• Кому предоставляются дотации. Что такое дотация, назначение и значение дотаций

    Дотация — это вид трансферт, переводимых между бюджетами для поддержки частных лиц и убыточных предприятий. Согласно действующему БК РФ финансовые операции осуществляются в рамках отечественной бюджетной системы безвозмездно и безвозвратно.

    Законодательство обеспечивает возможность перечисления денежных средств из федерального бюджета в пользу субъектов РФ (областей, краев, в том числе автономных) в следующих формах:

    • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
    • субсидии (финансовые льготы) и субвенции (целевая материальная помощь);
    • иные трансферты.

    Бюджетные средства могут предоставляться властями субъекта в пользу местных бюджетов. В этом случае финансирование поступает в поселения и муниципальные районы.

    Дотационную помощь любого уровня можно заменять дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ, действующими до 3-х лет.

    Особенности приема федеральной дотационной помощи

    Отдельные субъекты РФ, получающие дотации в сумме от 10% от доходов от 2-х отчетных периодов, не могут:

    • принимать и исполнять обязательства, не касающиеся их полномочий согласно действующему законодательству;
    • превышать нормативы расходов на содержание органов государственной власти, утвержденные Правительством РФ.

    Если дотационная доля составляет более 40% от доходов, вводят следующие меры:

    • разработка, подписание и реализация соглашения с Минфином РФ для роста налоговых и неналоговых доходов, повышения эффективности использования бюджета;
    • контроль исполнения бюджета;
    • передача материалов для составления заключения о соответствии проекта бюджета субъекта требованиям законов РФ;
    • ежегодные проверки отчета, фиксирующего порядок исполнения бюджета.

    Приостановление или сокращение перечисляемых межбюджетных трансферт происходит в случае, если:

    • власти субъекта РФ нарушают условия выдачи дотаций;
    • превышают предельные значения по расходам;
    • не выполняют обязательства, возложенные при перечислении средств на выравнивание местного бюджета.

    Установление размера федеральных дотаций

    Список получателей дотаций ежегодно утверждается уполномоченными органами Минфина РФ в срок до 15 ноября. Средства направляют в специализированный финансовый фонд. Окончательный размер дотационной помощи устанавливается с учетом бюджетной обеспеченности населения конкретного российского региона.

    При установлении этого существенного показателя государственные власти учитывают:

    • структуру населения;
    • размеры налоговых доходов граждан;
    • факторы, действующие на стоимость государственных услуг (климатические, географические и социально-экономические).

    До 1 августа должностные лица Минфина РФ передают в исполнительные органы субъектов информацию, необходимую для распределения дотационной помощи.

    Между Минфином РФ и руководителем субъекта заключается соглашение об условиях предоставления дотаций. Целью принятия документа является оздоровление государственной финансовой системы, улучшение социального и экономического состояния российских регионов.

    Особенности приема дотационной помощи от субъектов

    Если сумма дотаций более 5% от общих доходов, то власти муниципального образования не могут превышать нормы по:

    • оплате труда депутатов;
    • расходам на выборных должностных лиц;
    • содержанию муниципальных служащих.

    Если размер дотаций превышает 20% от дохода местного бюджета в течение 2-х лет, то властям запрещается иметь расходные обязательства, не отнесенные к их полномочиям.

    При повышении доли дотаций до 50% осуществляются следующие дополнительные меры:

    • подписание соглашений с руководством субъектов РФ;
    • подача представления в исполнительные органы. Местная администрация представляет данные для формования заключения о корректности проекта принятого бюджета;
    • проверка контрольно-счетными органами бюджетной отчетности не реже 1 раза в полгода.

    Расчет размера финансирования от субъектов

    Дотации в пользу отдельных поселений РФ поступают из бюджета субъекта. Перечисление денежных средств социальной направленности происходит с целью стабилизации показателя бюджетной обеспеченности в:

    • городских округах;
    • внутригородских районах;
    • городских и сельских поселениях.

    Выделенные финансы перечисляются в региональный фонд. Объем дотационных поступлений рассчитывается с учетом:

    • численности и структуры жителей;
    • степени развитости экономики;
    • налогового потенциала региона;
    • климатических, социально-экономических и географических предпосылок.

    Дотации, выплачиваемые в пользу районов, закрепляются в бюджете субъекта. Объем и особенности распределения денежных средств отражаются в законе о бюджете, принятом властными органами на уровне субъекта.

    Особенности приема дотаций из местных бюджетов

    Социальная помощь из местных бюджетов поступают в районы, поселения и городские округа.

    Финансы, полученные от муниципальных районов, составляют районный фонд. Денежные средства, переведенные из округов с внутригородским делением, зачисляют в окружной фонд.

    Цель и последствия предоставления дотаций

    Дотации вносятся без указания направлений и условий использования денежных средств. Местное законодательство может предусматривать выдачу дотаций на питание определенных категорий работников, на проезд, на выплаты в пользу несовершеннолетних детей.

