• Инструкция для недропользователя: по какой ставке ведется расчет налога на добычу полезных ископаемых (ндпи), а так же о сроках уплаты и новая форма декларации. Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых Налог на добычу полезных ископаемых определяетс

    Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, получившие лицензию на использование недр, а также вставшие на учет в ФНС по месту ведения деятельности. Каким образом осуществляется прохождение предприятиями обеих процедур?

    Фирмы без лицензии могут быть признаны плательщиками НДПИ

    С точки зрения текущих норм закона это невозможно.

    Как считает Минфин РФ, наличие лицензии у ИП или фирмы на пользование недрами является (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901):

    • единственным критерием для получения хозяйствующим субъектом статуса плательщика НДПИ;
    • единственным основанием для постановки хозяйствующего субъекта на учет как плательщика НДПИ.

    При этом не имеет значения, в чем заключается целевое назначение работ, которые можно проводить предприятию в соответствии с разрешительным документом. Например, если фирма по лицензии проводит геологические работы, то она будет платить НДПИ в случае, если в процессе ее деятельности появится объект налогообложения по НДПИ — извлеченное из недр полезное ископаемое.

    Если тот или иной субъект будет пользоваться недрами без лицензии, то на него может быть наложено административное взыскание на основе положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000-5000 руб. для граждан, 30 000-50 000 руб. для должностных лиц и 800 000-1 000 000 руб. для юридических лиц. Кроме того, фирма обязана возместить вред, нанесенный природе (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, ред. от 03.07.2016).

    Лицензия — документ, который подтверждает право ее обладателя на пользование конкретным участком недр в конкретных границах, а также в рамках отраженной в лицензии цели в течение определенного времени и при соблюдении хозяйствующим субъектом оговоренных условий. Таких лицензий у фирмы может быть несколько — для каждого вида использования недр.

    Возможна ситуация, при которой лицо, основной профиль деятельности которого не связан с добычей полезных ископаемых, так или иначе извлекает их в процессе деятельности. Например, это может быть строительная фирма, которая в процессе обустройства котлована работает с песком. Должна ли она в этом случае платить НДПИ и оформлять лицензию?

    Фирма будет считаться пользователем недр и потенциальным субъектом уплаты НДПИ на основе лицензии только в том случае, если строительные работы проводятся с землей на глубине ниже почвенного слоя (преамбула к закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Данная глубина не установлена на уровне федерального законодательства. Но в региональных нормативных актах показатель глубины работ, при котором нужна лицензия, чаще всего определяется, как превышающий 5 метров (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-З, ст. 4 закона Челябинской области от 11.04.2012 № 294-ЗО).

    Таким образом, при строительных работах на глубине до 5 метров лицензия, как правило, не нужна, в ином случае — требуется.

    Как оформляются лицензии на пользование недрами

    Рассматриваемую лицензию можно получить:

    • в заявительном порядке;
    • конкурсном порядке.

    Первый механизм применяется главным образом в том случае, если хозяйствующий субъект собирается осваивать малоизученные недра земли, проводя геологические исследования, осуществляя оценку различных месторождений. При этом в законодательстве предусмотрена возможность получения лицензии в заявительном порядке на освоение общераспространенных ископаемых. Однако в российских СМИ появляются сведения о том, что заявительный принцип в ближайшем будущем будет распространяться и на оформление лицензий на добычу углеводородов.

    Конкурсный порядок оформления лицензии на пользование недрами применяется в тех случаях, когда приобретение соответствующего документа в заявительном порядке невозможно либо менее предпочтительно для хозяйствующего субъекта.

    Правила оформления лицензий для каждого типа полезных ископаемых имеют огромное количество нюансов. Их специфика определяется в процессе взаимодействия хозяйствующего субъекта и Федерального агентства по недропользованию, которое отвечает за выдачу лицензий, с учетом положений следующих основных источников права:

    • закона «О недрах» от 01.02.1992 № 2395-I;
    • постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-I;
    • приказа Минприроды России от 29.09.2009 № 315;
    • Налогового кодекса РФ.

    В зависимости от региона, в котором осуществляется добыча полезных ископаемых, могут применяться также различные нормативные акты субъектов РФ.

    Перечень видов ископаемых, попадающих под налогообложение см. в материале «Налоговые ставки НДПИ в 2017 году» .

    Постановка на учет плательщиков НДПИ: нюансы

    Порядок постановки субъектов уплаты НДПИ на учет регулируется положениями ст. 335 НК РФ. В соответствии с данными нормами права налогоплательщики встают на учет в ФНС по месту расположения участка недр (в территориальном представительстве ФНС) в течение 30 дней после оформления лицензии. Общий порядок постановки субъекта уплаты НДПИ на учет регулируется приказом МНС РФ от 31.12.2003 № БГ-3-09/731.

    Можно отметить, что каких-либо практических действий со стороны налогоплательщика НДПИ, направленных на осуществление постановки на учет в ФНС, не предполагается. Дело в том, что в соответствии с положениями п. 7 ст. 85 НК РФ орган, выдающий лицензии (в настоящем случае Роснедра), сам передает необходимые сведения о владельцах данных лицензий в ФНС в 10-дневный срок с момента оформления соответствующих документов.

    В течение 5 дней с момента получения от Роснедр сведений о лицензии и хозяйствующем субъекте ФНС ставит данный субъект на учет, после чего направляет в его адрес уведомление:

    • по форме № 9-НДПИ-1 (приложение 2 к приказу № БГ-3-09/731), если плательщик НДПИ — юридическое лицо;
    • по форме № 9-НДПИ-2 (приложение 3 к приказу № БГ-3-09/731), если плательщик налога — ИП.

