• Бюджетные обязательства возникшие. Учет обязательств в бюджетных учреждениях

    Принятые бюджетные обязательства - проводки по ним мы рассмотрим в статье - имеют особенные правила классификации в бухучете государственных учреждений. Изучим специфику данных правил подробнее.

    Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

    Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

    • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
    • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
    • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

    Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

    В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

    Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

    Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

    Пример

    Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

    Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

    Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

    Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

    Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

    Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

    Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

    Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

    • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
    • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

    Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

    Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

    Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18-26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

    • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
    • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
    • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
    • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

    При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

    • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
    • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

    В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

    В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

    • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
    • выплата заработной платы сотрудникам;
    • освоение целевой субсидии.

    Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.

    Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

    Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

    Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

    • Дт 1 501 13 226;
    • Кт 1 502 11 226.

    Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

    • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
    • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
    • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
    • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

    Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

    • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
    • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

    Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

    • Дт 1 502 11 226;
    • Кт 1 502 12 226.

    В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

    • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
    • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

    Выплата зарплаты: счета и проводки

    Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.

    Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.

    В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:

    • Дт 1 502 11 211;
    • Кт 1 502 12 211.

    Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.

    При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:

    1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:

    • Дт 1 501 13 211;
    • Кт 1 502 11 211.

    Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:

    • 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
    • 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.

    2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:

    • Дт 1 502 11 211;
    • Кт 1 502 12 211.

    Освоение целевых субсидий: счета и проводки

    Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.

    В данном случае мы будем использовать проводки:

    1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):

    • Дт 5 506 10 225;
    • Кт 5 502 11 225.

    Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:

    • 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
    • 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
    • 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
    • 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.

    Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.

    2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):

    • Дт 5 502 11 225;
    • Кт 5 502 12 225.

    Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.

    Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:

    • 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
    • 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

    Итоги

    Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.

    Ознакомиться с иными сведениями об учете обязательств бюджетным учреждением вы можете в статьях:

    Принятые бюджетные обязательства — это выделенные на определенный финансовый период (год) и доведенные до учреждений расходные показатели (ст. 6 БК РФ) в пределах установленных лимитов. БО появляется на основании договорных отношений между учреждением и организацией-исполнителем и отражает те затраты, которые учреждение планирует произвести в отчетном году в пределах установленных ЛБО (ч. 3 ст. 219 БК РФ).

    В отличие от бюджетных, денежные обязательства — это совокупность обязанностей ПБС по уплате выделенных денежных средств. Оплата должна производиться на основании исполненных условий, заключенных в соответствии с действующим законодательством, отношений гражданско-правового характера.

    ДО проводятся в бухгалтерском учете только по факту выполнения условий сделки ГПХ, в момент непосредственной выплаты денежных средств.

    Как принимают ЛБО

    Принятие бюджетных обязательств казенными учреждениями происходит в пределах установленных лимитов БО в соответствии с ранее заключенными согласно действующему законодательству государственными (муниципальными) контрактами и договорами, в том числе с ИП и физическими лицами (п. 3 ст. 219 БК РФ). Для принятия БО казенному учреждению необходимо подготовить определенные подтверждающие документы:

    • контракт (договор) с приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии);
    • авансовый отчет;
    • расчетную ведомость;
    • РКО на выдачу денежных средств подотчет и иные документы.

    Можно ли принять сверх лимита

    Принятие сверх доведенных лимитов — это получение и использование бюджетных средств в размере, превышающем установленные для него на определенной финансовый год ограничения.

    Контракты, заключаемые ПБС, исполняются и оплачиваются за счет средств бюджета субъектов РФ и муниципальных образований с учетом принятых и неисполненных БО (ч. 5 ст. 161 БК РФ).

    Принятие БО в условиях отсутствия доведенных лимитов или сверх установленных ЛБО — это серьезное административное правонарушение, которое предусматривает определенные меры ответственности: на должностное лицо налагаются штрафные санкции в сумме от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

    Договорные отношения, которые заключаются сверх принятых ЛБО, на основании п. 5 ст. 161 БК РФ признаются недействительными.

