• Методы государственного регулирования валютного курса. Регулирование валютного курса

    Действия правительства, влияющие на валютный курс, принято делить на меры «косвенного» и «прямого» регулирования.

    Косвенное воздействие на валютный курс оказывают все инструменты денежно-кредитной и финансовой политики Центрального банка (ЦБ) страны. Если, например, ЦБ осуществляет мероприятие, направленное на снижение инфляции в национальной экономике, то это непременно скажется и на обменном курсе национальной валюты: при снижении инфляции (и прочих равных условиях) обменный курс стабилизируется. Таким образом, снижая инфляцию, ЦБ оказывает косвенное влияние и на обменный курс.

    Однако более быстрый и ощутимый эффект дают меры прямого регулирования валютного курса. К ним прежде всего относятся политика учетной ставки ЦБ и валютные интер-венции на внешних валютных рынках. Повышая учетную ставку (т. е. процент, который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им кредит), ЦБ прямо воздействует на обменный курс национальной валюты в сторону его повышения. Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса на валюту ведет к повышению обменного курса национальной валюты.

    Проводя валютную интервенцию, ЦБ продает (или покупает) валюту своей страны на внешних валютных рынках: продажа способствует снижению обменного курса, а покупка - повышению. Подобные меры прямого регулирования Федеральная резервная система (Центробанк США) активно применяла для преодоления падения курса доллара в конце 70-х начале 80-х годов. План поддержки доллара включал повышение банковской учетной ставки и широкомасштабную валютную интервенцию. Реализация этого плана позволила сначала приостановить падение курса доллара, а в 80-х годах курс стал даже расти, достигнув максимальной величины в 1985 году. Стоит отметить, что такое повышение курса доллара оказалось возможным только в условиях жесткой денежно-кредитной политики, которую последовательно проводило правительство Р. Рейгана. Главным направлением этой политики явилось всемерное сокращение государственных расходов. Отступление от этого курса во второй половине 80-х годов вновь привело к постепенному снижению курса доллара.

    Еще одним прямым методом регулирования валютного курса является «девальвация» (или «ревальвация») национальной валюты. Девальвация направлена на снижение курса своей валюты, а ревальвация на его повышение (до отмены золотого стандарта девальвация означала официальное снижение золотого содержания валюты, ревальвация - повышение). В наше время девальвация осуществляется путем снижения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, о котором объявляет законодательный орган страны. Ревальвация также осуществляется как законодательное повышение валютного курса. Влияние этих мер на разные сферы экономики весьма противоречиво. Например, девальвация по своим экономическим последствиям невыгодна, так как приводит к уменьшению выручки в национальной валюте, но позволяет получить дополнительные выгоды импортерам и кредиторам, предоставляющим капиталы иностранным заемщикам.

    Как и во всех сферах мировых экономических отношений, в сфере валютного регулирования государство вынуждено маневрировать между либерализмом (полной экономической свободой) и разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет нигде. Государство, например, может запретить национальным экспортерам продавать вырученную валюту на рынке и обязать сдавать в обмен на национальную по официальному курсу. Таким способом государство формирует свои валютные резервы, которые затем использует для оплаты международных обязательств, для валютных интервенций, хранит в резерве, и т. д. Валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости) валюты.

    Режим или порядок конвертируемости (обратимости) национальной валюты очень важен. Он определяет условия включения национальной экономики в мировую, возможности использования преимуществ международного разделения труда, перемещения капиталов в страну и из страны. Режим обратимости определяет три разновидности валют: «свободно конвертируемую валюту» (СКВ), «частично конвертируемую» и «неконвертируемую» .

    Частично конвертируемая валюта обладает признаком внутренней или внешней обратимости. Внутренняя обратимость означает, что граждане и юридические лица данной страны могут без ограничений покупать иностранную валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с зарубежными партнерами. При внешней обратимости свободный обмен любых валют на национальную валюту действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц.

    Полная конвертируемость включает внутреннююи внешнюю. Таким признаком обладают очень многие валюты в мире. Из них только пять-шесть считаются свободно используемыми в том смысле, что они в полном объеме выполняют функцию мировых денег. В этих валютах осуществляются все операции по международным расчетам и платежам. К свобод-но используемым валютам относятся - доллар США, марка ФРГ, японская иена, английский фунт стерлингов, швейцарский франк, канадский доллар. Причем основная доля международных платежей (около 70 %) осуществляется с помощью доллара США. Таким образом, американская валюта сохраняет свои ведущие позиции, несмотря на крах «бреттонвудсской» системы.

    Неконвертируемыми являются валюты тех стран, где применяются жесткие запреты и ограничения по ввозу, обмену, продажам и покупкам национальной или иностранной валюты. Большинство развивающихся стран, бывшие социалистические страны, Россия и почти все государства СНГ имеют неконвертируемую валюту. Однако, коль скоро та или иная страна движется к рыночному типу хозяйствования и намерена включиться в мировую экономику, переход к конвертируемости национальной валюты неизбежен. Следует помнить, что это - не техническая операция. Она влечет за собой многочисленные экономические последствия, в том числе и негативные, для слаборазвитых, кризисных, отсталых экономик. А поэтому переход к конвертируемости должен осуществляться постепенно, параллельно со структурной перестройкой экономики, повышением ее эффективности и конкурентоспособности с производимыми на мировом рынке товарами.

    Валютная политика - это один из главных сегментов экономическойивнешнеэкономической политикигосударства/группы (союза) государств. В Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» .

    62. платежный баланс - это статистическая система, в которой отражаются все внешнеэкономические операции между экономикой данной страны и экономикой других стран, произошедшие в течение определенного периода времени (месяц, квартал или год).

    Платежный баланс представляет собой отчет обо всех международных сделках резидентов той или иной страны с нерезидентами за определенный период (обычно квартал и год). В свою очередь, резидент - это [[экономический агент, имеющий постоянное местопребывание в стране.