    Отдельными нормами федерального законодательства регулируется постановка на учет в ФНС в качестве плательщиков НДПИ предприятий, зарегистрированных в Республике Крым и Севастополе (абз. 2-3 п. 1 ст. 335 НК РФ).

    Итоги

    Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на добычу полезных ископаемых из недр. Эта лицензия может оформляться в конкурсном или заявительном порядке в зависимости от типа конкретного месторождения, а также ископаемых, которые собирается добывать предприятие. Обладатель лицензии на пользование недрами, получив соответствующий разрешительный документ, ставится на учет в ФНС по месту осуществления деятельности, но эта процедура осуществляется без его участия в ходе взаимодействия между Роснедрами и ФНС.

    Простыми словами о налоге на добычу полезных ископаемых

    Налог на добычу полезных ископаемых (кратко — НДПИ) установлен с целью компенсации государству убыли полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью. Деятельность юридических лиц и ИП, добывающих какие-либо ресурсы из недр, подлежит лицензированию, а сами пользователи регистрируются в ИФНС как пользователи недр (ст. 334 НК РФ).

    Плательщик налога на пользование недрами должен встать на учет в той ИФНС, к которой относится место добычи ресурсов (ст. 335 НК РФ). Представленная таблица показывает зависимость места постановки на учет от территории недропользования.

    На Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) возложена обязанность по выдаче лицензии на добычу ресурсов и передаче информации в налоговые органы. Срок постановки на налоговый учет — 30 календарных дней после оформления лицензии (ст. 335 НК РФ).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Регулирование сферы добычи полезных ископаемых происходит на основании гл. 26 НК РФ и закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I.

    Лицензия на пользование недрами. Объект налогообложения

    Пользование недрами происходит на основании лицензии, в которой отражаются следующие сведения:

    • границы участка;
    • цель использования недр;
    • разрешенный срок;
    • условия использования.

    Более подробно с вариантами лицензий предлагаем ознакомиться в таблице:

    Полезные ископаемые как объекты налогообложения НДПИ условно подразделяются на 3 группы (ст. 336 НК РФ):

    1. Добытые на территории РФ на основании лицензии.
    2. Добытые из отходов основного сырья (в случае законно установленного условия о лицензировании получаемых ресурсов).
    3. Добытые на месторождениях вне территории РФ.

    Не все ресурсы признаются объектами обложения НДПИ. Взимание налога не происходит, если полезные ископаемые:

    • признаны общераспространенными, добыты ИП для личных нужд и не включены в государственный баланс;
    • коллекционные;
    • извлечены из отходов (потерь) ресурсов пользователя, которые уже облагались налогом в установленном порядке;
    • добыты при работах на объектах, которым присвоен особый статус (научных, оздоровительных, культурных и иных объектах).

    Все добываемые полезные ресурсы в зависимости от целей налогообложения (ст. 336 НК РФ) классифицируют на виды (руды, неметаллическое сырье, уголь и другие). Узнать, какие виды ресурсов относятся к объектам налогообложения для исчисления НДПИ, можно ниже:

    Что необходимо знать о налоговой базе по НДПИ?

    Налоговую базу НДПИ каждый плательщик определяет самостоятельно. Применяют 2 варианта расчета базы по НДПИ в зависимости от вида ресурса.

    Не знаете свои права?

    Для определения стоимости добытого сырья используется один из 3 вариантов цен:

    1. Установившиеся цены реализации ресурсов.
    2. Установившиеся продажные цены без учета бюджетного субсидирования разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.
    3. Стоимость добытых ресурсов, исчисленная расчетным путем (если реализация в налоговом периоде не производилась).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Плательщик самостоятельно определяет и рассчитывает стоимость ресурсов исходя из данных налогового учета с применением установленного в учетной политике порядка признания доходов и расходов по налогу на прибыль. Разрешено учитывать прямые и косвенные расходы, связанные с добычей и реализацией добытых ископаемых.

    Измерение количества добытых материалов для целей определения налоговой базы производится в единицах объема или массы. Возможные способы измерения:

    1. Прямой метод. Исчисляется с учетом технологических потерь посредством измерительных устройств. Налоговая база расчетное количество добытых природных ресурсов, уменьшившее запасы месторождения.
    2. Косвенный метод. Количество добытого сырья определяется путем расчетов с применением показателей содержания извлеченного ресурса в добытом сырье.

    ВАЖНО! При количественном методе учитывается только ископаемое, которое прошло весь цикл технологических операций.

    Отчетный и налоговый периоды: особенности определения

    Налоговым периодом по НДПИ установлен календарный месяц. Сумма налога по каждому виду добытого ресурса исчисляется отдельно. Поскольку налог является федеральным, вопрос, в какой бюджет платится НДПИ, не возникает. Налог уплачивается исключительно в федеральный бюджет.

    Однако плательщикам необходимо знать, что уплата производится по месту нахождения каждого участка недр, которые указаны в лицензии. В случае нахождения участка недропользования за пределами РФ налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) уплачивается по месту нахождения налогоплательщика.

    Отчетным периодом по НДПИ также признается календарный месяц. Данные в декларации указываются отдельно за каждый месяц, внесение сведений нарастающим итогом недопустимо. Декларация подлежит представлению по месту нахождения плательщика не позднее последнего числа следующего месяца.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Срок уплаты налога на недра — 25 число следующего месяца.

    Анализ контрольных соотношений в декларации по НДПИ

    Письмом ФНС от 24.11.2015 № СД-4-3/20437@ установлены контрольные соотношения по НДПИ. Проверяется соответствие данных декларации внешним источникам (налоговые вычеты и расходы). Кроме того, проходят проверку базовые коды (КБК и ОКТМО) в разделах 1, 2, 4 декларации.