    В сферу дотируемых включаются такие направления государственной экономики как сельскохозяйственная промышленность и научно-исследовательская деятельность. Выплата дотаций в пользу убыточных компаний позволяет избежать банкротства или значительного повышения розничных цен на популярные товары и услуги.

    Принятие решений о выдаче дотаций влечет за собой дефицитность государственного бюджета, дополнительную денежную эмиссию и инфляцию.

    Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

      принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

      принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

      заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;

      принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;

      принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

    55. Понятия: дотация, субсидия, субвенция и источники их финансирования. Формы расходов бюджетов

    Основными формами расходов бюджетов являются: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическим и юридическим лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансферты населению; бюджетные кредиты физическим лицам, в т. ч. налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств; субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание долговых обязательств, в т.ч. государственных или муниципальных гарантий.

    Дотация -межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

    Субсидия - выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти. следует различать два вида субсидий:

    субсидия - межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета

    субсидия - денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.Основные свойства субсидии:

      безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель)

      целевой характер

      софинансирование (на условиях долевого финансирования)

    Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотатируется через компенсационные выплаты.

    Субве́нция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

    Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций)

    1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением могут предоставляться внутригородским районам, входящим в состав данного городского округа с внутригородским делением, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа городского округа с внутригородским делением, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими этим требованиям законами субъекта Российской Федерации.

    2. Порядок определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением и их распределения устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением утверждаются решением представительного органа городского округа с внутригородским делением о бюджете городского округа с внутригородским делением на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

    В случае, если проект бюджета городского округа с внутригородским делением утверждается на очередной финансовый год и плановый период, допускается утверждение на плановый период не распределенного между внутригородскими районами объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из бюджета городского округа с внутригородским делением не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.

    4. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением, за исключением дотаций, предоставляемых в порядке, установленном пунктом 5 статьи 137 настоящего Кодекса, предоставляются внутригородским районам, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов данного городского округа с внутригородским делением.

    Расчетная бюджетная обеспеченность внутригородских районов определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом внутригородского района исходя из налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по внутригородским районам данного городского округа с внутригородским делением с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

    Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов отдельных внутригородских районов не допускается.

    5. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено, что при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности внутригородских районов помимо налоговых доходов, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, могут учитываться неналоговые доходы бюджетов внутригородских районов, формируемые в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) законами субъектов Российской Федерации, и (или) муниципальными правовыми актами представительных органов городских округов с внутригородским делением за счет:

    1) платы за негативное воздействие на окружающую среду;

    2) платы за передачу в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков;

    3) платы за передачу в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также средств от продажи прав на заключение договоров аренды указанных земельных участков (за исключением земельных участков, предоставленных муниципальным предприятиям, в том числе казенным, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям).

    6. В случае предоставления дотаций, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, финансовый орган городского округа с внутригородским делением вправе заключать с главами местных администраций (руководителями исполнительно-распорядительных органов) муниципальных образований, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов из бюджета городского округа с внутригородским делением, соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов внутригородского района.

    Порядок, сроки заключения соглашений и требования к соглашениям, которые указаны в настоящем пункте, устанавливаются местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) городского округа с внутригородским делением.

    Дотация (Dotation, Grant, от лат. dotatio - дар, пожертвование)

    Определение термина "дотация"

    1. Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки предприятиям, у которых доход от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта.

    2. В российском законодательстве - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. (Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 08.11.2007.-Ст. 6)

    3. Дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом, например дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей. (Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш. Лозовский и др.-М., 2003)

    Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой - не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций , в "закрытой" экономике производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации увеличивают расходную часть государственного бюджета. В "открытой" экономике основной причиной дотаций является поддержка национального производителя с целью стимулирования внутреннего спроса. То есть увеличение занятости и уровня жизни населения, поскольку импортируемые товары имеют обычно более низкую цену. Для покрытия этого разрыва используют механизм дотаций. Кроме того, дотации используются для стимулирования производства социально значимых товаров, работ и услуг по низким ценам, доступным всем слоям населения.

    Дотационные механизмы могут использоваться не только по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Это может касаться и физических лиц. Например, определенная часть населения государства может находиться по уровню своих доходов ниже уровня принятых в обществе социальных стандартов. Для того, чтобы поддержать эту часть своих граждан, государством может использоваться дотация на коммунальные услуги, товары первой необходимости и другие социально значимые товары и услуги. В этом случае дотация выступает инструментом социального обеспечения граждан, но, одновременно, позволяет поддерживать нормальный (рыночный) уровень цен на товары и услуги. Получателем дотации в этом случае выступает конкретное физическое лицо, получающее адресную социальную помощь. Такой механизм адресных дотаций позволяет государству расходовать значительно меньшие объемы финансовых ресурсов, чем, если бы дотировалось производство товара и услуги по стране в целом.