    На состояние платежного баланса влияет ряд факторов. 1. Неравномерность экономического и политического развития капитализма. В эпоху империализма усиливается борьба монополий за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала. Научно-техническая революция, рост механизации и интенсификации хозяйства, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в международных экономических связях. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, нефтью, энергоресурсами. В географии товарных потоков наметился сдвиг в сторону расширения обмена между промышленно развитыми капиталистическими странами при сокращении удельного веса развивающихся стран в их внешней торговле. Это обостряет межимпериалистическую конкуренцию. 2. Рост заграничных государственных расходов. Развитие государственно-монополистического капитализма обусловливает постоянное увеличение этих расходов. Буржуазные государства, сосредоточив в своих руках возрастающую часть национального дохода, используют его для укрепления позиций финансового капитала и борьбы за сохранение мировых позиций капитализма. Внешние правительственные расходы преследуют разнообразные экономические и политические цели. Их объединяет экспансионистский характер. 3. Милитаризация экономики и гонка вооружений. Основная масса государственных расходов за границей предназначена на военные цели (в США - до 80%), содержание войск и баз в различных районах мира. Если экспортные отрасли загружены военными заказами, а средства, которые можно использовать для расширения вывоза товаров, направляются на военные цели, это приводит к сокращению экспортных возможностей страны. Одновременно программа вооружений вызывает увеличение импорта военно-стратегических товаров и многих видов сырья (нефть, каучук, цветные металлы) сверх нормальных потребностей мирного времени. Постоянной и крупной статьей платежного баланса большинства империалистических государств стали заграничные военные расходы в связи с содержанием военных баз и вооруженных сил а рубежом и ведением войн против национально-освободительного Движения. Громадных размеров достигли внешние военные расходы США (в среднем ежегодно 3,2 млрд. долл.) и субсидии (1,8 млрд. долл.) странам, находящимся в той или иной степени зависимости от главной империалистической державы. Содержание войск только в Западной Европе вызвало расходы по платежному балансу США в размере 1,5 млрд. долл. в год. С целью компенсации этих расходов США заключили соглашения со странами - членами НАТО и Японией об их валютном возмещении, что явилось дополнительным источником межимпериалистических противоречий. Создание военных блоков под эгидой США после второй мировой войны привело к росту заграничных военных расходов стран Западной Европы и ухудшению состояния их платежных балансов. 4. Расширение масштабов вывоза капитала. В условиях империализма вывоз капитала стал типичной формой международных экономических связей. Двойственное влияние вывоза капитала на платежный баланс страны-экспортера заключается в том, что, с одной стороны, он образует его пассив, но, с другой стороны, служит базой для притока в страну процентов и дивидендов через определенный промежуток времени. Одним из факторов ухудшения платежного баланса США в 1960 и начале 70-х годов явился вывоз капиталов в крупном масштабе. Если в 1913 г. американские капиталовложения за рубежом составили 44 млрд. долл., в 1938 г.- 53 млрд., то в 1957 г. - 101 млрд., в 1974 г.- 118,6 млрд. долл. Однако приток прибылей от заграничных инвестиций начал обгонять новый вывоз капитала. Перевод прибылей в США только от их прямых заграничных инвестиций за 1946-1970 гг. достиг 77 млрд. долл., или на 60% больше вывоза прямых инвестиций, за 1971 -1973 гг. - 24,7 млрд. долл., т. е. на 280% больше прямых заграничных инвестиций за этот период. Приток иностранных капиталов оказывает двоякое влияние и на платежный баланс страны-импортера: вначале увеличиваются поступления, но с наступлением сроков платежей страны-должники вынуждены уплачивать сумму долга, а также проценты и дивиденды. Иностранные капиталы оказывают положительное влияние на платежный баланс страны-должника при условии их самоокупаемости, если использование капиталов приносит доходы, часть которых пойдет на оплату займа и процентов. Они также могут способствовать уменьшению товарного импорта страны-должника. 5. Изменения в условиях международной торговли. На состояние платежного баланса влияют соотношение между экспортом и импортом товаров, цены, разрыв в сроках международных расчетов. Продажа товаров в кредит, особенно на длительный срок, ведет к росту экспорта. Она отражается в торговой статистике, но не влечет немедленного поступления иностранной валюты. Рост удельного веса машин и оборудования во внешней торговле, которые обычно поставляются в кредит, еще более нарушает связь между торговым балансом и движением валютных поступлений. Валютный кризис ухудшает условия мировой торговли. В ожидании девальвации происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, так как они проигрывают на снижении курса национальной валюты, затрачивая большие суммы на приобретение подорожавшей иностранной валюты. Экспортеры, напротив, задерживают получение или перевод вырученной иностранной валюты. Достаточен небольшой разрыв в сроках международных расчетов, чтобы вызвать значительный отлив капиталов из страны. 6. Инфляция. Обесценение денег отрицательно влияет на платежный баланс, так как повышение цен снижает конкурентоспособность национальных фирм, затрудняет экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу. Платежный баланс империалистических и развивающихся стран. Капиталистические страны делятся на горстку промышлен-но развитых стран, которые господствуют на рынках товаров и капиталов, и большинство экономически отсталых развивающихся государств. Это определяет резкую дифференциацию их платежных балансов. В платежных балансах империалистических держав проценты и дивиденды по заграничным капиталовложениям служат крупной доходной статьей (например, в США в 1975 г. 52.2 млрд. долл.). Напротив, молодые государства несут значительные расходы по иностранным инвестициям и кредитам, что усугубляет тяжелое состояние их платежных балансов. Традиционным фактором, ухудшавшим платежные балансы экономически отсталых стран, долгое время служил неэквивалентный обмен с империалистическими державами по внешней торговле. Этот экономический механизм ограбления угнетаемых народов заключался в завышении цен на товары промышленно развитых стран и занижении цен на сырье и продовольствие, вывозимые из колониальных и зависимых стран. Борьба молодых государств за экономическую независимость сопровождалась ломкой колониальной структуры цен, которая проявилась в повышении цен на нефть, энергоресурсы и некоторые виды сырья с конца 1973 г. Это вызвала ухудшение платежных балансов ряда промышленно развитых стран-импортеров нефти и улучшение платежных балансов нефтедобывающих развивающихся стран. Валютные доходы членов Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) превышали 100 млрд. долл. ежегодно в 1974-1976 гг., а их официальные золотовалютные резервы в конце 1975 г. достигли 58 млрд. долл. Однако состояние платежных балансов большинства развивающихся стран продолжает ухудшаться, что связано с экспортными трудностями, огромными потребностями в импорте машин, оборудования, знергоресурсов для развития экономики, а в отдельных странах - и продовольствия при неблагоприятном состоянии сельского хозяйства. В 60-х годах дефицит торгового баланса развивающихся стран превысил млрд. долл., в 70-х годах - 25-30 млрд. долл. (исключая нефтедобывающие. Растущая внешняя задолженность вызывает огромные ежегодные платежи развивающихся стран.

    Методы государственного регулирования платежного баланса Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны. Для покрытия дефицита платежного баланса в стране проводятся меры, направленные на стимулирование экспорта, сдерживание импорта, привлечение иностранных инвестиций, ограничение вывоза капиталов. Среди мер государственного воздействия на выравнивание платежного баланса страны можно назвать: 1) усиление прямого государственного контроля за внешнеэкономическими операциями: протекционистское повышение импортных таможенных пошлин, запрет или ограничение вывоза за рубеж капитала, сокращение безвозмездной помощи другим странам, создание благоприятного для зарубежных инвестиций климата внутри страны, привлечение иностранных кредитов и помощи, субсидирование национальных экспортеров; 2) понижение курса национальной валюты вплоть до ее девальвации, что своим прямым следствием имеет резкое сокращение импорта и стимулирование экспорта; 3) повышение учетной ставки Центрального банка, что может стимулировать приток капиталов из стран с более низкой учетной ставкой, сдерживать отток национальных капиталов за рубеж, способствовать повышению валютного курса; 4) введение или усиление валютного контроля: блокирование или введение обязательной продажи части валютной выручки экспортеров, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках; 5) диверсификация валютных резервов путем включения в из состав разных валют, продажа нестабильных валют и покупка более устойчивых с целью обеспечения платежно-расчетных операций. При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерно активного сальдо. Для этого применяют меры, противоположные вышеописанным, в целях расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, услуг, капиталов.