    Обнаружив несоответствие значений внутри документа при проверке правильности заполнения отчета, налоговые органы в порядке ст. 88 НК РФ направляют налогоплательщику требование о даче пояснений или внесении исправлений. Ответ на требование необходимо направить в течение 5 рабочих дней, не считая дня получения.

    Зная логические формулы, плательщик может самостоятельно до сдачи отчетности провести анализ своих данных и исправить ошибки при их обнаружении. Контрольные соотношения показателей декларации по НДПИ можно посмотреть .

    Что нужно знать об общераспространенных полезных ископаемых?

    К общераспространенным полезным ископаемым относятся:

    • песок;
    • гравий;
    • глина;
    • подземные воды;
    • другие широко распространенные ресурсы.

    Обычная сфера использования общераспространенных ископаемых — сельское хозяйство, строительство.

    Перечень таких ресурсов утверждается исполнительным органом субъекта Федерации, являющимся распорядителем недр, их учет ведется на балансе региональных органов власти. Ими же проводится лицензирование и распределение норм добычи ресурсов.

    Регистрация лицензий на общедоступные ископаемые проводится в специальном реестре на право пользования недрами местного значения. Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых также уплачивается в федеральный бюджет с указанием ОКТМО места добычи.

    ***

    Мы постарались рассказать, что такое НДПИ, простыми словами. Плательщиками этого налога являются пользователи недр, имеющие специальную лицензию на право добычи полезных ископаемых. Налоговая база может быть выражена количеством добытых ресурсов или их стоимостью. Отчитываться следует ежемесячно по месту учета плательщика.

    Для исключения ошибок в налоговой декларации необходимо проверять контрольные соотношения данных в декларации по НДПИ и бухотчетности. Коллекционные, добытые на научных и культурных объектах полезные ископаемые объектами налогообложения не являются.

    Налог на добычу полезных ископаемых: 8 категорий сырья, которое добывают чаще всего + 2 метода подсчета количества добытого и 3 способа оценки его + 19 налоговых ставок на разные виды полезных ископаемых.

    Считается, что газ, уголь, нефть и прочее – это богатство, которое принадлежит всему народу России. Вот только право зарабатывать на них имеют далеко не все.

    Чтобы уравновесить эту ситуацию и получить новые источник для наполнения бюджета, был введен налог на добычу полезных ископаемых, которые должны платить те, кто занимается этой самой добычей.

    Как и в каждом законе о налогообложении в этом есть свои нюансы. О них нужно знать и помнить, чтобы не терять деньги и не работать в ущерб своим интересам.

    Что такое налог на добычу полезных ископаемых?

    Налог, о котором идет речь – относительно новый.

    Добыча угля, драгоценный камней, торфа и прочего существовала давным-давно. В какие-то исторические периоды за нее вовсе не платили.

    В советское время всеми природными богатствами заведовало исключительно государство.

    С развалом Советского Союза в 1990-х годах царил беспредел, когда, то, что поддавалось воровству, воровалось со страшными темпами.

    Попытки навести порядок привели к появлению акцизов на нефть, а также отчислений в государственный бюджет за переработку материально-сырьевой базы.

    И лишь в 2002 году все это было заменено .

    В Налоговом кодексе РФ добытым из-под земли материалам отведена Глава 26, что стоит из 13 Статей.

    Каких видов бывают полезные ископаемые и добыча каких из них облагается налогом?

    В 337 статье Главы 26 НК РФ указано, что именно следует считать объектом обложения податями:

    Из этого же раздела узнаем, что нельзя называть полезными ископаемыми, а соответственно и облагать налогом.

    Чаще всего налогами облагаются вот такие виды ископаемых:


    1.

    горючие сланцы, например, уголь

    2.

    торф

    3.

    углеводородное сырье (газ, нефть)

    4.

    черные и цветные металлы

    5.

    природные алмазы

    6.

    горно-химическое неметаллическое сырье (сера, йод, бром)

    7.

    горнорудное неметаллическое сырье (кварц, графит, тальк)

    8.

    полупродукты, содержащие в себе один или несколько драгметаллов и другое

    Если вы занимаетесь добычей, должны знать, что именно является объектом налогообложения, а что – нет.



    Объектами налогообложения признаются

    Не признаются объектами налогообложения

    полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации

    общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления

    полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах

    добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы

    полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование

    полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации

    полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке

    дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений

    Более подробную информацию об объектах / не объектах обложения податями можно найти в Ст. 336 Гл. 26 НК РФ.

    Кто может стать плательщиком налога за извлеченные ценных ископаемых?

    Существует в РФ отдельный Закон № 2395-1 «О недрах», который был принят еще в 1992 году. Так вот, согласно этому закону ископаемые предоставляются для:

    • коммерческой добычи;
    • геофизических испытаний;
    • геологических исследований;
    • инженерных работ;
    • поиска наиболее богатых месторождений;
    • сбора образцов для научных изучений;
    • строительства объектов, никак не связанных с добычей и т.д.

    Открывает Главу 26 Налогового кодекса (НК) РФ Статья 334, где указано, кто , который и будет платить деньги в бюджет державы.

    Но вам не обязательно быть именно зарегистрированным частным предпринимателем, чтобы получить право на добычу ископаемых, поскольку государство может осчастливить таким правом:

    • иностранных граждан;
    • простые сообщества;
    • юридические лица и т.д.