    За заключение БУ и КУ контракта, неподкрепленного обязательства и сверх установленных ограничений, последуют наказания и штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

    Бухгалтерам необходимо тщательно сверять поступающую на учет документацию (договоры, счета, РКО, авансовые отчеты) на предмет свободных лимитов. Особенно стоит быть внимательными в случае расходов, производимых подотчетниками наличными деньгами.

    Проверяющие могут привлечь к ответственности и в случае фактического наличия лимита на дату принятия БО при отсутствии в момент заключения контракта (договора) утвержденной детализации по КОСГУ в бюджетной смете. Однако начиная с 2016 г. и по настоящий момент при составлении текущих и плановых бюджетов КОСГУ не применяется.

    Когда штрафа не будет

    Бывают и обратные ситуации, которые исключают наложение штрафных санкций:

    1. Ситуации, закрепленные положениями п. 3 ст. 72 БК РФ.
    2. Возникновение дополнительных БО во исполнение налоговых или судебных требований.
    3. Погашение кредиторской задолженности предыдущих лет за счет текущих ЛБО (письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.01.2016 № 02-03-08/4126, 07-04-05/05-66).
    4. Оплата налогов, взносов и авансовых платежей следующего года в рамках свободных ЛБО, установленных на текущий финансовый период (письмо Минфина России от 23.08.2013 № 02-03-09/34753). В таких случаях обязательным условием является обоснование платежа.

    Для отражения в учете принятого бюджетного обязательства в "1С:Бухгалтерии бюджетного учреждения 8" имеется специальный документ - Регистрация бюджетного обязательства. В том случае, когда бюджетное обязательство оформляется после поступления в бухгалтерию договора-основания, как правило, затруднений с заполнением этого документа не возникает. Иное дело - если нужно отразить обязательства по зарплате и другим аналогичным платежам. В такой ситуации у бухгалтера может возникнуть вопрос: что указывать в документе Регистрация бюджетного обязательства в качестве основания? В данной статье методисты фирмы "1С" приводят разъяснения по этому вопросу.

    Согласно статье 6 БК РФ:

    • бюджетные обязательства
    • расходные обязательства
    • денежные обязательства
    • при оказании услуг - счет;

    Обязательства по заработной плате

    Инструкция по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) не содержит перечня документов, подтверждающих принятие обязательств. Для того чтобы разобраться с особенностями указания документов-оснований в программе, обратимся вначале к положениям нормативно-правовых актов по рассматриваемому вопросу.

    Согласно статье 162 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

    • составляет и исполняет бюджетную смету;
    • принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
    • обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

    Согласно статье 6 БК РФ:

    • бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
    • расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ и т. п.) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
    • денежные обязательства - это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

    Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (ст. 219 БК РФ).

    Орган, исполняющий бюджет, проверяет соответствие составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, лимитам бюджетных обязательств, доведенным до бюджетополучателя, подтверждает денежное обязательство и совершает расходование бюджетных средств путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

    Согласно статье 161 БК РФ бюджетные учреждения должны вести учет бюджетных обязательств в соответствии с порядком, установленным финансовым органом. При нарушении бюджетным учреждением этого порядка санкционирование оплаты денежных обязательств учреждения приостанавливается.

    Финансовым органом для федеральных бюджетных учреждений является Минфин России. Приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н утверждена новая Инструкция по бюджетному учету (далее - Инструкция по бюджетному учету).

    Согласно пункту 239 Инструкции по бюджетному учету бюджетный учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными назначениями по приносящей доход деятельности и принятых учреждениями обязательств осуществляется на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета, с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренных Инструкцией по бюджетному учету.

    Согласно пункту 249 Инструкции по бюджетному учету аналитический учет принятых учреждением обязательств ведется на основании представленных документов, подтверждающих принятие обязательства в соответствии с перечнем, установленным соответственно финансовым органом, получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета.