    63. Экономическая интеграция - процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйст-венных механизмов, принимающий форму межгосударствен-ных соглашений и согласованно регулируемый межгосудар-ственными органами. Предпосылками интеграции являются следующие: ® близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран; ® географическая близость, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей; ® общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т. д.; ® демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги, что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны; ® «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают трудности, связанные с пе-реориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Страны, оставшиеся за пределами интеграции, хотят подключиться к интеграционным процессам из-за опасения остаться за его пределами. К целям интеграции относятся следующие: ® использование преимуществ экономики масштаба. Интеграция способна обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба; ® создание благоприятной внешнеполитической среды; ® решение задач торговой политики. Региональная интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО; ® содействие структурной перестройке экономики; ® поддержка молодых отраслей национальной промышленности.

    Регулирование валютного курса – поддержание на стабильном уровне курса одной валюты по отношению к другой, либо изменение этого курса без резких скачков, которые будут отрицательно сказываться на экономическом состоянии бизнеса в стране. Регулирование валютного курса проводится различными методами. Прежде чем рассмотреть и проанализировать их, введем понятие валютного режима.

    Валютный режим – это поддержание стойкого отношения обменного курса денег. Не путайте валютный режим с простым выражением «цена денег», здесь акцент ставится именно на обменную операцию, обменное отношение одной денежной единицы к другой.

    Чтобы перейти к обзору методов валютного регулирования, мы сначала подробно рассмотрим основные виды валютных режимов.

    Виды валютных режимов, выделяемые экономикой на сегодняшний день

    1. Режим плавающего курса подходит для валют, которые свободно конвертируются одна в другую. Плавающий курс – это различные курсы на бирже, которые проходят множество изменений в течение дня.
    2. Режим полной привязки начинает работать в том случае, когда у одной страны не относится к числу свободно конвертируемых. В результате, для обеспечения экономической стабильности и возможности выхода на мировой , такие страны должны привязывать свои валюты к конвертируемым валютам. Так, например, страна Эквадор привязала свою валюту к доллару, подобных примеров можно привести великое множество по всему миру.

    1. Режим фиксированного курса . Данный режим устанавливает Центральный Банк государства, если способна себе такое позволить. Согласно фиксированному курсу, обмен денежных валют в банке можно провести только по указанной Центральным Банком ставке. На данный момент перешел на плавающий курс, то есть обмен будет совершаться по биржевому отношению рубля к доллару на время проведения обменной операции.
    2. Режим валютного коридора отличается от режима валютного курса тем, что фиксированная ставка работает в течение некоторого периода времени, не равного одним суткам, этот период может быть как больше, так и меньше 24 часов.
    3. Скользящая фиксация отличается от фиксированной лишь тем, что Центральный банк устанавливает курс валютного обмена по текущей рыночной цене валюты. Отличие от режима валютного коридора проявляется в строгом суточном обновлении кодировок.

    1. Совместное плавание – несколько стран одновременно создают один и тот же коридор и плавают там по валютным курсам. Встречается довольно редко, но бывает популярен для стран с режимом привязки.

    Это основные валютные режимы экономики. Теперь перейдем к ключевой теме заявленного вопроса: регулирование валютного курса. Как поможет нам знание валютных режимов сделать более стабильным, более фиксированным?

    Сразу стоит отметить, что поддержание валютного курса особо важно для фиксированных режимов и аналогичных ему. При режиме привязки эта проблема не так опасна, но все-таки имеет место быть.

    Условия, необходимые для регулирования валютного курса

    Какие условия должны быть в государстве, чтобы валютный курс можно было регулировать и делать это успешно? Первое – достаточные резервы . Если у государства нет валютных резервов, оно не сможет удерживать курс национальной валюты на стабильном, постоянном уровне. Возникает в таком случае справедливый вопрос: как пополнять ?

    Ответов на этот вопрос можно привести сразу несколько. В первую очередь – привлечение инвестиций из-за рубежа. Во-вторых, снижение процента инфляции, по причине которого валютные резервы обесцениваются. Для снижения инфляции используется такой распространенный механизм как выдача кредитов. Человек берет кредит, а потом возвращает большую стоимость, чем было им взято. Подобные меры позволяют обеспечить нормальный валютный резерв и обеспечить, хотя бы частично, регулирование текущего валютного курса.

    Второе – отсутствие затяжного бюджетного дефицита , который уничтожает всю валютную политику государства, направленную на экономическую стабильность. Незначительные дефициты иногда могут оздоровить экономику, а вот затяжные ослабят ее очень сильно.

    Как регулировать валютный курс?

    После рассмотрения финансовых режимов и условий, необходимых для успешной регуляции, перейдем к рассмотрению прямых методов регулирования валютного курса.

    Метод №1 : смена экономического режима . Как известно, на данный момент Российская Федерация перешла с фиксированного валютного курса рубля по отношению к доллару на плавающий курс. Это один из способов приостановить инфляцию и оказать воздействие на . При резких скачках валютных курсов невозможно удерживать фиксацию, это будет лишь приводить к дополнительным расходам и опустошению государственного бюджета.

    Метод №2 : не фиксировать курс, а позволить экономическому рынку его самостоятельно создавать . Если курс будет не фиксированным, а рыночным, он будет часто меняться, это не совсем хорошо. В то же время, экономике страны будет легче перестроиться и перейти исключительно на рыночные кодировки. Если дать экономике такую возможность, можно рассчитывать как на нормализацию внутригосударственного производства, так и на развитие и укрепление международной торговли.

    Экономисты различных стран указывают, что переход на гибкие экономические курсы, которые нами описаны в предыдущих двух методах, позволяют экономике легко и быстро оздоровиться после финансового кризиса. Гибкий курс более благоприятен, нежели фиксированный. При этом гибкие курсы могут отрицательно сказаться на тех видах бизнеса, которые напрямую связаны с международной торговлей. Хотя, в принципе, данные сферы предпринимательства всегда испытывают на себе риск определенной степени.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    С одержание

    Введение

    Глава I. Валютные отношения и их правовое регулирование

    1.1 Правовое регулирование валютных отношений

    1.2 Валютный контроль

    Глава II. Валютный курс

    2.1 Валюта. Валютный курс

    2.2 Государственное регулирование валютных курсов

    Глава III. Ответственность за нарушения валютного законодательства

    Заключение

    Список использованной литературы

    Приложения

    Введение

    Качественный скачок в интеграции в мировую валютную систему был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В условиях, когда десятки тысяч предприятий получили возможность открывать валютные счета, устанавливать прямые связи с иностранными партнерами, когда стала быстро формироваться сеть коммерческих банков, сотни которых получили лицензии на право проведения валютных операций, и появилась идея создания внутреннего межбанковского валютного рынка.

    Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-продажа иностранных валют на национальную по курсу, складывающемуся на основе спроса и предложения. Институциональная структура валютного рынка включает банки, брокеров, предприятия. На Западе 85 - 95% валютных сделок производится на межбанковском рынке. Инструментами сделок на валютных рынках являются банковские векселя, тратты, чеки, банковские переводы и другие платежные документы.

    Валютные операции обеспечивают международные расчеты, страхование валютных и кредитных рисков, проведение валютной политики, получение прибыли участниками, а также используются для валютной спекуляции. В связи с этим валютные операции, как свидетельствует мировой опыт, давно стали объектом государственного и банковского наблюдения и контроля. В настоящий момент, на фоне разразившегося мирового финансового кризиса, данный вопрос, об осуществлении валютного регулирования, принимает одну из актуальных мест наряду с наиболее важнейшими решаемыми вопросами большинства стран рыночной экономики.

    Целью нашей работы будет являться рассмотрение государственного регулирования национального валютного курса с целью обеспечения его стабильности и устойчивости.

    Реализации цели будут способствовать решение следующих задач: рассмотрение основных нормативно-правовых актов, регулирующих валютные отношения складывающиеся на финансовом рынке страны, органов и агентов осуществляющих контроль и обеспечивающих соблюдение, исполнение соответствующих регулирующих нормативно-правовых документов; рассмотрение важнейших механизмов регулирования валютных курсов и ответственность, несущих физическими, юридическими и должностными лицами, за нарушение валютного законодательства.

    Основой валютного законодательства РФ является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». В Законе определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

    Однако Закон о валютном регулировании определяет лишь основные положения регламентирования валютной сферы. В связи с этим большое значение имеют нормативные акты в области валютного регулирования, разрабатываемые Банком России.

    Органами валютного регулирования в РФ являются Правительство РФ и Банк России.

    Согласно действующему на территории РФ законодательству, все валютные операции должны осуществляться только через Банк России или уполномоченные банки - банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Банка России на проведение валютных операций.

    Глава I . Валютные отношения и их правовое регулирование

    1.1 Правовое регулирование валютных отношений

    Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в РФ являются:

    1) Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

    2) Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

    3) Единство внешней и внутренней политики РФ;

    4) Единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

    5) Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

    Органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ (ст. 5. Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г.).

    Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установления требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с указанным Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом.

    Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получения резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

    Не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 15 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

    Центральный банк РФ, Правительство РФ, а также специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регистрируемых Федеральным законом, без ограничений.

    Источниками правового регулирования валютных отношений являются: Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ, отдельные положения федеральных законов «О банках и банковской деятельности» (ст. 5, 36), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 35, 61, 70), «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст. 1, 2, 6, 8, 15, 20, 21), Закон РФ № 120-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте», Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные документы Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Основу современного валютного законодательства составляет Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который не предполагает принятия в сове развитие ни одного закона. Данный Закон ориентируется только на активы подзаконного характера. Банковское дело: учебник, под ред. О.И. Лаврушина. - 5-изд., - М.: КНОРУС, 2007.

    1.2 Валютный контроль

    Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием валютных операций, осуществляемых клиентами, действующему валютному законодательству и представляют в Центральный банк РФ отчетность о проводимых валютных операциях. Основным органом валютного регулирования в РФ является Центральный банк РФ. Банк России определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Федерации резидентами и нерезидентами; проводит все виды валютных операций; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой и ценными бумагами в валюте Федерации; устанавливает порядок обязательного перевоза, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Федерации. Кроме того, Центральный банк РФ устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовит и публикует статистику валютных операций в Российской Федерации по принятым международным стандартам; выполняет другие функции в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

    Под валютным контролем законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Валютный рынок и валютное регулирование: Учеб. пособие /Под ред. И.Н. Платоновой. М.: БЕК, 2006.

    Основными целями и направлениями валютного контроля являются:

    · определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

    · проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

    · проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

    · проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.

    Одно из основных направлений валютного контроля -- контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, цель которого -- обеспечить поступление валютной выручки в Российскую Федерацию на счета экспортеров в уполномоченных банках. Зачисление валютной выручки на другие счета допускается только с разрешения ЦБ РФ. Для этого существует так называемый «паспорт экспортной сделки», порядок ведения которого определен совместной Инструкцией ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993 г.

    Другое направление валютного контроля -- защита валюты Российской Федерации, российских валютных ценностей в целом. Отсюда контроль за ввозом (вывозом), переводом и пересылкой за границу и из-за границы российской валюты, иностранной валюты, а также других валютных ценностей.

    Система организаций, осуществляющих контроль за правомерностью валютных операций, является двухступенчатой. В нее входят органы валютного контроля и их агенты (рис. 1, приложение № 1).

    В соответствии с Федеральным Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г. органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, а также Правительство РФ в соответствии с законами Российской Федерации.

    Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

    Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ (ст. 22. ч. 3).

    Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

    Органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за Проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений и т.д.; проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

    Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

    1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

    2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

    3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

    Глава II . Валютный курс

    2.1 Валюта. Валютный курс

    валютный рынок законодательство иностранный

    Валюта - это денежные знаки иностранных государств: 1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; 2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и в международных денежных или расчетных единицах.

    К валютным ценностям относятся: иностранная валюта, внешние ценные бумаги номинированные в иностранной валюте, драгоценные металлы (за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий), природные драгоценные камни (за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней, а также лома таких изделий). Федоров М. В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. М.: ПАИМС, 2008.

    Субъектами валютных отношений являются юридические и физические лица (резиденты, нерезиденты), осуществляющие валютные сделки и расчеты, а также посредники и участники взаимосвязей на валютных рынках и сфере международных расчетов.

    Операции с иностранной валютой совершаются согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле», указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным документам Банка России и Минфина России.

    Все международные экономические операции связаны с обменом национальных валют. Данный обмен происходит по определенному соотношению -- валютному курсу.

    Под валютным курсом понимается соотношение между денежными единицами разных стран, или цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны (либо в международной денежной единице).

    На изменение валютного курса оказывает влияние множество факторов. Например, подъем экономики будет способствовать увеличению спроса на все виды товаров и услуг, в том числе и импортные. Рост импорта ведет к увеличению предложения национальной валюты на рынках иностранной валюты. Увеличение прибыльности предприятий повышает интерес к ним иностранных инвесторов. В результате растет спрос на национальную валюту. То же самое происходит и в том случае, когда повышается ставка процента на правительственные ценные бумаги.

