эффективность Б-П.

Владелец выполняет следующие задачи с бизнес-процессом:

  • идентифицирует;
  • организовывает описание и регламентацию;
  • планирует и определяет плановые значения показателей;
  • контролирует достигнутые результаты;
  • анализирует значение показателей и проводит необходимую корректировку.

Также важным участником Б-П является его менеджер, в обязанности которого входит оперативное управление внедрением Б-П. Менеджер должен осуществлять четкий контроль над процессом и формировать значение его показателей. Следить за соблюдением регламента выполнения.

Другие участники бизнес-процесса

Для того чтобы создавать, анализировать и актуализировать Б-П создается рабочая экспертная группа. В ее состав входят бизнес-аналитики, которые знают правила функционирования и методы моделирования бизнес-процессов.

Участники бизнес-процесса, которые выполняют в его пределах отдельные задачи, так и называются участниками процесса. Это может быть как конкретный сотрудник, так и целое функциональное подразделение. У Б-П есть и его клиенты. В том случае, когда результат процесса используется во внутренней деятельности бизнеса, то клиентом является персонал или структурные единицы компании. Если же Б-П касается внешних потребителей компании, то и клиентом может быть любой человек.

Принцип взаимодействия участников Б-П

Процесс построения Б-П называется моделированием. Чтобы его осуществлять, нужно владеть специализированным программным обеспечением, способным представить Б-П в наглядной форме. В этих программах Б-П описываются с помощью языка блок-схем, привычных для бизнес-аналитиков и понятных руководителям компаний. Такие программы используют для работы язык описания или нотацию BPMN.

В модели описываются все действия персонала компании с учетом его взаимодействия в графическом отображении. Подобный график наглядно отображает организацию трудовой деятельности персонала в компании, его взаимодействие с другими подразделениями и клиентами. Благодаря стандартизации существенно уменьшается зависимость компании от навыков и умений персонала. Появляется возможность заменять неэффективных сотрудников или нанимать более дешевую рабочую силу. Это дает возможность снизить зависимость стабильной работы бизнеса от «человеческого» фактора.

Графический способ (блок-схема) описания Б-П

Использование графической модели Б-П позволяет сотрудникам наглядно видеть их действия и результат, а также показывать влияние этого Б-П на общую результативность. Благодаря внедрению Б-П новичкам проще вникать в свои должностные обязанности. Руководство может видеть процесс взаимодействия персонала между собой и при необходимости его изменять.

Моделирование должно проходить с минимальным участием программиста, в идеале такое вмешательство должно отсутствовать полностью. ИТ-отдел компании должен больше внимания уделять разработке информационных систем, заниматься их внедрением, настраивать и поддерживать их работоспособность. Нужно понимать, что построить информационную систему без предварительного описания Б-П нереально.

Методологии моделирования

Сейчас разработано огромное количество методологий, помогающих пользователям описывать Б-П. Среди самых популярных ARIS, IDEF0, IDEF3, DFD, BPWIN. Чаще всего Б-П в блок-схеме представляется в прямоугольной форме и являет собой конкретную задачу или процесс. Такие прямоугольники соединяются различными стрелками, олицетворяющими собой связи между различными Б-П.

Элементы описания бизнес-процесса

Благодаря моделированию Б-П менеджер видит свой бизнес изнутри, он становится более прозрачным и понятным, совершенствуется работа сотрудников, а также обнаруживаются «узкие» места, требующие реорганизации. Участники бизнес-процесса получают детальные инструкции и регламент действий. Благодаря четкому пониманию того, как функционирует предприятие, улучшается его управляемость и повышается конкурентоспособность. Моделирование Б-П является для менеджера компании отличным инструментом для обнаружения неточностей в ее управлении.

2 комментария

  1. На шаге 6 интегрируют бизнес-процессы уровня подразделений в сквозные бизнес-процессы уровня организации в целом. Существующие между подразделениями информационные и материальные потоки являются при этом указателями связи между процессами подразделений.

  2. Позволяет изучить работу изнутри благодаря графическому изображению бизнес-процессов компании в виде схем. Это особенно важно на этапе оптимизации, масштабирования, так как в описаниях сразу видны проблемные места.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *