• Облигации государственных займов.

    Уже более тридцати лет граждане России хранят облигации 1982 года и задаются вопросом: что с ними делать в дальнейшем? Ведь многие считают ОГВВЗ (облигации последнего государственного внутреннего выигрышного займа) обычной бумагой, которая не предусматривает никакой ценности. Но эта ситуация не является верной, ведь в настоящее время такие документы 1982 года обрели реальную ценность, поэтому появилась возможность обменять облигации внутреннего выигрышного займа на настоящие денежные средства. Однако аналитики не рекомендуют сейчас спешить, так как цена на бумаги может значительно возрасти.

    Что стало причиной интереса

    Облигации 1982 года, о которых власти старались забыть, стали набирать популярность благодаря действиям российского пенсионера. Ю. Лобанов, именно так зовут 74-летнего пенсионера, решил предпринять серьезные меры относительно возврата долга по бумагам. Изначально житель Ивановской области писал заявления в разные судейские инстанции страны, однако желаемого результата так и не дождался.

    Поразмыслив, что делать дальше с ценными бумагами, пенсионер решил обратиться в Европейское судейство, которое признано в качестве защитника прав человека. Его дело было рассмотрено и одобрено судом. В итоге его облигации 1982 года были оценены в полтора миллиона рублей. Именно такая сумма была выплачена пенсионеру в качестве материальной компенсации.

    Облигации 1982 года так же именуют «брежневским займом». Государственные чиновники Советского Союза выпустили их таким тиражом, что бумаги практически стали дополнительной валютой государства. До сих пор нет данных о реализации этих изделий, единственное, что точно известно – продажи в СССР возросли до неконтролируемых размеров. Но сейчас получается, что по всем правилам государство должно выплатить россиянам огромный долг.

    На кого оформлялись государственные облигации внутреннего выигрышного займа

    Ценные бумаги, выпущенные в оборот в 1982 году, ориентировались на личного представителя, их годовой доход составлял 3%. Облигации предусматривали номинал в:

    • 25 рублей;
    • 50 рублей;
    • 100 рублей.

    Так как бумажные ценности были оформлены на личного предъявителя, ними можно было без особых хлопот пользоваться в сфере теневой экономики. Хотя бумаги были хорошо оценены, граждане не рассчитывали с их помощью разбогатеть, ведь многие понимали, что такой заем (являющийся и не совсем добровольным) выступал в роли действенного средства для изъятия денег у простого населения. Выплаты по облигации могли быть отсрочены на неопределенный период времени. Сколько стоит в данный момент ценная бумага никто толком сказать не мог, а при возвращении денег оказывалось значительно меньше, чем ожидалось.

    Что произошло с государственными бумагами после того, как распался СССР

    Владельцы ценных бумаг после распада СССР оказались в ужасном положении и решили, что уже совершенно не на что рассчитывать. Ведь после распада страны граждане потеряли не только ценные бумаги, но и немалые денежные сбережения, а также страховки разного типа. Однако в 1992 году государственный банк России предложил населению России продать облигации 1982 года по очень смешной цене. За сторублевую облигацию финансовое учреждение предлагало гражданам 160 рублей. Разумеется, продать свои бумаги решились лишь немногие люди, остальные запрятали свои сбережения до лучших времен.

    Что принес 1995 год государственным облигациям

    Наверное, эти бумаги так бы и лежали в укромном месте у многих людей, если бы в 1995 году не вышел закон, подписанный президентом, который являлся обязательным относительно выплат всех сбережений гражданам России. Он имел поправку, которая указывала на то, что выплаты должны получить не только владельцы вкладов, но и ценных бумаг.

    Согласно новому закону, облигации 1982 года переводили в так называемые долговые рубли. После этого оценивали их стоимость и фиксировали, чтобы они не «сгорели» после инфляции. По этой схеме облигации продолжали свою «жизнь», то есть если посмотреть на этот вопрос с формальной точки зрения, то выплаты по облигации 1982 года происходят ежегодно, но вот сумма выплат вызывает большие сомнения у многих специалистов. Тут можно выделить такие моменты:

    • максимальная выплата для всех вкладчиков – 10 тысяч рублей;
    • ветеранам Великой Отечественной войны выплату увеличили до 50 тысяч.

    Что можно сделать сегодня с облигациями 1982 года в 2018-2019 году

    В настоящее время ценные бумаги такого образца начинают расти в цене, поэтому, как говорилось ранее, не следует спешить их продавать. Разумеется, если сильно нужны наличные средства, то можно с легкостью продать облигации некоторым фирмам, которые строят свой бизнес на купле-продаже различных бумаг. Однако такие компании предлагают клиентам низкие цены, которые в несколько раз ниже реального номинала.

    Продать облигации 1982 года можно в государственной корпорации АСВ (Агентство по страховым вкладам). Именно эта организация занимается ликвидацией финансового учреждения «Витас банк», который, как многие знают, «громко разорился». Агентство предлагает купить:

    1. Облигации сторублевым номиналом по цене 49 359 рублей.
    2. Облигации пятидесятирублевым номиналом по цене 24 675 рублей.
    3. Рассмотреть в частном порядке другие варианты оценки.

    Облигации федерального займа (ОФЗ).

    Государственные краткосрочные облигации (ГКО).

    Основные виды государственных ценных бумаг

    Государственным внутренним долгом являются долговые обязательства правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут быть в виде кредитов, получаемых правительством РФ, в виде государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств.

    Основными видами государственных ЦБ являются:

    · Государственные краткосрочные облигации (ГКО);

    · Государственные долгосрочные облигации (ГДО) ;

    · Облигации Федеральных займов (ОФЗ);

    · Облигации внутреннего валютного облигационного займа (ОВВЗ).

    Эмитентом выступает министерство финансов, которое принимает решения об осуществлении отдельных выпусков ГКО и определяет их параметры. Генеральный агент эмитента - ЦБ РФ. Он выполняет функции платёжного агентства Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций.

    Сделки с облигациями могут проводиться только на ММВБ. Цель выпуска - финансирование бюджетного дефицита. Номинал облигации - 1000 руб. Срок обращения может быть 3, 6 месяцев и год. Облигации дисконтные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения. Облигации именные - форма выпуска безбумажная.

    Эмитент, цель выпуска и место торговли то же, что и по ГКО. Облигации могут быть с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) - это облигации, выпущенные в результате реструктуризации государственного долга в 1999г. Номинал - 10 руб., размещались по номиналу. В настоящее время существует 12 выпусков со сроком погашения до 2004г. Крупный доход выплачивается 1 раз в квартал. Облигации с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - облигации, не попавшие под реструктуризацию, для каждого выпуска устанавливался свой размер купонного дохода, дата погашения и дата выплаты купона. Номинал - 1000руб., срок обращения от 1 года до 30 лет. Выплаты купона 1 раз в год. Величина купонного дохода постоянна.

    Выпущены в 1992г. Цель выпуска - погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями вследствие банкротства внешнеэкономического банка. Валюта займа - доллары США. Ежегодные купонные выплаты - 3%. Выпущены 5 траншей (выпусков) со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Номинал от 1000 до 100000 долларов. Форма выпуска - предъявительские документарные облигации с купонами.

    ОВВЗ могут спокойно продаваться или покупаться с расчётом на рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз ОВВЗ за границу запрещён. Облигации торгуются на внебиржевом рынке и на ММВБ. Размещение ОВВЗ проводилось по номиналу, однако на вторичном рынке облигации продаются с дисконтом от 90% до 10%.

    В условиях мирового финансово-экономического кризиса наиболее актуальным является вопрос привлечения денег со стороны.

    И если заемщики-физические лица зачастую берут небольшие суммы и на короткие сроки погашения (и, как правило, для реализации личных целей), то государство привлекает средства гораздо в больших объемах и на осуществление глобальных целей.

    Понятие

    По сути, договор гос. займа – это то же соглашение о займе, которое отличается от обычного договора специальным субъектным составом.

    Государственный займ – это кредит или заимствование, при которых РФ выступает в качестве поручителя в отношении иного заемщика, или же берет на себя все долговые обязательства.

    Кредиторами РФ могут являться любые лица – как физические, так и юридические. Не исключено привлечение средств не только от российских, но и от иностранных инвесторов. В отдельных случаях, кредитором РФ может выступать другая страна.

    Законодательство

    Порядок получения и возврата государственных займов ранее регулировал 76-ФЗ от 26.12.1994 года “О государственных внешних заимствованиях…” . Нормативный акт действовал с момента издания и вплоть до конца 1999 года. На настоящее время документ утратил свою юридическую силу.

    Сейчас нормативное регулирование правоотношений в этой сфере осуществляется:

    • ГК РФ , в частности, а также Глава 7 (о ценных бумагах и их обороте);

    Чем отличается от кредита в банке

    Государственный и банковский кредит значительно отличаются между собой.

    Основное отличие – в характере обеспечения. При оформлении банковского заимствования обеспечением выступают конкретные материальные ценности – имущество, оборудование, товары. В случае гос. займа залогом выступает имущество, принадлежащее государству.

    Если будет объявлен дефолт, арестовано может быть все имущество, даже находящееся за границей. Санкции могут затронуть здания торговых представительств, счета организаций с государственной формой собственности и др. Арест не может быть наложен только на имущество, находящееся в ведении консульств.

    Оформление государственного займа

    Договор заключается согласно требованиям, установленным в ст. 817 ГК РФ.

    Для начала необходимо определиться с участвующими в процессе сторонами. Согласно ч. 1 указанной статьи, в правоотношениях принимают участие:

    • в качестве заемщика – РФ или субъект РФ (в том числе, и муниципальное образование в составе субъекта РФ);
    • в качестве займодателя – гражданин или юрлицо.

    Ч. 3 вышеуказанной статьи регламентирует порядок оформления гос. займа. На основании нормативных положений, договор заключается посредством приобретения займодателем (гражданином или юрлицом) пакета гос. облигаций или иных ценных бумаг.

    На основании купленных ценных бумаг займодатель имеет право требовать с заемщика (государства, субъекта РФ или муниципального образования) погашения задолженности. Погашение, как правило, происходит вместе с процентами.

    После выпуска (эмиссии) ценных бумаг изменение условий договора государственного займа не допускается, о чем гласит ч. 3 ст. 817 ГК РФ.

    Разновидность

    Гос. займы подразделяются на разновидности – в зависимости от субъекта правоотношений и от валюты производимой операции:

    Вид займа Подробности
    Внешний Это кредиты, которые предоставляются в валюте, отличной от российских рублей. Кредиторами могут выступать международные финансовые корпорации, юридические и физлица, другие страны
    Внутренний Это кредиты, выраженные в национальной российской валюте
    Муниципальный Кредиты, заемщиком по которым выступает отдельно взятый субъект РФ или муниципальное образование. Валюта заимствования может быть любой – как российской, так и зарубежной
    Сберегательный При данной форме гос. заимствования все полученные от кредитора деньги поступают в бюджет страны-заемщика

    Выпуск ценных бумаг

    Как правило, гос. займы предоставляются в качестве кредитных продуктов от различных финансовых организаций мировой значимости. Выдаваться они могут в виде ценных бумаг, международных ссуд, гарантий или поручительств самой страны.

    То есть, государство-заемщик выпускает некоторый объем своих ценных бумаг, и далее размещает их на международных финансовых площадках. Участники мирового финансового оборота (международные банки и другие финансовые корпорации) могут эти бумаги купить, тем самым предоставив займ.

    Эмиссия государственных ценных бумаг имеет одну важную цель – уравновесить налоговые поступления в бюджет государства. Ведь между доходами и расходами бюджета может возникнуть дисбаланс, который нужно уравнять.

    Если говорить о внутренних госзаймах, наиболее надежным методом компенсации нехватки бюджета является эмиссия денег или получение займа в ЦБ РФ.