    Но, безусловно, если вы не исследователь, которому нужно добыть несколько образцов для своей научной работы, а коммерсант, что поставил добычу природных богатств, что хранятся под землей, на поток и зарабатывает на этом деньги, то заплатить налоги придется.

    Налог на добычу полезных ископаемых: условия налогообложения

    Налогообложение добычи нефти, газа, угля и прочих ископаемых имеет свои особенности, что детально описаны в Статьях 342 – 344 Главы 26 НК РФ.

    1) Как посчитать и как оценить добытые ценные ископаемые, чтобы заплатить за них налог?

    Сумма, которую нужно заплатить, во многом зависит от того, сколько именно материалов вы извлекаете.

    Определить количество добытого вам предстоит самостоятельно, используя один из двух методов:

      Фактически измерения за вас производят измерительные устройства, например, веса.

      При измерении обязательно учитывайте фактические потери.

      Косвенный.

      Вы ведете расчеты, ориентируясь на количество сырья, которое вам удалось извлечь, по их соотношению с минеральным материалом.

    Также важно оценить стоимость добытого вами объема, чтобы вас не заподозрили в налоговых махинациях, воспользовавшись одним из 3-х методов:

    1. Цена продажи сырья за вычетом суммы государственной субсидии (актуально для тех, кому удалось оформить помощь от государства).
    2. Чистая цена реализации, если никаких денежных льгот из государственного бюджета вы не имеете.
    3. Расчетная стоимость ископаемых (используют те, кто не продает добытое сырье).

    Более подробно о налоге на добычу полезных ископаемых
    расскажет следующий видеоролик.

    Что такое НДПИ и кто является объектом налогообложения?

    2) Налог на добычу наиболее распространенных полезных ископаемых.

    НК РФ гласит, что:

    Платить налог, так же как и подавать декларацию, в которой были бы указаны объемы добычи и продажи сырья, нужно до 25 числа текущего месяца.

    Лучше не опаздывать с налоговой декларацией, поскольку придется выложить гораздо больше денег за счет пени.

    Теперь пеня рассчитывается за новыми правилами (Статья 75, п. 4):

    Если просрочит налоговые платежи на 30 дней, то пеню для нарушителя рассчитают по одной из двух формул:

    Налоговым ставкам на добычу разнообразных ископаемых посвящена Статья 343 НК РФ.

    Видим, что в 2017-2018 году определены следующие размеры ставок:




    Налоговая ставка

    Пояснение

    1.

    0% или 0 руб.

    Действует, когда в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (при добыче, например, полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых и др.).

    2.

    3,8 – 8%

    Применяется тогда, когда можно установить стоимость полезных ископаемых разных типов.

    3.

    919 рублей

    За 1 тонну нефти. Сумма умножается на Кц (коэффициент изменения мировых цен на нефть). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. В 2017 году Дм установлено на уровне 306.

    4.

    42 рубля

    За 1 тонну газового концентрата из залежей углеводородного сырья. Эту ставку следует умножить на базовое значение единицы условного топлива, на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья, и на корректирующий коэффициент.

    5.

    35 рублей

    За 1 000 кубометров при добыче горючего природного газа. Количество газа горючего природного, закачанного в пласт для поддержания пластового давления, подлежащего налогообложению по налоговой ставке 0 рублей, определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных, отражаемых в утвержденных в установленном порядке формах федерального государственного статистического наблюдения.

    6.

    47 рублей

    За 1 тонну антрацита

    7.

    57 рублей

    За 1 тонну коксующего угля

    8.

    11 рублей

    За 1 тонну бурого угля

    9.

    24 рубля

    За 1 тонну другого типа угля, за исключением бурого и коксующего

    10.

    730


    11.

    270 рублей

    За 1 тонну многокомплексной руды с содержанием меди, никеля и платиновых металлов

    12.

    3,8%

    При добыче калийной соли

    13.

    4%

    При добыче торфа, горючих сланцев, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд

    14.

    4,8%

    При добыче руд черных металлов

    15.

    5,5%

    При добыче сырья радиоактивных металлов, горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд), неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, нефелинов, бокситов.

    16.

    6%

    При добыче горнорудного неметаллического сырья, битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки.

    17.

    6,5 %

    При добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота), драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота), кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья.

    18.

    7,5 %

    При добыче минеральных вод и лечебных грязей
    19.
    8 %

    При добыче кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов),
    редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых

    Эту сумму можно уменьшить за счет понижающего коэффициента ставки 0,7. Однако подобными льготами могут воспользоваться не все предприниматели.

    НДПИ

    Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр -- организации (российские и иностранные) и (ст. 334 НК РФ).

    Исходя из статьи 9 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты лицензии на пользование участком недр. Именно лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона о недрах). Следовательно, единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса плательщика НДПИ и основанием для в таком качестве является наличие лицензии на пользование (Подтверждает это и тот факт, что постановка на учет производится в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ).) Причем на необходимость постановки на учет не влияет указанное в лицензии целевое назначение разрешенных работ. Это означает, что пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве плательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами, в том числе того, в результате которого не осуществляется добыча полезных ископаемых, являющаяся объектом обложения НДПИ (Письма от 06.12.2013 № ГД-4-3/22016, от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

    Как происходит постановка на учет в качестве плательщика НДПИ

    Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Для этого организации и предприниматели должны быть зарегистрированы в качестве плательщиков налога (п. 1 ст. 335 НК РФ).

    Если полезные ископаемые добываются на территории России, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ осуществляется по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование. Под местом нахождения участка недр, предоставленного в пользование понимают территорию субъекта (субъектов) РФ, на которой (которых) расположен участок недр.

    Если же добыча полезных ископаемых производится на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне России, а также за пределами России, но на территории, находящейся под ее юрисдикцией или арендуемой у государств, постановка на учет в качестве плательщика НДПИ происходит по месту нахождения организации (месту жительства физического лица).

    Особенности постановки на учет в качестве плательщика НДПИ определены приказом МНС России от 31.12.2003 № БГ-3-09/731.

    Как следует из этого документа, постановка на учет (снятие с учета) происходит в уведомительном порядке. Лицензирующие органы передают в налоговые органы соответствующие сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами. Те в свою очередь направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе. На все эти операции государственным органам отведено 30 дней с момента выдачи лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

    Отметим, что если налогоплательщик ведет добычу полезных ископаемых на нескольких участках, расположенных в разных субъекта РФ, постановка на учет производится только в одном налоговом органе.

    Тот факт, что плательщики НДПИ подлежат постановке на учет по месту нахождения участка недр, определяет особенности уплаты этого налога и порядок заполнения платежных документов. Что же касается взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами — представления подачи заявлений о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога или излишне взысканного налога, — то оно осуществляется через инспекцию по месту нахождения (жительства) налогоплательщика или межрайонную (межрегиональную) инспекцию (в случае постановки на учет в такой инспекции).

    Как отчитаться плательщику НДПИ

    Согласно статье 341 НК РФ налоговый период по НДПИ — один календарный месяц. Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ).Уплата налога осуществляется на территории того субъекта (субъектов) РФ, в котором налогоплательщик зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ (п. 2 ст. 343 НК РФ).

    Налоговую декларацию представляют не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Она заполняется в единственном экземпляре в целом по всей добыче, произведенной налогоплательщиком, и подается в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик зарегистрирован по месту своего нахождения (жительства), а не в тот, где он зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ. Обязанность по представлению декларации возникает у налогоплательщика с того налогового периода, в котором фактически началась добыча полезных ископаемых. Так сказано в статье 345 НК РФ. В случае приостановления добычи обязанность по представлению декларации сохраняется.

    Что является объектом налогообложения по НДПИ

    Объекты налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых определены в пункте 1 статьи 336 НК РФ. Ими признаются полезные ископаемые:

    • добытые из недр на территории России на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование;
    • извлеченные из (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством о недрах;
    • добытые из недр за пределами территории России (на территориях, находящихся под юрисдикцией России, арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке, предоставленном налогоплательщику в пользование.

    Полезное ископаемое, добытое из недр на лицензионном участке, признается объектом налогообложения вне зависимости от вида пользования недрами, указанного в лицензии. Так, если полезное ископаемое добыто при пользовании недрами на основании лицензии только на поиск и оценку месторождений (только на строительство и эксплуатацию подземных сооружений), оно подлежит налогообложению. Если лицензия на право пользования недрами отсутствует, добытое полезное ископаемое не является объектом налогообложения.

    Что касается полезных ископаемых, извлеченных из отходов (потерь) добывающего производства, то они являются самостоятельным объектом налогообложения, только если на их использование выдана отдельная лицензия в соответствии с Законом о недрах. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь), подлежат налогообложению, если использование последних выделено в отдельный объект лицензирования, отличный от добычи полезных ископаемых из недр.

    Полезное ископаемое - это продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту (ст. 337 НК РФ). Если для отдельного добытого полезного ископаемого такие стандарты отсутствуют, то применяется стандарт организации (предприятия).

    Таким образом, для налогообложения значение имеет не производство продукции, соответствующей какому-либо стандарту, а извлечение из недр минерального сырья, содержащего (потенциально) такую продукцию. Минеральное сырье может быть реализовано без проведения каких-либо операций по производству из него соответствующей продукции — объект налогообложения тем не менее возникнет.

    Не признается полезным ископаемым продукция обрабатывающей промышленности, то есть продукция, полученная в результате дальнейшей переработки. Например, бензин и другие нефтепродукты, аффинированный (химически чистый) металл, известь и др.

    Как определить налоговую базу по НДПИ

    Налоговая база по НДПИ — это стоимость добытых полезных ископаемых. Сказанное не относится к добыче нефти, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При их добыче налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Это следует из статьи 338 НК РФ.

    То есть для формирования налоговой базы по НДПИ нужны две составляющие: количество добытого полезного ископаемого и его стоимость.

    Методы определения количества добытого ископаемого:

    Порядок определения количества добытого полезного ископаемого установлен статьей 339 НК РФ. Так при определении количества добытого полезного ископаемого учитывают только то полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь). Комплекс технологических операций устанавливается в техническом проекте разработки конкретного месторождения полезных ископаемых (п. 7 статьи 339 НК РФ).

    Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом. Прямой метод — это определение количества путем применения измерительных средств и устройств непосредственно к добытому полезному ископаемому. Косвенный — это метод, при котором количество добытого полезного ископаемого определяется по данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.

    Метод, который применяет налогоплательщик, должен быть зафиксирован в его учетной В течение всей деятельности налогоплательщика по добыче полезного ископаемого этот метод изменению не подлежит. Единственное исключение из правила — внесение корректив в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

    Прямой метод . При его применении налогоплательщик должен учитывать фактические потери, определяя количество добытого полезного ископаемого. Об этом сказано в пункте 3 статьи 339 НК РФ.

    Фактические потери полезного ископаемого — это разница между количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого. Налогообложению подлежит расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы. Заметим, что нормативные потери полезных ископаемых (а ими признаются фактические потери, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, но только в пределах нормативов, утвержденных в порядке, определяемом Правительством РФ), облагаются по налоговой ставке 0% (руб.).

    Расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы (при добыче твердых полезных ископаемых используется также термин «погашенные запасы»), определяет геолого-маркшейдерская служба на основании соответствующих замеров. При добыче углеводородного сырья расчетное количество определяется на основании замеров, производимых на устье скважины (с учетом данных анализа о содержании в минеральном сырье добытого полезного ископаемого).

    Запасы полезных ископаемых могут уменьшаться как по причине добычи, так и в результате разведки, переоценки, списания неподтвердившихся запасов, изменения технологических границ и т. д. В целях налогообложения учитывается количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы в результате добычи (сюда же относятся потери при добыче). Количество списываемых запасов по причинам, не связанным с добычей, не может быть отнесено к количеству добытого полезного ископаемого.

    Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение. При этом размер потерь определяется по итогам этих измерений. Это означает, что если, например, количество фактических потерь рассчитывается ежеквартально, то в налоговом периоде, когда они были определены, они будут в полном объеме учтены и в целях налогообложения. Причем независимо от того, относятся они к другим налоговым периодам в пределах соответствующего квартала или нет.

    Пример.

    ООО «Звезда» определяет фактические потери добываемого полезного ископаемого один раз в квартал.

    Количество фактически добытого полезного ископаемого (без учета потерь) составило:

    • в июле 2015 года — 100 т;
    • в августе 2015 года — 120 т;
    • в сентябре 2015 года — 140 т.

    Таким образом, подлежат налогообложению по общеустановленной налоговой ставке:

    • по итогам июля 2015 года — 100 т;
    • по итогам августа 2015 года — 120 т;
    • по итогам сентября 2015 года — 140 т.

    По итогам проведенных в октябре 2015 года измерений установлено, что фактические потери за III квартал 2015 года составили 20 т. Количество добытого за III квартал 2015 года полезного ископаемого с учетом фактических потерь составило:

    100 т + 120 т + 140 т + 20 т = 380 т.

    Норматив потерь составляет 5%. Рассчитаем нормативные потери полезных ископаемых, которые можно учесть при налогообложении:

    380 т х 5% = 19 т.

    В октябре 2015 года добыто 110 т полезных ископаемых. Следовательно, по итогам октября 2015 года обложению НДПИ подлежат:

    • по налоговой ставке 0% (руб.) -- 19 т;
    • по общеустановленной налоговой ставке -- 110 т + 20 т - 19 т = 111 т.

    При определении количества добытого полезного ископаемого не учитывают то его количество, которое содержится в минеральном сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого. То есть количество в остатках незавершенного производства. Это следует из пункта 7 статьи 339 НК РФ. Указанное количество нужно учесть в том налоговом периоде, в котором минеральное сырье будет обработано (подготовлено) до требуемых кондиций, за исключением следующего случая. Если минеральное сырье, не доведенное до качества полезного ископаемого, реализовано и (или) использовано на собственные нужды, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется на момент реализации или отпуска в производство этого минерального сырья соответственно. Количество добытого полезного ископаемого в этом случае равно количеству полезного ископаемого, содержащегося в минеральном сырье.

    Косвенный метод . Налоговый кодекс не содержит каких-либо положений или рекомендаций по применению косвенного метода при определении количества добытого полезного ископаемого. Существует лишь одно ограничение. Косвенный метод применяется только в том случае, если применение прямого метода невозможно (п. 2 ст. 339 НК РФ). То есть в рамках применяемой технологии не представляется возможным произвести замер непосредственно добытого полезного ископаемого. Это должно подтверждаться техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых. Косвенный метод будет применяться, в частности, в случае реализации или использования на собственные нужды минерального сырья до проведения комплекса необходимых операций.

    Как оценить стоимость добытых полезных ископаемых

    В соответствии со статьей 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

    • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;
    • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
    • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

    Оценить стоимость добытого полезного ископаемого, исходя из сложившихся цен его реализации означает возможность определить стоимость единицы добытого полезного ископаемого как средневзвешенной цены реализации по всем сделкам, по которым в налоговом периоде произошел переход на добытое полезное ископаемое. Средневзвешенная цена определяется так: сумма выручки от реализации полезного ископаемого в налоговом периоде делится на количество реализованного в этом же периоде добытого полезного ископаемого.

    Полученный результат (то есть стоимость единицы реализованного полезного ископаемого) умножается на количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого. Это и есть стоимостная оценка налоговой базы.

    Если налогоплательщик получает субсидии на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, суммы этих субвенций он должен исключить из выручки.

    Пример.

    ООО «Крокус» в июне 2015 года осуществило добычу 300 т полезного ископаемого. В том же месяце 200 т этого или аналогичного полезного ископаемого было реализовано, в том числе (цены указаны без НДС и расходов на доставку):

    • 60 т по цене 130 руб./т;
    • 100 т по цене 100 руб./т;
    • 40 т по цене 120 руб./т.

    Выручка от реализации полезного ископаемого составила:

    60 т х 130 руб. + 100 т х 100 руб. + 40 т х 120 руб. = 22 600 руб.

    Стоимость единицы полезного ископаемого как средневзвешенная цена реализации равна:

    22 600 руб. : (60 т + 100 т + 40 т) = 113 руб.

    Таким образом, стоимость добытого в июне 2015 года полезного ископаемого составила:

    113 руб. х 300 т = 33 900 руб.

    Как правило, количество реализованного добытого полезного ископаемого не совпадает с количеством добытого. Это связано с наличием нереализованных остатков добытого полезного ископаемого на начало и на конец налогового периода. Для целей налогообложения не имеет значения, когда было добыто полезное ископаемое, реализованное в данном налоговом периоде. Если оно было реализовано, его цена должна быть учтена при определении выручки в соответствии со статьей 340 НК РФ. Также не имеет значения, было ли реализовано все добытое в налоговом периоде полезное ископаемое. Ведь для расчета налоговой базы берется все количество добытого полезного ископаемого, а не та его часть, которая была реализована.

    Выручка от реализации добытых полезных ископаемых определяется исходя из цен, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки. К вычету принимаются все расходы налогоплательщика по доставке (транспортировке) соответствующей партии добытого полезного ископаемого вне зависимости от периода осуществления указанных расходов. Например, в случае если транспортировка началась в предыдущем налоговом периоде, а закончилась — в текущем. При этом статья 340 НК РФ содержит исчерпывающий перечень расходов по доставке (транспортировке), уменьшающих цену реализации в целях налога. Это расходы:

    • на оплату пошлин и при внешнеторговых сделках;
    • по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и тому подобных условий) до получателя;
    • по обязательному грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ.

    К расходам по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого до получателя, в частности, относятся траты по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг.

    Если у налогоплательщика не было реализации добытого полезного ископаемого в налоговом периоде, он должен применить способ оценки исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. Перечень расходов, учитываемых при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, указан в пункте 4 статьи 340 НК РФ. Заметим, что порядок определения расходов, поименованных в этом перечне, аналогичен порядку, установленному 25-й главой НК РФ. Но есть некоторые ограничения, которые в общем сводятся к следующему. При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитывают расходы, не связанные с добычей.

    В соответствии с Налоговым кодексом можно выделить три группы расходов.

    1. Прямые расходы. Это материальные расходы (подпункты 1 и 4 ст. 254), расходы на оплату труда (ст. 255), амортизация (статьи 258--259). Эти расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода.

    2. Косвенные расходы, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (все подпункты статьи 254, кроме 1-го и 4-го), расходы на ремонт основных средств (ст. 260), расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261), прочие расходы (статьи 264 и 265). Все косвенные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым, в полном объеме включаются в расчетную стоимость этих ископаемых.

    3. Сумма косвенных и внереализационных расходов, относящихся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности. К таким расходам помимо перечисленных выше могут быть отнесены расходы на НИОКР (ст. 262) и расходы, связанные с реализацией имущества (ст. 268). Эти расходы должны быть распределены между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

    Сумма указанных расходов даст расходы по добыче всех полезных ископаемых. Чтобы определить расчетную стоимость отдельного полезного ископаемого, нужно из общей суммы расходов выделить часть расходов, приходящуюся на количество этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.

    Какие установлены ставки НДПИ

    В статье 342 НК РФ установлены налоговые ставки по которым уплачивают НДПИ. Так в соответствии с пунктом 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% (0 руб. -- если налоговая база определяется в натуральном выражении) при добыче в частности:

    • полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых. Нормативные потери полезных ископаемых -- это фактические потери в пределах нормативов, установленных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921;
    • попутного газа;
    • подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
    • полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 26.12.2001 № 899.

    Если нет оснований применять налоговую ставку 0% (руб.), применяются ставки, установленные пунктом 2 статьи 342 НК РФ.

    Сумма налога исчисляется в целом по всем объектам налогообложения. Для определения суммы, подлежащей уплате по отдельному участку недр (месту постановки на учет в качестве налогоплательщика НДПИ), следует исходить из количества добытого на данном участке недр полезного ископаемого, включая количество, подлежащее обложению по налоговой ставке 0% (руб.), в общем количестве добытого полезного ископаемого данного вида.

    Ресурсные платежи составляют неотъемлемую часть налоговой системы.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    В связи с этим плата за использование природных ресурсов фактически занимает центральное место в экономических механизмах. По форме платежи могут быть прямыми, косвенными или целевыми.

    Общие сведения:

    Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) относится к категории прямых федеральных налогов, которые взимаются с недропользователей.

    Обычно НДПИ уплачивается по месту расположения участков недр, что были выделены налогоплательщикам в пользование. Продолжительность налогового периода для уплаты НДПИ составляет 1 календарный месяц.

    Законные основания

    Налогообложение полезных ископаемых регулируется нормами Налогового кодекса, в частности, этому вопросу посвящена .

    Плательщикам НДПИ считаются пользователи недр, включая отечественные и зарубежные организации. По общим правилам полезные ископаемые являются государственной собственностью.

    В качестве исключения выступают общедоступные горные породы:

    Песок;
    Мел;
    Глина (Некоторые виды).

    Для осуществления добычи полезных ископаемых нужно обязательно получить соответствующее разрешение.

    Дополнительным требованием выступает постановка на учет в налоговых органах ().

    Если добыча ископаемых будет производиться в зоне континентального шельфа, тогда пользователь должен стать на учет там, где находится добывающая организация.

    Аналогичные требования выдвигаются к добыче природных ресурсов за пределами России, при условии, что территория пребывает под ее юрисдикцией или в аренде.

    Налоговая база

    Налоговой базой считается совокупная стоимость добытых полезных ископаемых.

    Определить стоимость можно следующим образом:

    1. На основании имеющихся рыночных цен.
    2. Исходя из рыночных цен без учета субсидий по компенсации разницы между оптовой и расчетной стоимостью.
    3. По расчетной стоимости.

    Определение налоговой базы, исходя из количества добытых природных ресурсов, происходит по таким видам полезных ископаемых:

    • нефть;
    • уголь;
    • драгоценные металлы.

    В 2012 году правительством было принято решение, на основании которого налоговая база на газовый конденсат определяется по количеству.

    Независимо от вида добываемых основных полезных ископаемых определение налоговой базы осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

    Эти требования также распространяются и на попутно извлеченные природные ресурсы. При этом есть два способа определения объема и веса добытых полезных ископаемых.