    Таким образом, в целях бюджетного учета финансовый орган должен установить перечень документов-оснований для принятия обязательств, которые должны отражаться в учете финансового органа. Учреждение-бюджетополучатель также должно установить перечень документов-оснований для принятия обязательств, которые должны отражаться в его учете. На основании статьи 161 БК РФ разработан Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденный Приказом Минфина России от 19.09.2008 № 98н (далее - Порядок № 98н).

    В пункте 1.1 Порядка № 98н сказано, что он устанавливает порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее - бюджетные обязательства). При этом согласно пункту 1.2 Порядка № 98н в органах Федерального казначейства подлежат учету бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами, заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.

    Согласно статьям 2.1 и 2.2 Порядка № 98н основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702), представленные получателями средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания после заключения государственного контракта, иного договора или вместе с документами, представленными для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам, иным договорам.

    Бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством РФ не требуется, принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета (то есть Заявок на кассовый расход, Заявок на получение наличных денег).

    Орган Федерального казначейства учитывает бюджетное обязательство отдельно в сумме принятого денежного обязательства.

    Таким образом, в целях санкционирования оплаты органами Федерального казначейства документами-основаниями для принятия бюджетных обязательств являются государственный контракт, иной договор, оформленный в письменной форме.

    Согласно пункту 6 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н (далее - Порядок № 87н) получатель средств федерального бюджета для оплаты денежных обязательств, возникающих по госконтрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договорам аренды указывает в Заявке в соответствии с требованиями, установленными в подпункте 15 пункта 5 Порядка № 87н, реквизиты и предмет соответствующего госконтракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора аренды, а также реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.

    Для оплаты денежных обязательств при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, когда заключение госконтрактов законодательством РФ не предусмотрено, в Заявке указываются в соответствии с требованиями, установленными в подпункте 15 пункта 5 Порядка № 87н, только реквизиты документа, подтверждающего возникновение обязательства.

    В соответствии с пунктом 5 Порядка № 87н документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств, являются:

    • при поставке товаров - накладная, акт приемки-передачи;
    • при выполнении работ - акт выполненных работ;
    • при оказании услуг - счет;
    • исполнительный лист, судебный приказ;
    • иные документы, подтверждающие возникновение обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Минфина России.

    Отражение в учете обязательств, требующих оплаты, является инструментом бюджетирования, предотвращения нецелевого использования бюджетных средств, своевременного выполнения обязательств бюджетного учреждения и государства через бюджетное учреждение.

    Согласно пункту 239 Инструкции по бюджетному учету операции по санкционированию принятых учреждением в текущем финансовом году обязательств должны формироваться с учетом принятых и не исполненных учреждением обязательств. Таким образом учреждению-бюджетополучателю необходимо регистрировать в учете обязательства не только по государственным контрактам и иным договорам, оформленным в письменной форме, а также обязательства по уплате налогов, заработной платы, по подотчетным суммам и другим договорам, оформление в письменной форме по которым законодательством РФ не требуется.

    Как видно, аналитический учет бюджетных обязательств, которые ставятся на учет в органах Федерального казначейства, отличается от тех, которые ставятся на учет в учреждении.

    Документы-основания для принятия БО по трудовым договорам, стипендиям, налогам с ФОТ

    Среди специалистов и методологов по бюджетному учету существуют разные мнения о том, какие документы являются основаниями для принятия бюджетных обязательств по оплате трудовых договоров, компенсационных выплат, стипендий, трансфертов, налогов с ФОТ, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды.

    Одним из мнений является необходимость отражать принятое бюджетное обязательство на основании планового штатного расписания с последующей корректировкой в конце финансового года. В этом случае на счетах учета принятых обязательств фактически уже в начале года надо отразить годовую сумму ЛБО по статьям КОСГУ 211, 212 и 213.

    Вместе с тем, единовременное принятие бюджетных обязательств на основании плановых показателей (штатного расписания) с последующей корректировкой в конце года не позволяет отслеживать остаток неиспользованных лимитов, а также равномерность расходования бюджетных средств в течение финансового года, делать расчет экономии ФОТ и выплаты стимулирующих надбавок при наличии его экономии. Поскольку, как отмечает, например, Г.А. Селезнева*, зам. главного бухгалтера по методологии, организационной и контрольно-ревизионной работе Томского государственного университета, "Обязанность оплатить, к примеру, ночные смены или работу в праздничные и выходные дни возникает на основании табеля учета рабочего времени, а выплаты в размере средней заработной платы за время нахождения в командировке - после направления в командировку и расчета средней заработной платы. К тому же в штатном расписании могут возникнуть вакантные должности или должности, по которым предусмотрена более высокая категория работающего, к примеру, кандидата наук, доцента, а в силу сложившихся обстоятельств данную должность замещает преподаватель без степени, которому выплаты за наличие степени не производятся" .

    Примечание:
    * Селезнева Г.А. "О санкционировании расходов в 2009 г."//"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, № 9

    Поэтому другим мнением является принятие бюджетных обязательств датой образования кредиторской задолженности по оплате трудовых договоров, компенсационных выплат, стипендий, трансфертов, налогов с фонда оплаты труда, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды, на основании расчетно-платежных ведомостей. Это связано с тем, что обязательства в денежном выражении, в частности, по заработной плате возникают у учреждения на основании табелей учета рабочего времени в сумме утвержденной расчетно-платежной ведомостью. Документом, отражающим на какие КБК и КОСГУ будут отнесены выплаты по расчетно-платежным ведомостям, является месячный журнал по заработной плате.

    Руководствуясь пунктом 249 Инструкции по бюджетному учету, бюджетное учреждение должно самостоятельно утвердить перечень документов-оснований для принятия обязательств, отразить их в приказе об учетной политике учреждения и в графике документооборота.

    Регистрация обязательств по зарплате, ЕСН, командировкам и т. п.

    В программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" для ведения аналитического учета принятых бюджетных обязательств и обязательств по приносящей доход деятельности используется справочник Договоры и иные основания принятия обязательств .

    Для целей учета принятых бюджетных обязательств и обязательств по приносящей доход деятельности по заработной плате, НДФЛ, ЕСН, командировкам и т. п. допустим ввод в справочник элементов без указания контрагента (см. рис. 1).

    Рис. 1

    Принятие бюджетных обязательств и обязательств по приносящей доход деятельности отражается в программе с помощью документов Принятое бюджетное обязательство, Принятое обязательство по ПД .

    Принятие денежных обязательств - составление заявок на кассовый расход, платежных поручений на списание средств - оформляется в программе документами вида Заявка на кассовый расход, Платежное поручение .

    В этих документах указывается соответствующий элемент справочника Договоры и другие основания принятия обязательств , который при проведении документа отражается как субконто счетов 304.05 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами", 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения".

    средств федерального бюджета

    7. Постановка на учет бюджетного обязательства и внесение изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве, сформированными на основании документов, предусмотренных в графе 2 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, согласно приложению N 4.1 к Порядку (далее соответственно - документы-основания, Перечень).

    8. Сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 1 и графы 2 Перечня (далее - принимаемые бюджетные обязательства), формируются:

    не позднее трех рабочих дней до дня направления на размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки в форме электронного документа и информация, содержащаяся в Сведениях о бюджетном обязательстве, должна соответствовать аналогичной информации, содержащейся в указанном извещении;

    одновременно с формированием сведений, направляемых на согласование в Федеральное казначейство в соответствии с абзацем вторым пункта 6 Порядка взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля, указанными в пунктах 3 и 6 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июля 2016 г. N 104н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2016 г., регистрационный N 43683), и информация, содержащаяся в Сведениях о бюджетном обязательстве, должна соответствовать аналогичной информации, содержащейся в указанных сведениях.

    Сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 3 - графы 2 Перечня (далее - принятые бюджетные обязательства) формируются:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    получателем средств федерального бюджета:

    пунктами 3 и графы 2 Перечня и не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, - не позднее трех рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора, указанных в названных пунктах графы 2 Перечня;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    в части принятых бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 3 - графы 2 Перечня, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, - не позднее шести рабочих дней со дня их заключения;

    В части принятых бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 10 графы 2 Перечня, - не позднее трех рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение получателем средств федерального бюджета бюджетных обязательств, возникших на основании приказа о штатном расписании с расчетом годового фонда оплаты труда (иного документа, подтверждающего возникновение бюджетного обязательства, содержащего расчет годового объема оплаты труда (денежного содержания, денежного довольствия), в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на соответствующие цели;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    органом Федерального казначейства:

    в части принятых бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 5 - графы 2 Перечня, одновременно с включением сведений об этом документе-основании в реестр соглашений, указанный в пункте 5 графы 2 Перечня, за исключением документов-оснований, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, Сведения о бюджетных обязательствах по которым формируются получателем средств федерального бюджета;

    В части принятых бюджетных обязательств, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 13 графы 2 Перечня, одновременно с формированием Сведений о денежных обязательствах по данному бюджетному обязательству в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 25 и Порядка.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Формирование Сведений о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 13 графы 2 Перечня, осуществляется органом Федерального казначейства после проверки наличия в платежном документе, представленном получателем средств федерального бюджета, типа бюджетного обязательства.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10. Сведения о бюджетном обязательстве, возникшем на основании документа-основания, предусмотренного пунктом 4 графы 2 Перечня, направляются в орган Федерального казначейства с приложением копии договора (документа о внесении изменений в договор), в форме электронной копии документа на бумажном носителе, созданной посредством его сканирования, или копии электронного документа, подтвержденной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени получателя средств федерального бюджета, за исключением Сведений о бюджетном обязательстве, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    При направлении в орган Федерального казначейства Сведений о бюджетном обязательстве, возникшем на основании документа-основания, предусмотренного пунктом 10 графы 2 Перечня, копия указанного документа-основания в орган Федерального казначейства не представляется.

    11. Для внесения изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство формируются Сведения о бюджетном обязательстве с указанием учетного номера бюджетного обязательства, в которое вносится изменение.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    12. В случае внесения изменений в бюджетное обязательство без внесения изменений в документ-основание, документ-основание в Федеральное казначейство повторно не представляется.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    13. Постановка на учет бюджетных обязательств (внесение изменений в поставленные на учет бюджетные обязательства), возникших из документов-оснований, предусмотренных пунктами 1 - графы 2 Перечня, осуществляется органом Федерального казначейства по итогам проверки, проводимой в соответствии с настоящим пунктом, в течение:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    не позднее следующего рабочего дня со дня формирования органом Федерального казначейства Сведений о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 5 - и графы 2 Перечня.

    Для постановки на учет бюджетного обязательства (внесения изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство) орган Федерального казначейства осуществляет проверку Сведений о бюджетном обязательстве, возникшем на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 1 - графы 2 Перечня, на:

    соответствие информации о бюджетном обязательстве, указанной в Сведениях о бюджетном обязательстве, документам-основаниям, подлежащим представлению получателями средств федерального бюджета в органы Федерального казначейства для постановки на учет бюджетных обязательств в соответствии с Порядком или включения в установленном порядке в реестр контрактов, указанный в пункте 3 графы 2 Перечня (за исключением Сведений о бюджетном обязательстве, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);

    (см. текст в предыдущей редакции)

    соответствие информации о бюджетном обязательстве, указанной в Сведениях о бюджетном обязательстве, составу информации, подлежащей включению в Сведения о бюджетном обязательстве в соответствии с приложением N 1 к Порядку;

    соблюдение правил формирования Сведений о бюджетном обязательстве, установленных настоящей главой и приложением N 1 к Порядку;

    Непревышение суммы бюджетного обязательства по соответствующим кодам классификации расходов федерального бюджета над суммой неиспользованных бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств или лимитов бюджетных обязательств (далее - лимиты бюджетных обязательств), отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств или на лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытых в установленном порядке в органах Федерального казначейства (далее - соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств), отдельно для текущего финансового года, для первого и для второго года планового периода;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    непревышение суммы бюджетного обязательства, пересчитанной органом Федерального казначейства в валюту Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 Порядка, над суммой неиспользованных лимитов бюджетных обязательств в случае постановки на учет принятого бюджетного обязательства в иностранной валюте;

    соответствие предмета бюджетного обязательства, указанного в Сведениях о бюджетном обязательстве, документе-основании, коду вида (кодам видов) расходов классификации расходов федерального бюджета, указанному(ым) в Сведениях о бюджетном обязательстве, документе-основании.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    В случае формирования Сведений о бюджетном обязательстве органом Федерального казначейства при постановке на учет бюджетного обязательства (внесения изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство), осуществляется проверка, предусмотренная абзацами восьмым и девятым настоящего пункта.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    14. В случае представления в орган Федерального казначейства Сведений о бюджетном обязательстве на бумажном носителе в дополнение к проверке, предусмотренной пунктом 13 Порядка, также осуществляется проверка Сведений о бюджетном обязательстве на:

    отсутствие в представленных Сведениях о бюджетном обязательстве исправлений, не соответствующих требованиям, установленным Порядком, или не заверенных в порядке, установленном Порядком;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    15. При проверке Сведений о бюджетном обязательстве по документу-основанию, заключенному (принятому) в целях реализации федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП), и по документу-основанию, заключенному (принятому) в целях реализации мероприятий по созданию, с учетом опытной эксплуатации, развитию, модернизации, эксплуатации государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также по использованию информационно-коммуникационных технологий информатизации (далее - мероприятия по информатизации) орган Федерального казначейства дополнительно осуществляет проверку информации, содержащейся в Сведениях о бюджетном обязательстве, на ее соответствие данным об объектах капитального строительства, объектах недвижимости, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), включенных в ФАИП, и сведениям о лимитах бюджетных обязательств в части мероприятий по информатизации на финансовый год и плановый период (далее - данные об объектах ФАИП, сведения о мероприятиях по информатизации), доведенным до органов Федерального казначейства в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 187н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 декабря 2015 г., регистрационный N 39996), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2016 г. N 80н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 июня 2016 г., регистрационный N 42552), от 7 июля 2016 г. N 109н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 июля 2016 г., регистрационный N 42835), от 2 декабря 2016 г. N 223н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 декабря 2016 г., регистрационный N 44625), от 6 марта 2017 г. N 31н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 марта 2017 г., регистрационный N 46001) и от 24 июля 2017 г. N 118н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 августа 2017 г., регистрационный N 47735) (далее - Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета), в части:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    непревышения суммы бюджетного обязательства, указанного в Сведениях о бюджетном обязательстве, с учетом ранее поставленных на учет бюджетных обязательств получателя средств федерального бюджета по соответствующему коду классификации расходов федерального бюджета и объекту ФАИП (мероприятию по информатизации), лимитов бюджетных обязательств получателя средств федерального бюджета, указанных в данных об объектах ФАИП (сведениях о мероприятиях по информатизации) по соответствующему коду классификации расходов федерального бюджета и по объекту ФАИП (мероприятию по информатизации);

    наличия информации, указанной в Сведениях о бюджетном обязательстве, по коду классификации расходов федерального бюджета и уникальному коду, присвоенному объекту ФАИП (мероприятию по информатизации) (далее соответственно - код объекта ФАИП, код мероприятия по информатизации), соответствующей аналогичной информации, указанной в данных об объектах ФАИП (сведениях о мероприятиях по информатизации) по получателю средств федерального бюджета;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Проверка соответствия информации, содержащейся в Сведениях о бюджетном обязательстве по документу-основанию, заключенному (принятому) в целях реализации ФАИП, представленных в орган Федерального казначейства, данным об объектах ФАИП не осуществляется в части:

    наименования получателя средств федерального бюджета (государственного заказчика), если бюджетное обязательство возникло из документа-основания, заключенного (принятого) в целях реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

    наименования получателя средств федерального бюджета (государственного заказчика), наименования объекта ФАИП и кода объекта ФАИП, если бюджетное обязательство возникло из документа-основания, заключенного (принятого) в целях реализации мероприятий, включенных в государственный оборонный заказ (в том числе мероприятий по строительству и приобретению жилья для военнослужащих и отдельных категорий граждан по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, сведения о которых составляют государственную тайну), указанных в данных об объектах ФАИП одной строкой без детализации по объектам ФАИП и главным распорядителям средств федерального бюджета;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    наименования получателя средств федерального бюджета (государственного заказчика), если бюджетное обязательство возникло из документа-основания, указанного в пункте 5 графы 2 Перечня.

    16. В случае положительного результата проверки Сведений о бюджетном обязательстве, документа-основания на соответствие требованиям, предусмотренным пунктами 13 - Порядка, орган Федерального казначейства присваивает учетный номер бюджетному обязательству (вносит изменения в ранее поставленное на учет бюджетное обязательство) и не позднее одного рабочего дня со дня указанной проверки Сведений о бюджетном обязательстве, документа-основания направляет получателю средств федерального бюджета извещение о постановке на учет (изменении) бюджетного обязательства, содержащее сведения об учетном номере бюджетного обязательства и о дате постановки на учет (изменения) бюджетного обязательства, а также о номере реестровой записи в реестре соглашений, реестре контрактов (далее - Извещение о бюджетном обязательстве).

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Извещение о бюджетном обязательстве направляется получателю средств федерального бюджета органом Федерального казначейства:

    в информационной системе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени органа Федерального казначейства, - в отношении Сведений о бюджетном обязательстве, представленных в форме электронного документа, а также Сведений о бюджетном обязательстве, возникших на основании документов-оснований, указанных в пунктах 5 - и графы 2 Перечня;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    на бумажном носителе по форме согласно приложению N 11 к Порядку (код формы по ОКУД 0506105) - в отношении Сведений о бюджетном обязательстве, представленных на бумажном носителе.

    Извещение о бюджетном обязательстве, сформированное на бумажном носителе, подписывается лицом, имеющим право действовать от имени органа Федерального казначейства.

    Учетный номер бюджетного обязательства является уникальным и не подлежит изменению, в том числе при изменении отдельных реквизитов бюджетного обязательства.

    Учетный номер бюджетного обязательства имеет следующую структуру, состоящую из девятнадцати разрядов:

    с 1 по 8 разряд - уникальный код получателя средств федерального бюджета по реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (далее - Сводный реестр);

    9 и 10 разряды - последние две цифры года, в котором бюджетное обязательство поставлено на учет;

    с 11 по 19 разряд - уникальный номер бюджетного обязательства, присваиваемый органом Федерального казначейства в рамках одного календарного года.

    17. Одно поставленное на учет бюджетное обязательство может содержать несколько кодов классификации расходов федерального бюджета и кодов объектов ФАИП (кодов мероприятий по информатизации) (при наличии).

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Бюджетное обязательство, принятое получателем средств федерального бюджета в иностранной валюте, учитывается органом Федерального казначейства в сумме рублевого эквивалента бюджетного обязательства, рассчитанной по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленного на день заключения (принятия) документа-основания.

    В случае внесения получателем средств федерального бюджета изменений в бюджетное обязательство в иностранной валюте сумма измененного бюджетного обязательства пересчитывается органом Федерального казначейства по курсу иностранной валюты по отношению к валюте Российской Федерации на дату заключения (принятия) соответствующего изменения в документ-основание, установленному Центральным банком Российской Федерации.