    Что такое эмиссия

    Государственные займы также подразделяются на виды по субъектам-эмитентам:

    • ценные бумаги, эмитируемые Правительством РФ;
    • выпускаемые субъектами РФ;
    • выпускаемые органами местной администрации.

    Соответственно, в зависимости от эмитента и будет зависеть, в какой бюджет поступят средства – в федеральный, региональный или местный.

    Вексель и облигация

    Наиболее распространенными типами ценных бумаг при гос. заимствованиях являются вексель и облигация.

    В силу , облигация – это ценная бумага, которая свидетельствует о правах ее держателя на истребование от эмитента номинальной цены облигации или прочего вещного эквивалента в предусмотренные сроки.

    Помимо расчетной стоимости, держатель может претендовать на получение фиксированного процента от номинала.

    Облигации подразделяются на:

    • обезличенные – то есть выпущенные в целях погашения дефицита бюджета, а не для реализации конкретных целей;
    • целевые – эмитированные в целях оказания господдержки конкретной госпрограмме или проекту.

    Векселя (альтернативное наименование – казначейские обязательства) – это разновидность ценных бумаг, компенсирующих дефицит госбюджета. Выплаты по ним происходят с начислением процентов и в установленные сроки.

    Чаще всего, векселя используют при краткосрочных государственных займах, а облигации – при долгосрочных.

    Нерыночный и рыночный

    Классификация госзаймов также осуществляется по признаку пользования ценными бумагами:

    • рыночные кредиты;
    • нерыночные.

    Рыночные обеспечиваются облигациями, которые подлежат свободному обращению на финансовом рынке. То есть такие ценные бумаги можно продавать, покупать или перепродавать.

    Нерыночные кредиты характеризуются запретом свободного обращения векселей или облигаций, что обуславливает отсутствие возможности у держателя ценной бумаги продать долговое обязательство.

    С залогом и без залога

    Договор госзайма может быть обеспечен залогом или же быть необеспеченным.

    Госзаймы с наличием обеспечения – наиболее распространенный тип. В качестве предмета залога может выступать некий доход страны или же имущество, находящееся в государственной собственности.

    Беззалоговые кредиты – менее популярная разновидность. Такие займы, как правило, выдаются странам, имеющим достаточный авторитет и финансовую стабильность.

    Возврат денежных средств

    Некоторые особенности государственного займа в разрезе характера выплаты дохода:

    Возврат денежных средств осуществляется в конкретные сроки, установленные договором госзайма, то есть ценной бумагой, выпущенной в качестве обеспечения погашения.

    По сроку погашения госзаймы можно классифицировать на нижеследующие виды:

    • краткосрочные (предельный срок для погашения – 12 месяцев);
    • среднесрочные (до 60 месяцев);
    • долгосрочные (верхняя временная граница не установлена).

    Управление гос долгом

    Управление гос. долгом – это процедура проведения комплексных совместных мероприятий Центробанка и государства, направленная на погашение полученных займов, а также на организацию процесса выплаты доходов по имеющимся обязательствам.

    В процедуру управления гос. долгом входят следующие мероприятия:

    • осуществление отчислений кредиторам;
    • платежи по внутренним и внешним заимствованиям;
    • корректировка условий кредитов;
    • выдача гарантий или предоставление поручительства;
    • разработка порядка размещения новых госзаймов.

    От того, насколько правильным и взвешенным окажется принятое решение в процессе управления гос. долгом, и будет зависеть эффективность проводимых мероприятий.

    Взвешенное решение основывается на:

    • анализе размера долговых обязательств;
    • структурировании задолженности;
    • объективной оценке долговых обязательств и текущего экономического положения в стране.


    В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами, 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США.
    Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа - доллары США. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций - одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.
    Неотъемлемой частью облигации является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям осуществляется в следующие сроки:
    серия I - через год от даты выпуска, 14 мая 1994 г.
    серия II - через 3 года от даты выпуска, 14 мая 1996 г.
    серия III - через 6 лет от даты выпуска, 14 мая 1999 г.
    серия IV - через 10 лет от даты выпуска, 14 мая 2003 г.
    серия V - через 15 лет от даты выпуска, 14 мая 2008 г.
    Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.
    Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающийся на свои валютные и золотые резервы, который может назначать дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).
    Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Это единственная валютная государственная ценная бумага в стране, выпущенная в расчете прежде всего на иностранных инвесторов. Следует отметить, что эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом отечественных покупателей ценных бумаг. Такое положение вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг, основывающемся на предыдущем опыте рублевого государственного облигационного займа послевоенного периода. Большую роль также сыграла неопределенность правопреемников организаций, поменявших статус после распада СССР. Из-за этого первичное размещение ОВВЗ шло более низкими темпами, чем планировалось, что определило низкую ликвидность рынка.
    Иностранные инвесторы настроены более оптимистично. С одной стороны, валютные облигации Министерства финансов имеют бумажную форму выпуска, с другой стороны, причина столь заметной роли иностранных инвесторов на рынке ОВВЗ связана с высокой доходностью ценных бумаг. Уровень доходности ОВВЗ значительно превышает уровень доходности на зарубежных фондовых рынках. Второй этап начался тогда, когда иностранные инвесторы разместили крупные заказы на покупку ОВВЗ. Рынок активизировался, и дневной оборот вторичных торгов вышел на уровень 30-50 млн долл.
    Однако существовали и отрицательные факторы: отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость, не слишком обнадеживающие темпы стабилизации российской экономики, что увеличивало риск вложений в долговые бумаги российского правительства.
    За время существования этого финансового инструмента на рынке значительно изменилась структура участников торгов. Если в начале это были в основном отечественные операторы, то в 1996 г. почти половина участников - это иностранные финансовые учреждения, привлекаемые высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина.
    В развитии рынка ОВВЗ наряду с резкими взлетами были и столь же резкие падения. Котировки этих облигаций, с одной стороны, достаточно стабильны, а с другой - как ни один финансовый инструмент, они подвержены политическим влияниям.
    Рынок ОВВЗ, являющийся фактически международным, чутко реагирует на любые изменения экономической и политической конъюнктуры. Доходность облигаций снижалась вплоть до октябрьского кризиса ("черного вторника") на валютном рынке 1991 г. и составляла: около 18% годовых для второго транша, около 16% для третьего и четвертого траншей и около 13,5% для пятого транша. Резкое падение спроса на валютные облигации со стороны иностранных инвесторов произошло из-за неопределенности в переговорах с МВФ, военных действий в Чечне. Динамика курсовой стоимости ОВВЗ определялась результатами переговоров с членами Парижского клуба кредиторов, когда была достигнута договоренность о реструктуризации долга бывшего СССР в объеме 37,6 млрд долл. на 25 лет. Выплаты по данному долгу начнутся только с 2002 г., а пока Россия будет платить только проценты. Котировки облигаций падали также после отставок российских реформаторов, при болезни Президента, при недополучении обещанных кредитов и т.п.
    К середине мая 1996 г. успешно погашены облигации первого и второго траншей, объемом соответственно 0,226 и 1,518 млрд долл. по номиналу. В обращении остались облигации третьего транша (объем 1,307 млрд долл., срок погашения 14 мая 1999 г. четвертого транша (объем 2,627 млрд долл., срок погашения 14 мая 2003 г.) и пятого транша (объем 2,167 млрд долл., срок погашения 14 мая 2008 г.).
    Ситуация стала меняться после выплаты процентов в размере 100 млн долл. Лондонскому клубу кредиторов, полного и своевременного погашения 317,5 млн долл. по пятигодичным еврооблигациям. Беспрецедентным ростом котировок характеризуется рынок облигаций внутреннего валютного займа в первой половине октября 1996 г. Рост цен ОВВЗ составил по разным траншам от 4, 5 до 6% от номинала, что сопровождалось увеличением активности европейских инвесторов на рынке российских долгов. Увеличение спроса на ОВВЗ предопределили два фактора - оптимистичное заключение американских врачей о состоянии здоровья Президента, а также увеличение кредитного рейтинга России.
    Традиционно на рынке ценных бумаг инвесторы предпочитали размещать средства в государственных облигациях, как рублевых (ГКО, ОФЗ и сберегательного займа), так и валютных (ОВВЗ и еврооблигации, впервые эмитированные Минфином год назад). Эта практика сохранялась до объявления дефолта на рынке рублевых заимствований. Сегодня в условиях неопределенности курса экономического развития страны валютные облигации Минфина так же ненадежны, как и рублевые. Например, котировки ОВВЗ третьего транша, погашаемого в мае 1999 г., составляют 20% от номинала, в 15-17% от номинала оцениваются еврооблигации. Так как Правительство, Минфин и Центральный банк не в состоянии стабильно обслуживать свои долги, что проявилось на рынке внутренних заимствований, в ближайшее время может произойти и реструктуризация внешнего долга.
    Выпуск облигаций внутреннего валютного займа не связан ни с финансированием экономики, ни с финансированием дефицита бюджета. Эти ценные бумаги были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР.

    Еще по теме 9.2.6. :

    1. 9.2.6. Облигации внутреннего государственного валютного займа
    2. Облигации внутреннего государственного валютного займа
    3. Облигации внутреннего государственного валютного займа
    4. Облигации государственного внутреннего валютного облигационного займа (ОГВВЗ)
    5. Облигации Республиканского внутреннего займа РФ 1991 года
    6. Государственные ценные бумаги: ГКО, ОГВВЗ, облигации госуд-о сберегательного займа СБ РФ.
    7. ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ ФОНДОВОЙ БИРЖИ РТС НА РУБЛЕВЫЕ ОБЛИГАЦИИ ГОРОДСКОГО ВНУТРЕННЕГО ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА г. МОСКВЫ
    8. Облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ)
    9. Облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)
    10. Облигации федерального займа с переменным купонным доходом
    11. Фьючерсные контракты на государственные облигации Великобритании и казначейские облигации США
    12. Глава 3. Продажа части валютной выручки резидентов на внутреннем валютном рынке Российской Федерации

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

    История появления. В июне 1991 г. Банк внешнеэкономической дея­тельности СССР обанкротился и не мог вернуть юридическим и физи­ческим лицам их валютные средства, которые к этому моменту храни­лись на его счете. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федера­ции в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводи­лись в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 г.)

    Условия займа. Валюта займа - доллары США. Процентная ставка - 3% годовых. Объем займа - 7,885 млрд долл. в 1993 г. и 5050 млрд долл. в 1996 г. Номинал облигации - 1000, 10 000 и 100 000 долл. США. Форма выпуска -- предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам - 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.

    Выпуск - 5 серий:

    1-й транш на сумму 0,266 млрд долл., погашен 14.05.94 г.

    2-й транш -- на сумму 1,518 млрд долл. -- сроком на 3 года; дата погашения - - 14.05.96 г.

    3-й транш - на сумму 1,307 млрд долл. сроком на 6 лет; дата погашения 14.05.99 г.

    в 4-й транш на сумму 2,627 млрд долл. сроком па 10 лет; дата погашения - 14.05.03 г.

    5-й транш - на сумму 2,167 млрд долл. - сроком на 15 лет; дата погашения -- 14.05.08 г.

    6-й транш на сумму 1,750 млрд долл. - сроком на 10 лет; дата погашения - 14.05.06 г.

    7-й транш - на сумму 1,750 млрд долл. - сроком на 15 лет; дата погашения- 14.05.11 г.

    Условия обращения. Облигации внутреннего валютного займа мо­гут свободно продаваться и покупаться с расчетом за рубли или за кон­вертируемую валюту. Вывоз этих облигаций из России запрещен.

    Приобретение этих облигаций иностранными юридическими или физическими лицами (т.е. нерезидентами) разрешено только за счет средств специальных рублевых счетов в уполномоченных российских банках. Валютные облигации могут вноситься в качестве вклада в ус­тавный капитал предприятий и коммерческих организаций.

    Имеется биржевой и внебиржевой рынок рассматриваемых облига­ций. Биржевой рынок организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Число его участников сравнительно невелико и на­считывает несколько десятков торгующих фирм.