    Прямой метод подразумевает использование специальных измерительных средств. Косвенное определение происходит тогда, когда невозможно использовать прямой метод.

    В связи с этим плательщик налога должен определить налоговую базу на основании показателей содержания добытых природных ресурсов по отношению к извлекаемой сырьевой массе.

    Любой используемый способ определения должен быть утвержден в учетной политике недропользователя. Применение методики будет происходить на протяжении всей добывающей деятельности.

    Ее корректировка допускается только в том случае, если будут внесены поправки в проект по разработке месторождений, который применяется к полезным ископаемым.

    Технические условия обычно редактируются в результате изменения технологического процесса добычи.

    Какие бывают налоговые ставки?

    Распределение налоговых ставок происходит в зависимости от вида природных ресурсов. В отдельных случаях наблюдается нулевая ставка ().

    Ставки условно можно разделить на два вида:

    1. Твердые – распространяются на нефть, газ, газовый конденсат и уголь.
    2. Адвалорные – действуют по отношению к остальным видам полезных ископаемых.

    В первом случае законодательство предусматривает понижающие коэффициенты. Однако их применение, возможно, только после выполнения плательщиками НДПИ требований Налогового кодекса.

    Твердые ставки применяются по отношению к налоговой базе исходя из количества добытых природных ресурсов. Адвалорные (процентные) ставки привязываются к их стоимости.

    Процентные ставки НДПИ в 2020 году (таблицы)

    Как говорилось выше, процентные ставки установлены дифференцированно в зависимости от разновидности полезных ископаемых.

    Нулевая

    Нулевая ставка применяется в порядке, предусмотренном ст.342 НК РФ. Фактически ее можно классифицировать как налоговую льготу.

    Ставкой НДПИ в 0 процентов облагается извлечение:

    1. Природных ресурсов в размере нормативных потерь.
    2. Подземных вод, что содержат природные ресурсы, в частности, если от их добычи зависит разработка иных полезных ископаемых.
    3. Природных ресурсов во время разработки остаточных запасов полезных ископаемых.
    4. Полезных ископаемых, что остались в породах или в отходах перерабатывающих производств, по причине отсутствия в РФ технологии их извлечения.
    5. Попутного газа.
    6. Минеральных вод, которые используются в лечебных целях, за исключением их непосредственной продажи в переработанном виде.
    7. Подземных вод, которые находят свое применение в сельскохозяйственных целях.
    8. Сверхвязкой нефти.
    9. Нефти, добытой, на территории Якутии, Иркутской области и Красноярского края в объеме до 25 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет.
    10. Нефти, добытой, на территории Северного полярного круга в объеме до 35 млн тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 10 лет.
    11. Нефти, добытой, на территории Азовского и Каспийского морей в объеме до 10 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на выделенном участке происходила не более 7 лет.
    12. Нефти, добытой, на территории полуострова Ямал в объеме до 15 млн. тонн, но, в том случае, если разработка запасов на участке недр происходила не более 7 лет.

    При добыче угля

    При добыче всех видов угля установлена единая ставка в размере 4%.

    Стоит отметить, что на основании допускается уменьшение налога на расходы, которые связаны с обеспечением безопасных условий труда, в частности, путем использования налогового удержания.

    Добыча газа

    Для природного газа установлены следующие ставки:

    • 622 руб. за 1 тыс. м³ – до 31.12.2013;
    • 700 руб. за 1 тыс. м³ – до 31.12.2014.

    Твердая ставка в размере 788 руб. за 1 тыс. м³ газа действует с 01.01.2015. Необходимо подчеркнуть, что налогообложение происходит по ставке, умноженной, на коэффициент.

    Для природного газа установлены следующие коэффициенты:

    Коэффициент Дата
    0,493 до 31.12.2012
    0,455 до 30.07.2013
    0,646 до 31.12.2013
    0,673 до 31.12.2014

    Начиная с 01.01.2015 при добыче природного газа, будет действовать коэффициент 0,701. Налоговая ставка с учетом коэффициента должна округляться до полного рубля.

    Другие ископаемые

    Ставка НДПИ в отношении газового конденсата составляет:

    Твердая ставка в размере 679 руб. действует с 01.01.2015 за 1 тонну газового конденсата. Как видно из приведенного примера, то ставка НДПИ зависит от того, когда именно осуществлялись расчеты (до или после 01.01.2012).

    Налогообложение других природных ресурсов происходит по следующим ставкам:

    Ставка Полезное ископаемое
    3,8% Калийные соли
    4% Апатитовые и фосфоритовые руды, торф
    4,8% Кондиционные руды черных металлов
    5,5% Сырье радиоактивных металлов, нефелины, бокситы, природная соль, неметаллическое сырье, термальные воды
    6% Горнорудное неметаллическое сырье, концентраты и полупродукты, которые содержат золото, битуминозные породы
    6,5% Драгоценные металлы, а также полупродукты, которые их содержат, кондиционные продукты пьезооптического сырья
    7,5% Минеральные воды
    8% Многокомпонентные комплексные руды, кондиционные руды цветных металлов, природные алмазы, редкие металлы

    Что касается нефти, то с 01.01.2013 одна тонна сырья облагается налогом в размере 470 руб. К тому же стоит пояснить, что категория неметаллического сырья включает песок и гравий.

    Поэтому по отношению к песку НДПИ составляет 5,5%, о чем детальнее можно посмотреть таблицу:

    Адвалорная ставка

    Адвалорной ставкой считается ставка таможенной пошлины, которая определяется в процентах по отношению к таможенной стоимости товаров.