    Уровень валютного курса существенно влияет на внешнюю торговлю, конкурентоспособность национальной продукции на мировом рынке, движение капиталов, состояние денежного обращения и в целом на весь воспроизводственный процесс.

    В связи с этим возникает необходимость государственного регулирования валютного курса. Основными методами такого регулирования являются:

    · покупка-продажа иностранной валюты на национальную;

    · операции центрального банка на открытом рынке, т.е. покупка-продажа ценных бумаг;

    · изменение уровня процентных ставок и (или) норм обязательных резервов.

    Установление валютного курса, определение пропорций обмена валют называется валютной котировкой. Существуют следующие варианты валютной котировки -- спот-курсы и форвард-курсы.

    Спот-курсы -- это курсы валют, устанавливаемые на момент заключения сделки, т.е. на ближайший день платежа; они включают такие варианты:

    прямая котировка -- выражение курса иностранных валют в денежных единица страны, на территории которой проводятся соответствующие операции или сделки;

    косвенная котировка -- выражение курса национальной денежной единицы к валюте другой страны (обратная котировка);

    кросс-курсы -- выражение соотношения между валютами двух стран посредством их приравнивания к валюте третьей страны;

    Форвард-курсы -- это курсы валют, устанавливаемые на определенную дату в будущем.

    Процедура котировки обычно заключается в определении и регистрации межбанковского курса путем последовательного сопоставления спроса и предложения по каждой валюте (фиксинг). Затем на этой основе устанавливаются курсы продавца и покупателя.

    2.2 Г осударственно е регулировани е валютных курсов

    Центральный Банк России является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. В наиболее общем виде валютная политика выражается в регулировании валютного курса: проведении валютного регулирования и валютного контроля, формировании официальных валютных резервов и управлении ими, а также в осуществлении международного валютного сотрудничества России.

    Регулирование валютного курса -- важнейшее направление деятельности центрального банка в валютной сфере.

    Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.

    Важнейший механизм регулирования валютных курсов -- валютные интервенции, т.е. прямое вмешательство центрального банка в функционирование валютного рынка посредством купли-продажи валюты.

    Другой широко используемый способ регулирования валютного курса -- дисконтная политика, реализуемая путем понижения или повышения официальной учетной ставки центрального банка.

    Валютное регулирование и валютной контроль -- совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на уравновешивание платежных балансов, поддержание курса национальной валюты и достижение других целей во внешнеэкономической сфере. Федоров М. В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. М.: ПАИМС, 2008.

    ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения. К таким мерам, в частности, относятся:

    Решение об обязательной продаже части экспортной выручки;

    Ограничение операций коммерческих банков по купле-продаже валюты на валютном рынке;

    Разработка ЦБ РФ совместно с Таможенным комитетом России системы методов экономического и административного воздействия на клиентов банков, несвоевременно отчитывающихся по приходу грузов, купленных за валюту.

    Одна из форм валютного регулирования -- валютные ограничения, которые используются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Жесткость валютных ограничений зависит от конкретной ситуации во внешнеэкономической области той или иной страны.

    Еще одной составной частью валютной политики являются формирование официальных валютных резервов и управление ими.

    Валютные резервы центрального банка -- это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используются для про-ведения международных расчетов и служат обеспечением стабильности национальной валюты. Официальные валютные (или золотовалютные) резервы состоят из золота, иностранных валют, специальных прав заимствований (СДР), нетто-позиций в МВФ.

    Глава III . Ответственность за нарушения валютного законодательства

    Ответственность за нарушение валютного законодательстварегулируется правовыми нормами, содержащимися в источниках финансового (Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.), административного, гражданского, таможенного, уголовного права.

    В Кодексе РФ об административных правонарушениях в ст. 15, 25 предусмотрены санкции за нарушение валютного законодательства. Так, осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если это обязательно, либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 1/10 до одного размера суммы незаконной валютной операции.

    Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметом административного правонарушения.

    Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и предоставления отчетности по валютным операциям, а также нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 МРОТ, на юридических лиц -- от 400 до 500 МРОТ. Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006.

    В Уголовном кодексе РФ уголовно наказуемыми являются следующие преступления:

    легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных незаконным путем (ст. 174);

    незаконное получение кредита (ст. 176);

    злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177);

    злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст.185);

    изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186);

    6) изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187);

    незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191);

    нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192);

    9) невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193).

    Кроме того, в ст. 25 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства.

    Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в этих случаях устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с российским законодательством.

    При повторном нарушении указанных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

    взыскания в доход государства указанных выше сумм, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законодательством РФ;

    приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

    3) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

    Взыскание указанных сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц -- в бесспорном порядке, а с физических лиц -- в судебном.

    Должностные лица юридических лиц -- резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц -- нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Заключение

    Подводя итоги по проделанной работе, можно сделать вывод в следующем: основой валютного законодательства РФ является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», в Законе определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства; органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ (ст. 5. Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г.).

    Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

    Центральный банк Российской Федерации, являясь основным проводником и реализатором денежно-кредитной и валютной политики в стране, устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Кроме того, является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. В наиболее общем виде валютная политика выражается в регулировании валютного курса: проведении валютного регулирования и валютного контроля, формировании официальных валютных резервов и управлении ими, а также в осуществлении международного валютного сотрудничества России.

    Центральный банк самостоятельно определяет формы и методы управления официальными валютными резервами, т.е. определяет такие параметры, как допустимый уровень надежности и ликвидности официальных валютных резервов, пределы их использования для регулирования валютного курса и др.

    Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами. Регулирование валютного курса -- важнейшее направление деятельности Центрального банка в валютной сфере.

    Большое внимание ЦБ РФ уделяет регулированию обращения наличной валюты. В России запрещается использование иностранной валюты в розничной торговле. В то же время коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты по совершению официальных операций с иностранной валютой.

    Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и другие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.).

    По мере углубления кризисных явлений наблюдается тенденция расширения сферы валютного регулирования. Валютное регулирование - деятельность государства, направленная на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. Необходимость валютного регулирования заключается в стремлении стран и банков минимизировать валютные риски. Страны с помощью валютного регулирования стремятся поставить под контроль государства валютные операции, предоставление иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу и тем самым поддержать равновесие платежного баланса и устойчивости национальной валюты.

    После присоединения России к МВФ проводились меры по либерализации порядка получения лицензии вывоза и пересылки из страны и ввоза и пересылки в страну валюты РФ, а также по установлению лимитов открытой валютной позиции и контроля за их соблюдением уполномоченными банками РФ. Был изменен порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов и нерезидентов в валюте РФ, введена новая отчетность по конверсионным операциям уполномоченных банков, являющихся ведущими операторами межбанковского валютного рынка.

    Внесены изменения в порядок оформления паспортов сделок, сделок с наличной иностранной валютой, работы обменных пунктов, сделок между уполномоченными банками, порядок резервирования, обязательной продажи части валютной выручки, усиления валютного контроля.

    Произошло существенное ужесточение валютного контроля за открытой валютной позицией. Контроль за открытыми валютными позициями уполномоченных банков РФ осуществляется в рамках надзора за деятельностью кредитных организаций. В случае грубых нарушений Банк России принимает меры вплоть до отзыва лицензии на право совершать операции с иностранной валютой.

    Усилился контроль за экспортно-импортными операциями по линии взаимодействия с органами таможенного контроля по составлению паспорта сделки (- это документ валютного контроля, содержащий сведения из контракта между резидентом и нерезидентом, необходимые для проверки) в рамках выполнения надзорной функции уполномоченными банками.

    Учет экспортно-импортных операций и контроль за их проведением осуществляет уполномоченный банк (банк паспорта сделки - БПС), в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки.

    Список использованной литературы

    1). Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря 2004 г., 18 июня, 18 июля 2005 г., 3 мая, 12 июня 2006 г.).

    2). Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая 2006 г.).

    3). Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г.).

    4). Инструкция ЦБ РФ №19, ГТК РФ №01-20/10283 от 12 октября 1993 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров».

    5). Инструкция ЦБ РФ №30, ГТК РФ №01-20/10538 от 26 июля 1995 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».

    6). Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (с изменениями от 4 октября 2005 г., 10 мая 2006 г.).

    7). Банковское дело: учебник, под ред. О.И. Лаврушина. - 5-изд., - М.: КНОРУС, 2007.

    8). Валютный рынок и валютное регулирование: Учеб.пособие /Под ред. И.Н. Платоновой. М.: БЕК, 2006.

    9). Деньги. Кредит. Банки: учеб. пособ. / Н.Г. Малахова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    10). Жарковская Е., Арендс И. Банковское дело: Курс лекций. - М.: ИКФ Омега-Л, 2007.

    11). Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/ Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2008.

    12). Федоров М. В. Валюта, валютные системы и валютные курсы. М.: ПАИМС, 2008.

    13). Эриашвили Н.Д. Банковское право: Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006.

    Приложение

    Рис. 1. «Система органов валютного контроля и их агенты»

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Валютный курс как экономическая категория. Цена валюты. Основы формирования валютных курсов: содержание золота в единице валюты, покупательная способность валют, соотношение спроса и предложения на валюты. Суть понятия "международные валютные расчёты".

      контрольная работа , добавлен 23.04.2015

      Сущность валютного курса как стоимостной категории. Виды валютных курсов и их режимы. Теории валют: паритета покупательной способности; регулируемой валюты; ключевых валют; фиксированных паритетов и плавающих курсов; нормативная теория валютного курса.

      реферат , добавлен 17.04.2008

      Формы и режимы конвертируемости валюты на современном этапе. Факторы, влияющие на величину реального валютного курса, участники валютного рынка и ответственность за нарушение законодательства. Финансовые операции при долгосрочном валютном кредите.

      контрольная работа , добавлен 16.04.2011

      Понятие валютного курса и сферы его использования. Операционный ориентир курсовой политики Банка России. Факторы, определяющие курс валют. Приемы и методы технического анализа тенденции его изменения. Реальный и номинальный эффективный валютный курс.

      презентация , добавлен 23.10.2016

      Методика определения валютных курсов, их регулирование посредством валютной интервенции и дисконтной политики. Установление и использование официального обменного курса в Украине. Роль коммерческих банков и НБУ в осуществлении валютного контроля.

      курсовая работа , добавлен 26.04.2012

      Регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Сущность валютного регулирования. Воздействие на конвертируемость национальной валюты, валютного курса и платежного баланса.

      курсовая работа , добавлен 18.01.2017

      реферат , добавлен 19.05.2007

      Изучение понятия валюты и валютных ценностей. Характеристика видов и механизмов формирования валютного курса. Исследование порядка перемещения белорусских рублей и иностранной валюты через таможенную границу Республики Беларусь (ввоз, вывоз, пересылка).

      контрольная работа , добавлен 13.06.2010

      Политика валютного курса как составная часть денежно-кредитной политики. Механизм формирования спроса и предложения на валютном рынке. Сравнение цен мировых и национальных рынков, стоимостных показателей разных стран, выраженных в денежных единицах.

      контрольная работа , добавлен 24.09.2014

      Изучение классификации и сущности валютных курсов, влияние разных видов валют на экономику страны. Исследование видов валютного курса на примере валюты США. Анализ проблемы колебаний реального и номинального курса доллара на мировом валютном рынке.

    Методы валютного регулирования -- это те рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения.

    Методы валютного регулирования можно разделить на две большие группы: административные инструменты и рыночные инструменты.

    К административным инструментам валютного регулирования в России относят обязательную продажу на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортерам, а также целый ряд законодательно закрепленных валютных ограничений.

    Центральный банк РФ изменяет процент продажи валютной выручки экспортерами. Доля продажи валютной выручки экспортерами -- один из важнейших управляющих параметров, который можно использовать для регулирования валютного рынка и проведения политики курсообразования. Чем выше доля обязательной продажи валютной выручки, тем выше предложение иностранной валюты на валютном рынке. На валютном рынке в этих условиях возможны следующие ситуации:

    • 1. Спрос на иностранную валюту уравновешивается предложением, т.е. потоки импорта равны потокам экспорта, а валютный курс будет стабильным при невмешательстве Центрального банка РФ.
    • 2. Спрос на иностранную валюту, несмотря на введенный процент обязательной продажи валютной выручки, все-таки превышает предложение валюты.
    • 3. Предложение иностранной валюты превысит спрос на иностранную валюту. В этих условиях Центральный осуществляет интервенции национальной валюты, увеличивая тем самым денежную массу в стране. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2014. С.643.

    Изменяя процент обязательной продажи валютной выручки экспортерами, Центральный банк может регулировать курс национальной валюты, объем своих золотовалютных резервов, денежную массу и уровень инфляции в стране.

    Валютное регулирование может осуществляться и путем введения ряда ограничений на проведение валютных операций. Валютные ограничения могут быть связаны с проведением, как текущих операций, так и операций, связанных с движением капитала. Валютные ограничения могут различаться и в зависимости от принадлежности субъекта валютных отношений к резидентам или нерезидентам страны.

    К другой группе относятся рыночные инструменты валютного регулирования. К рыночным инструментам валютного регулирования относят инструменты прямого регулирования и инструменты косвенного регулирования.

    Инструменты прямого регулирования оказывают непосредственное, прямое влияние на величину курса национальной валюты. К инструментам прямого валютного регулирования относят валютные интервенции и дисконтную политику. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2014. С.647.

    Валютные интервенции представляют собой действия Центрального банка Российской Федерации, направленные на покупку или продажу иностранной валюты на национальную. Промежуточной целью валютной интервенции является, как правило, поддержание курса национальной валюты. Валютные интервенции могут быть связаны также с необходимостью сглаживания краткосрочных валютных колебаний, а также выплат по внешним долгам.

    Иногда центральные банки проводят равные по размеру, но противоположные по направленности сделки с иностранными и внутренними активами, с тем, чтобы свести к нулю влияние своих сделок с валютой на национальное предложение денег. Такое поведение центральных банков получило название «стерилизации» в экономической литературе.

    И, наконец, большое влияние на валютные отношения оказывают инструменты внешнеторгового регулирования. К инструментам внешнеторгового регулирования принято относить:

    • 1. Экономические инструменты:
      • а) импортные тарифы (пошлины),
      • б) импортные квоты,
      • в) экспортные субсидии
    • 2. Административные инструменты. Борисов Е.Ф. Основы экономики. М., 2014. С.292.

    Отличительная черта тарифов, квот и субсидий -- это возникновение разницы между мировыми и внутренними ценами.

    Прямой эффект от тарифа (т.е. налога на импорт) состоит в удорожании импортных товаров по сравнению с их стоимостью за границей.

    Наиболее распространенной формой импортных тарифов являются таможенные пошлины.

    Таможенная пошлина -- простейшая форма торговой политики -- налог, которым облагается импортируемый товар. Специфические таможенные пошлины представляют собой фиксированную сумму, отчисляемую за единицу импортируемого товара (например, 100 рублей за баррель нефти).

    Помимо таможенных пошлин в международной торговле используются импортные квоты.

    Наряду с экономическими инструментами могут быть использованы и административные инструменты.

    Изменение цен из-за тарифов, квот и субсидий влияет как на относительное предложение, так и на относительный спрос. В результате этого изменяются условия торговли как для страны, активно использующей эти инструменты внешнеторгового регулирования, так и для других стран.

    Состояние платежного баланса страны тесно связано с ситуацией на валютном рынке и государственным регулированием курса национальной валюты.

    Валютный рынок – это совокупность отношений в процессе обмена национальной валюты на валюту других стран.

    Номинальный валютный курс – выражение цены денежной единицы одной страны в денежных единицах другой страны, или пропорция обмена валют друг на друга.

    Прямая котировка (или обменный курс) означает цену иностранной валюты, выраженную в национальных денежных единицах. Такой подход к определению валютного курса применяется большинством стран мира.

    Обратная котировка (или девизный курс) – цена национальной валюты, выраженная в иностранных денежных единицах.

    Объем спроса на иностранную валюту находится в обратной зависимости от ее обменного курса. Это обусловлено тем, что с понижением обменного курса иностранной валюты повышается покупательная способность национальной валюты за рубежом: на единицу национальной валюты становится возможным приобрести больше единиц иностранных денег, а, значит, и больше импортных товаров. Поэтому спрос на иностранную валюту растет.

    И, наоборот, с повышением обменного курса иностранной валюты, спрос на нее падает, поскольку снижается объем товаров, который можно прибрести за рубежом, покупая единицу иностранной валюты. График спроса на иностранную валюты изображен на рис. 7 в виде кривой D . По оси абсцисс откладывается объем спроса (Q ), по оси ординат – обменный курс иностранной валюты (Е ). валюты, покуе едининц ного курсарственным регулированием курса национ

    На положение кривой спроса D влияют следующие факторы:

    Изменение спроса на импортные товары: его рост смещает эту кривую вправо вверх, а снижение – влево вниз.

    Изменение соотношения цен импортных товаров и их национальных аналогов: относительное удорожание импортных товаров приводит к сдвигу кривой спроса на иностранную валюту влево вниз, а относительное удешевление – к сдвигу вправо вверх.

    Изменение чистого экспорта капитала: его понижение сокращает спрос на иностранную валюту, смещает кривую спроса влево вниз; а его повышение увеличивает спрос на иностранную валюту и сдвигает ее положение вправо вверх.

    Изменение соотношения ставок процента на мировом и внутреннем финансовых рынках. Если это соотношение растет, то выгоднее становится покупать иностранную валюту с целью экспорта капитала, спрос на нее увеличивается. И, наоборот, при снижении указанного соотношения, выгоднее становится вкладывать капитал в национальную экономику, спрос на иностранную валюту уменьшается.

    Объем предложения иностранной валюты находится в прямой зависимости от ее обменного курса. Это объясняется тем, что при увеличении (уменьшении) обменного курса иностранной валюты повышается (снижается) ее покупательная способность на внутреннем рынке страны, что вызывает рост (сокращение) ее предложения. График предложения валюты изображен на рис. 7 в виде кривой S .


    На положение кривой предложения иностранной валюты влияют следующие основные факторы:

    Изменение спроса на экспортные товары: его повышение (снижение) увеличивает (уменьшает) предложение иностранной валюты, поэтому смещает кривую S вправо вниз (влево вверх).

    Изменение соотношения цен мирового рынка и внутренних цен товаров. Если оно растет, то выгоднее становится покупать товары внутри страны, что увеличивает предложение иностранной валюты, сдвигает ее кривую вправо вниз. И, наоборот, при снижении указанного соотношения происходят противоположенные явления.

    Изменение чистого экспорта капитала. Его увеличение снижает предложение иностранной валюты, а уменьшение – повышает, что отражается соответствующими перемещениями кривой предложения S .

    Изменение соотношения ставок процента на мировом и внутреннем финансовых рынках вызывает изменение в направленности потоков капитала, величине чистого экспорта капитала, что, как уже говорилось, влияет на положение кривой предложения иностранной валюты.

    При предположении о «свободном плавании» курса иностранной валюты на рынке устанавливаются равновесные курс и объем продажи иностранной валюты. На рис. 7. равновесное состояние изображено точкой пересечения кривых S и D , имеющей координаты Е* и Q* .

    Действие указанных выше факторов, влияющих на спрос и предложение, смещает кривые S и D , соответственно – точку их пересечения, что отражает изменения в равновесных объеме и курсе иностранной валюты.

    В случае, когда государство регулирует курс иностранной валюты, не допуская его выхода за рамки определенного валютного «коридора», активным «игроком» на валютном рынке становится центральный банк страны, который либо покупает, либо продает иностранную валюту, меняя размеры официальных валютных резервов.

    Графически действия центрального банка по регулированию валютного курса изображены на рис. 8. Государство устанавливает границы валютного «коридора»: нижнюю – Е и верхнюю – Е 1 . Если предложение иностранной валюты становится слишком низким (кривая S ), то ее рыночный курс может превысить верхнюю границу «коридора». В этом случае центральный банк продает часть валютных резервов в размере (Q 1 – Q ). Благодаря этому предложение валюты растет (смещение кривой S в положение S 1), и рыночный курс понижается до верхней границы коридора Е 1 .

    В случае же, когда, наоборот, предложение иностранной валюты становится слишком большим (кривая S ΄), курс иностранной валюты может упасть ниже минимальной границы «коридора», и центральный банк проводит закупку иностранной валюты, увеличивая спрос на нее. При объеме этой закупки, равном (Q ΄ – Q 1 ΄), кривая спроса D смещается в положение D ΄, что отражает повышение курса валюты до нижней границы «коридора».

    Повышение курса иностранной валюты означает относительное удешевление национальной валюты, а уменьшение курса иностранной валюты – относительное удорожание национальной.

    Если государство проводит политику фиксированного валютного курса, т.е. поддерживает его на установленном уровне, то повышение или понижение курса иностранной валюты осуществляется специальным решением центрального банка. В этом случае говорят о девальвации национальной валюты (при повышении курса иностранной валюты), или ее ревальвации (при снижении курса иностранной валюты).

    Курс валют разных стран по отношению к национальной, как правило, меняется неодинаковыми темпами. В этом случае для анализа показателей валютного рынка рассчитывается номинальный эффективный курс национальной валюты представляющий собой средневзвешенный курс по отношению к определенной «корзине» валют. В «корзину» включаются валюты стран - основных торговых партнеров данной страны, или стран - участниц соглашений о совместном регулировании валютных курсов. В качестве «корзины» может использоваться СПЗ – условная денежная единица МВФ.

    Реальный валютный курс – это показатель, служащий для оценки пропорций, в которых обмениваются товары одной страны на товары другой на мировом рынке; или оценки количества товаров одной страны, в среднем необходимого для приобретения единицы товаров другой страны.

    Реальный валютный курс связан с номинальным следующим образом:

    Где: Е Р – реальный курс валюты, Р В – уровень внутренних цен, выраженных в национальной валюте; Р И – уровень цен за рубежом, выраженных в иностранной валюте.

    Допустим, номинальный курс доллара был 28,6 руб./долл. Для покупки определенной товарной корзины, служащей условной единицей измерения товарной массы, в США требовалось 100 долл., а в России – 1900 руб.

    Чтобы приобрести условную товарную единицу в США посредством обмена на российские товары, требовалось экспортировать этих товаров на 100 долл., что по курсу доллара равнялось 2860 руб. Иначе говоря, товары, которые в России стоили 2860 руб., обменивались на товары, которые в США стоили 100 долл. Но в России на 2860 руб. можно было купить число условных товарных единиц, равное 1,5. Таким образом, для приобретения условной товарной единицы у США требовалось затратить 1,5 условных единиц российских товаров. Это и есть реальный курс американского доллара.

    Поскольку на практике возникают трудности с определением абсолютного уровня цен в разных странах, то оцениваются относительные изменения реального курса валюты на основе относительных изменений номинального курса и темпов роста цен. Для этого используется формула:

    где: показатели с верхним индексом «΄» относятся к текущему периоду, а без индекса – к исходному; I E , I P И , I P B – темпы роста номинального курса валюты, цен за рубежом и цен внутри страны соответственно.

    Продолжим рассмотрение приведенного выше примера. Предположим, что в течение года произошли следующие изменения: уровень цен в России повысился на 11%, а в США – на 2%, курс доллара стал равным 26,6 руб./долл.

    Для определения того, как изменился реальный курс доллара, проводим вычисления по формуле (1) и получаем: .

    Таким образом, реальный курс доллара сократился на 14,5%.

    Соответственно повысился реальный курс рубля к доллару. Если в исходном периоде на единицу американских товаров обменивалось 1,5 единиц российских товаров, то теперь требуется только 1,28 единиц российских товаров для обмена на единицу американских.

    Реальный курс может определяться не только в отношении одной иностранной валюты, но и в отношении «корзины» валют. В этом случае рассчитывается реальный эффективный валютный курс . Он оценивает, сколько в среднем условных единиц национальных товаров необходимо для приобретения за рубежом единицы иностранных товаров.

    Изменение реального эффективного валютного курса определяется по такой же формуле, что и изменение реального валютного курса, но с той разницей, что вместо номинального валютного курса в ней берется номинальный эффективный валютный курс, а вместо индекса цен за рубежом – средневзвешенный индекс внутренних цен в странах, валюты которых учитываются в составе валютной «корзины».

    Паритет покупательной способности – такой валютный курс, при котором обеспечивается равенство покупательной способности различных валют в каждой стране при данном уровне цен. Иначе говоря, это – такой номинальный курс валюты, при котором ее реальный курс равен 1.

    В приведенном выше примере реальный курс доллара был равен 1,28, номинальный – 26,6 руб./долл. Это значит, что паритет покупательной способности доллара к рублю в предположенных условиях составит руб./долл., или в среднем на 1 доллар в США можно купить столько же товаров, что в России на 20,8 руб.

    Либерализация мировой торговли порождает в долгосрочном периоде тенденцию к выравниванию на разных национальных рынках цен, выраженных в одной и той же валюте и очищенных от налогов, на товары, предназначенные для международного обмена, хотя этому препятствуют сохраняющиеся протекционистские барьеры.

    Указанная тенденция послужила основанием для концепции нейтральности денег в долгосрочном периоде . Согласно этой концепции, реальный курс валют в длительном периоде остается стабильным и определяется в конечном счете паритетом их покупательной способности. А в коротком периоде реальный курс валюты может испытывать значительные колебания, – в силу неравномерности динамики цен и процессов инфляции в разных странах и относительной стабильности номинальных валютных курсов.

    При постоянстве реального курса валюты динамика ее номинального курса, как это следует из формулы (1), будет определяться соотношением темпов роста цен за рубежом и внутри страны.

    Согласно количественной теории денег (см. тему 13), уровень цен определяется следующими основными факторами: размерами реального ВВП (Y ), размерами денежной массы (М ) и скоростью обращения денег (v ):

    Где – величина, обратная к скорости обращения денег; она называется поведенческим коэффициентом.

    Используя данную формулу, можно выразить относительное изменение номинального валютного курса в длительном периоде как отношение темпов роста цен за рубежом и внутри страны: , где I обозначает темп роста соответствующего показателя, f – значение показателя для зарубежных стран.

    Для изучения последствий государственного воздействия на уровень валютного курса используются различные математические модели. Рассмотрим наиболее простую из них.

    В модели предполагается, что ставка процента внутри страны совпадает со ставкой процента на мировом рынке, имеет место свободное движение капитала из страну и в обратном направлении, а также свободное «плавание» курса национальной валюты на валютном рынке.

    В этом случае спрос на национальную валюту со стороны нерезидентов рассматривается как совпадающий с величиной чистого экспорта (сальдо счета текущих операций, Х n ), а предложение национальной валюты со стороны резидентов – как превышение национальных сбережений над внутренними инвестициями (чистый экспорт капитала, XK n ). Графики спроса на национальную валюту и ее предложения изображены на рис. 9.