    3) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

    Выпускаются с 1993 г.

    Сроки обращения - до 1 года.

    Номинал - от 10 руб. - устанавливается эмитентом при выпуске.

    Форма существования - бездокументарная.

    Владельцы - российские юридические и физические лица, а также нерезиденты.

    Форма владения - именная.

    Форма выплаты дохода - дисконт, т.е. облигации продаются по цене ниже номинала.

    Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа, выполняющая одновременно функции торговой системы, расчетной си­стемы и депозитария.

    Доходность определялась на основе рыночных торгов. Доходность на момент выпуска устанавливалась в ходе проведения аукционов по так называемым конкурентным заявкам, т.е. заявкам, которые прини­мают участие в определении цены облигации.

    Задолженность по ГКО, сложившаяся на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реконструирована в новые, более дол­госрочные долговые ценные бумаги федерального правительства.

    С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились. С конца 1999 г. вы­пуски ГКО возобновились.

    Главная и непосредственная причина краха рынка ГКО - высокий уровень доходности, поддерживавшийся несмотря на все более сокра­щающуюся доходную базу федерального бюджета. Экономические корни указанного краха - отсутствие экономического роста в стране.

    4) Облигации федерального займа (ОФЗ).

    Начало выпуска - с июля 1995 г.

    Сроки обращения - свыше 1 года.

    Форма существования - документарная с обязательным централи­зованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной ценной бумаге.

    Номинал - 1000 руб.

    Форма владения - именная.

    Форма выплаты дохода - фиксированная и переменная купонная ставка.

    Место торговли - Московская межбанковская валютная биржа.

    До августа 1998 г. выпускались ОФЗ с переменным и постоянным купонным доходом. Доход по ОФЗ с переменным купонным доходом устанавливался на каждые последующие три месяца исходя из средней доходности по ГКО.

    Задолженность по ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99 г. и выпущен­ных в обращение до 17.08.98 г. реструктурирована во вновь выпускаемые ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФД) со сроками обра­щения 4 и 5 лег с соответствующими процентными ставками, с постоян­ным купонным доходом (ОФЗ - ГТД) со сроком обращения 3 года и нуле­вым купонным доходом. Последние могут быть использованы для уплаты задолженности по налогам в государственный бюджет.

    5) Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

    Начало выпуска - август 1995 г.

    Срок обращения - 1-2 года.

    Номинал - 100 и 500 руб.

    Форма существования - документарная.

    Эмитент - Министерство финансов РФ.

    Форма владения - предъявительская.

    Форма выплаты дохода - купонная; процентный доход устанавли­вается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквар­тально учреждениями Сбербанка РФ.

    Владельцы - юридические и физические лица; резиденты и нерези­денты.

    Порядок обращения - ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Мини­стерством финансов в форме закрытых торгов.

    Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.

    6) Государственные облигации, погашаемые золотом (золотые сер­тификаты).

    Сущность - предоставляют владельцу право получить при пога­шении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках.

    Эмитент - Министерство финансов РФ.

    Форма существования - документарная с обязательным централи­зованным хранением.

    Форма владения - именная ценная бумага.

    Наличие дохода - беспроцентная.

    Номинал - цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.

    Описанные характеристики золотого сертификата утверждены ус­ловиями его выпуска в 1998 г. До этого имелся очень небольшой опыт выпуска золотых сертификатов на основе условий, утвержденных осе­нью 1993 г., с номиналом 10 кг.

    7) Другие виды государственных внутренних долговых ценных бумаг.

    Казначейские векселя. Их выпуск практикуется с 1994 г. в основном

    с целью покрытия самых неотложных платежей федерального бюджета.

    Размеры эмиссии сравнительно невелики, выпуск осуществляется на срок до 1 года, векселя реализуются с дисконтом.

    Казначейские обязательства. Имели хождение в 1994-1996 гг. с це­лью погашения задолженности федерального бюджета перед соответ­ствующими бюджетными и небюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погаше­ния задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения).