• Воинский учет в организации пошаговая инструкция. Воинский учет Как происходит накопление информации при ведении воинского учета

    Какой бы мирной деятельностью не занималась компания, она обязана вести воинский учет. В случае необходимости это позволит военачальникам быстро мобилизовать военнообязанное население на защиту государства. Неслучайно Методические рекомендации, как проводить воинский учет в организации, разработаны Генеральным штабом Вооруженных Сил страны. В невоенное время учетная система также помогает выявлять армейских «уклонистов», избегающих срочной службы.

    Нормативные ориентиры

    Поступая на работу, некоторые категории граждан обязаны предоставлять военный билет в отдел кадров. Согласно 65-й статье Трудового кодекса, данный документ предъявляется военнообязанными соискателями и лицами, подлежащими призыву в армию.

    Положение о ведении воинского учета разработано и утверждено российским Правительством (Постановление № 719 от 27.11.2006). В нем, в частности, говорится, что за правильность организации учетной деятельности отвечает руководитель компании (п. 9). Также документом установлены нормативы, касающиеся количества штатных работников, отвечающих за воинский учет в организации. Следует обратить внимание, что они высчитываются не из общего числа сотрудников на предприятии, а из количества работников, поставленных на учет (п.10):

    • до 500 человек – достаточно 1-го сотрудника-совместителя;
    • от 500 до 2 000 человек – нужно высвободить 1-го работника, который бы занимался воинским учетом полный рабочий день;
    • от 2 000 до 4 000 человек – нужно высвободить 2-х работников на эти цели.

    На более крупных предприятиях на каждые последующие 3 000 сотрудников необходимо выделять по 1-му дополнительному работнику, занимающемуся воинским учетом.

    Среди регламентирующих источников следует упомянуть и вышеназванные Методические рекомендации Генштаба, утвержденные в прошлом году – 11.07.2017. Их положения во многом повторяют содержание Постановления Правительства № 719, но в них имеется и добавочная информация. Например, в документе более детально расписаны обязанности сотрудников, ведущих воинский учет.

    Воинский учет в организации: пошаговая инструкция 2018

    Данная учетная деятельность подразделяется на несколько этапов. Об особенностях каждой организационной стадии следует рассказать отдельно.

    1-й этап – определение ответственных лиц

    Кто в организации будет заниматься воинским учетом, определяется ее руководителем. Он вправе предусмотреть в штатном расписании специальные кадровые единицы, на которые будут приниматься работники для ведения учета.

    Если руководство собирается высвободить для учетной деятельности кого-то из имеющихся сотрудников (например, на условиях совместительства или перевода), оно издает приказ – об организации воинского учета, где перечисляются работники, назначенные его вести.

    Когда на предприятии не менее 2-х человек занимаются воинским учетом, их объединяют в особое подразделение – военно-учетный стол.

    2-й этап – выявление сотрудников, подлежащих постановке на учет

    Не всех работников предприятия надо ставить на воинский учет. Это необходимо в отношении следующих категорий сотрудников:

    • молодых мужчин призывного возраста (18-27 лет);
    • военнообязанных подчиненных (возраст значения не имеет).

    К последней категории относятся сотрудники, пребывающие в запасе. В частности, статус военнообязанных имеют женщины, которые приобрели военно-учетную специальность (например, выучились на военного фельдшера), а также лица:

    • прошедшие альтернативную службу;
    • освобожденные от призыва на законных основаниях;
    • зачисленные в запас после увольнения с военной службы;
    • успешно окончившие обучение на военной кафедре, и т.д.

    Полный перечень военнообязанных работников представлен в п.12 Методических рекомендаций Генштаба от 11.07.2017.

    3-й этап – оформление личных карточек

    Чтобы правильно вести воинский учет в организации, инструкция предписывает принять от работников определенные документы:

    • призывники представляют удостоверение, подтверждающее их статус;
    • военнообязанные предъявляют воинский билет.

    На их основании ответственный сотрудник заводит на «учетных» работников личные карточки.

    4-й этап – разработка и ведение учетной документации

    Методические рекомендации Генштаба обязывают предприятия вести объемный пакет документов по воинскому учету. В частности, помимо личных карточек , организации нужно иметь:

    • план учетной работы;
    • журнал проверок;
    • шаблоны расписок о приеме воинских документов.

    Весь список требуемой документации представлен в п.39 Рекомендаций.

    5-й этап – регулярное выполнение мероприятий по воинскому учету работников

    Данный этап охватывает комплекс различных мероприятий, которые входят в обязанности работников, ответственных за воинский учет. Они поименованы в нескольких пунктах Постановления Правительства № 719: 30, 31, 32. В обобщенном виде учетные мероприятия можно разделить на 3 вида:

    • по обеспечению правильной постановки на воинский учет;
    • по ведению личных карточек;
    • по актуализации сведений о работниках, поставленных на учет.

    За нарушение требований по ведению воинского учета ответственное лицо может быть оштрафовано на 300-1000 рублей (ст. 21.1-21.4 КоАП).

    Абсолютно у всех работодателей имеется такая обязанность, как организация воинского учета, и его предназначение — удовлетворить потребности государства и помочь управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют порядок ведения воинского учета в организации. Обратите внимание, что чиновники регулярно обновляют нормативную базу, добавляя новые обязанности работодателям, поэтому следите за поправками.

    В настоящее время воинский учет осуществляется на основании следующих правовых актов:

    • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
    • Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
    • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
    • Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
    • Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
    • Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
    • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 № 664с;
    • Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
    • , утв. 11.07.2017.

    Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

    1. Общий воинский учет.
    2. Специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

    Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция

    Шаг 1. Назначение лица, ответственного за воинский учет

    Ведение воинского учета в организации надо начинать с издания приказа и назначения ответственного лица, а также лиц, которые будут осуществлять учет во время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров, а в небольших компаниях — руководитель или даже бухгалтер.

    Пример приказа

    На основании Постановления Правительства от 27.11.2006 № 719, ответственных за учет назначают, исходя из следующих нормативов:

    • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
    • 1 освобожденный работник — если на учет поставлены 500-2000 граждан;
    • 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
    • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, поставленные на учет.

    Копию приказа об ответственных за учет военнообязанных необходимо будет предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.

    Работнику кадровой службы или иному лицу необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.

    Шаг 2. Определить, с кем работать

    Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

    • проходящие военную службу;
    • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
    • женского пола, не имеющие военной специальности;
    • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

    В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2018, необходимо учитывать:

    • мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
    • представителей мужского пола, находящихся в запасе;
    • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
    • лиц, освобожденных от призыва;
    • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
    • граждан, уволенных из армии;
    • работников, служивших альтернативно;
    • женщин, получивших военные специальности.

    Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодателю придется в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат для постановки на воинский учет. Форма этого документа утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197. Выглядит направление так:

    Оборотная сторона

    Учтите, что работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников — внешних совместителей. На них распространяются все правила.

    Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный воинский учет. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 № 664с.

    Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом

    Если воинский учет на предприятии раньше не велся либо компания создана недавно, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате. Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж по теме воинского учета, выдать методические указания и необходимые бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.

    Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.

    Документооборот по военно-учетной работе

    Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:

    • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
    • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), а также ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.

    Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

    • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
    • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

    Компания-работодатель обязана создать и вести следующие документы по учету:

    • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
    • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
    • картотеку личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
    • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
    • расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
    • карточку учета организации (КУО форма № 18);
    • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.

    Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. Согласно п. 27 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

    Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.

    Практическая часть

    При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса , соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель может отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов. Также работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

    Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

    В любом случае отсутствие военного билета нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.

    При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.

    Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

    Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

    Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

    Забронированные граждане, пребывающие в запасе, также подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.

    Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

    Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

    Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

    Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

    Отчетность для работодателей

    Компании предоставляют отчеты по учету:

    • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
    • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
    • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

    Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:

    • отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
    • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
    • карточка учета (форма № 18).

    Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.

    Предприятия, где не ведется бронирование, предоставляют в качестве отчета форму № 18.

    Образец

    Контроль за исполнением законодательства

    Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.

    Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

    Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании . В соответствии со , непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а также должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.

    Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

    Принципы ведения воинского учета на предприятии регламентируют несколько документов:

    • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (ст. 8 «Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны»);
    • Федеральный закон № 31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ст. 9 «Обязанности организаций»);
    • Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 (далее — Положение).

    Ответственность за воинский учет лежит на руководителе предприятия (п. 9 ч. I Положения). Именно он решает, кто именно из сотрудников будет заниматься учетом. Минимальное количество уполномоченных лиц определяется общим числом работников, состоящих на воинском учете: до 500 человек — учет может вести сотрудник-совместитель, до 2 000 человек — один выделенный специалист, до 4 000 — двое и т.д.

    Приказ о назначении ответственного лица должен быть представлен в военкомат по месту расположения предприятия. Кроме того, на утверждение военному комиссару передайте ваш план по организации воинского учета военнообязанных и запасников. В нем отразите необходимые мероприятия и функциональные обязанности ответственного за воинский учет сотрудника.

    Проверяем документы, инспектируем личные карточки

    Воинский учет на предприятии придется организовать сразу по нескольким направлениям. Начните с проверки подлинности документов воинского учета, записей о постановке на учет по месту пребывания или жительства, отметок в паспорте об отношении к службе в армии. Это касается сразу нескольких категорий работников. Напоминаем, что военнообязанными являются мужчины:

    • пребывающие в запасе;
    • старше 27 лет, которые освобождены от военной службы, получили отсрочку или не призваны по иным причинам;
    • окончившие военные кафедры при вузах;
    • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на него в военных комиссариатах;
    • прошедшие альтернативную гражданскую службу.

    Учету подлежат и некоторые женщины. Список «дамских» специальностей постепенно расширяется. С 2016 года в него входят не только медики, картографы, радисты, но и метеорологи, фотолаборанты, электромонтеры, телеграфисты и пр. Их документы воинского учета тоже подлежат тщательной проверке.

    Следующий шаг — занести информацию из документов воинского учета (военный билет и временное удостоверение для запасников) в личные карточки: смена фамилии, семейного положения и пр. У сотрудника, который достиг предельного возраста пребывания в запасе или признан медкомиссией негодным к военной службе, укажите в карточке «Снят с воинского учета по возрасту» или «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

    Не забывайте оповещать своих коллег обо всех адресованных им извещениях из военкоматов в трехдневный срок. Штраф за несоблюдение этого требования — от 500 до 1 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ). Кроме того, уполномоченный работник должен рассказывать вновь принятым сотрудникам о порядке мобилизационной подготовки, об ответственности за неисполнение требований закона, о требованиях к документам воинского учета.

    Передаем информацию в комиссариат

    Второе направление работы — постоянное взаимодействие с военкоматами. В комиссариат передавайте информацию обо всех обнаруженных в документах нарушениях: неточных или ошибочных данных, отсутствии записей, страниц или даже документов, подделанных военных билетах или удостоверениях запасника.

    И главное — в комиссариаты нужно сообщать о сотрудниках, которые уклоняются от воинских обязанностей. В противном случае будет наложен административный штраф в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда.

    Своевременно сдаем отчеты по форме

    Ежемесячно организация должна направлять в военкоматы по месту нахождения или органы местного самоуправления списки принятых и уволенных сотрудников, которые подлежат воинскому учету. Один раз в год — списки мужчин, которым в следующем за отчетным годом исполнится 17 лет, а также несколько других отчетов. В их числе формы № 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе», № 18 «Карточка первичного учета организации», № 16 «План замены специалистов, призываемых на военную службу по мобилизации и в военное время» и др.

    Чтобы не ошибиться в перечне отчетов и сроках их сдачи, обратитесьв военкомат по месту регистрации предприятия. Вы получите образцы документов и инструкцию, как их правильно заполнять.

    О том, как формировать отчетность в военкоматы в программе Контур-Персонал, мы расскажем в одном из следующих материалов.

    Порядок ведения воинского учета граждан в организациях

    Правила организации воинского учета установлены Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (далее — Методические рекомендации), утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2017.

    • мужчины призывного возраста (18-27 лет), не зачисленные в запас;
    • мужчины, находящиеся в запасе;
    • сотрудники, обучавшиеся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования или в военный профессиональных учебных заведениях;
    • лица, освобожденные от призыва;
    • мужчины старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедшие службу;
    • граждане, уволенные из армии;
    • работники, служившие альтернативно;
    • женщины, получившие военно-учетные специальности.

    Процесс воинского учета представляет собой сбор и систематизацию информации об исполнении вышеперечисленными работниками воинского долга, а также ее актуализацию. Цель этой процедуры — обеспечение исполнения гражданами РФ своего долга перед Родиной, а также удовлетворение потребностей государства в воинских ресурсах на случай военных действий.

    Кто ведет воинский учет и бронирование в организации?

    Обязанность организации учета в организации лежит на ее главе, хотя при необходимости он может своим приказом делегировать непосредственное исполнение этой обязанности и другим работникам. Порядок делегирования установлен п. 12 Положения о воинском учете:

    • если на учете стоит меньше 500 сотрудников, выполнять эти обязанности может один человек по совместительству;
    • если в компании работает от 500 до 2000 военнообязанных, необходимо выделить специалиста, вменив ему ведение воинского учета в качестве основной трудовой нагрузки;
    • если число военнообязанных работников 2000-4000 человек, требуется привлечь двух сотрудников на полный рабочий день.

    При большем штате закон допускает делегирование обязанности учета и большему количеству сотрудников. В этом случае необходимо выделить по сотруднику на каждые 3000 работников и создать военно-учетное подразделение. Примечание: кандидатуры сотрудников, претендующих на ведение учета, во избежание проблем стоит заранее согласовать с военным комиссариатом.

    Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях

    Для грамотной организации процесса учета руководство компании должно предпринять несколько шагов.

    Шаг 1 — издание приказа об организации воинского учета. Этим документом руководитель должен назначить ответственное лицо и его заместителя, который будет выполнять обязанности по учету во время отдыха или вынужденных перерывов в работе ответственного лица.

    Шаг 2 — подготовка и согласование с военным комиссариатом плана работы. Образец плана можно найти в приложении 17 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать информацию о планируемых мероприятиях, сроках их выполнения и наименовании организации, а также отметку о согласовании с военкоматом.

    Шаг 3 — разработка журнала проверок учета и бронирования граждан. Руководство компании должно ориентироваться на тот образец, который представлен в Методических рекомендациях. Согласно приложению 18 к этому нормативно-правовому акту, документ должен быть оформлен в виде таблицы со следующими графами:

    Не знаете свои права?

    • «Дата проверки»;
    • «Должность и Ф. И. О. проверяющего»;
    • «Результаты, недостатки и оценка»;
    • «Решение главы компании по результатам проверки и отметки об устранении недостатков».

    Шаг 4 — тщательная проверка документов у граждан в процессе трудоустройства в компанию. Военнообязанные в запасе должны представить в отдел кадров военный билет, а те, кто не прошел службу, — приписное свидетельство. Необходимо удостовериться, что данные и фото в этих документах соответствуют информации в паспорте.

    Шаг 5 — заполнение личных карточек сотрудников. В них необходимо указать:

    • информацию о семейном положении;
    • данные об образовании;
    • место работы;
    • должность;
    • адрес места жительства работника.

    Карточки, как правило, хранятся в специальной картотеке. Система картотеки может быть выстроена по отделам или командам, а внутри них — по алфавиту.

    Шаг 6 — разъяснение гражданам их обязанностей по учету и военной подготовке, контроль за их исполнением работником.

    Приказ об организации воинского учета (образец документа)

    Образец приказа содержится в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать следующую информацию:

    • наименование организации;
    • дату издания приказа;
    • номер документа;
    • распоряжение об организации учета;
    • данные лица, ответственного за ведение учета;
    • данные о заместителе работника, ответственного за учет в компании в случае его временного отсутствия или нетрудоспособности;
    • информация о контроле за исполнением приказа.

    Приказ подписывается руководителем организации и заверяется фирменной печатью. Копия документа направляется в военкомат.

    Уголок воинского учета в организации (содержание, образец)

    Согласно п. 39 Методических рекомендаций, руководство организации обязано предоставить сотрудникам справочную информацию по учету, мобилизации и подготовке к ней. Оборудование уголка воинского учета дает возможность наглядно донести до работников необходимую информацию по этим вопросам.

    В законодательстве образец уголка не описан. Как правило, он оформляется в виде стенда с иллюстрациями и содержит информацию, определяющую:

    • задачи учета;
    • обязанности работников;
    • ответственность за нарушение правил учета;
    • перечень документов, регламентирующих воинский учет;
    • правила прохождения сборов и т. д.

    Проверка воинского учета в организациях

    Контроль за ведением учета в крупных организациях (со штатом более 500 работников) проводится один раз в год. Проверку выполняют представители военкомата или органов местного самоуправления. Если численность сотрудников в компании меньше 500 человек, проверку можно ждать раз в течение 3 лет.

    Проверяющие оценивают достоверность документов организации, связанных с ведением учета: личных карточек сотрудников, плана работы по ведению учета. Результаты проверки фиксируются в специальном журнале.

    Как видите, ведение учета и поддержание в актуальном состоянии информации о военнообязанных работниках — важная функция организаций. С помощью этой системы государственные органы могут эффективно контролировать исполнение трудящимися гражданами их воинского долга.

    Все работодатели обязаны вести воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2018 есть в статье. Ведение воинского учета можно доверить руководителю или ответственному сотруднику. Методические рекомендации можно скачать в Word или PDF.

    Воинский учет должны вести все компании. Обязанность по организации воинского учета граждан Российской Федерации не зависит от формы собственности предприятия. Основное назначение воинского учета - обеспечение Вооруженных Сил и других войск РФ ресурсами.

    Пошаговая инструкция ведения воинского учета в организации 2018

    Воинский учет в организации достаточно простая процедура делопроизводства. Но если учет не вести, то возможны . Поэтому мы разработали пошаговую инструкцию, как вести воинский учет в организации.

    Шаг 1. Разработать и согласовать с военкоматом инструкцию специалиста по воинскому учету

    Сам принцип внедрения воинского учета на предприятии условно можно подразделить на два этапа. Первый - встать на учет в военном комиссариате по местонахождению организации. На это есть пять дней, как внесли запись в ЕГРЮЛ при открытии или переезде.

    Второй - разработать по воинскому учету в компании. Этот этап включает в себя разработку и формирование инструкции для ответственного за воинский учет, в том числе и прописать его обязанности.

    Бланка инструкции нет, поэтому вы можете разработать его самостоятельно. Функциональные обязанности ответственного для быстроты и оперативности работы отразите подробно. Например, включите в его обязанности проверку воинских документов на подлинность.

    Шаг 2. Назначить ответственного за ведение воинского учета в организации

    Воинский учет на предприятии, как уже отмечали выше, могут вести разное количество специалистов. Кто конкретно ведет воинский учет на предприятии решает . В том числе штатные и сотрудники по совместительству. Но чтобы возложить обязанности надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. А также за воинский учет по совместительству сотруднику положена доплата.

    Ведение воинского учета в организации можно возложить на штатного сотрудника и даже на новичка. Но и в том и другом случае надо издать приказ о назначении ответственного за воинский учет в организации. Его мы приводили выше.

    Шаг 3. Разработать и согласовать с военкоматом план мероприятий по воинскому учету

    Заключительным этапом по организации порядка воинского учета граждан является план мероприятий. Бланк возьмите из приложения 17 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11 июля 2017 г. Документ табличный, поэтому заполнить его несложно. Отразите в документе сроки тех или иных мероприятий, которые будет выполнять компания в рамках воинского учета на предприятии. Например, ежеквартальное проведение сверки сведений.

    Затем в течение работы специалист по организации воинского учета будет проставлять отметки, какие мероприятия организация уже исполнила. В отдельной графе, напротив проведенных мероприятий ответственный специалист по организации воинского учете должен расписаться и проставить Ф.И.О.

    Ниже мы подробно разобрали каждый пункт инструкции.

    Организация воинского учета

    Организацию воинского учета граждан работодатели осуществляют по правилам федеральных законов:

    1. от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
    2. от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
    3. от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

    Также надо руководствоваться Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

    Согласно этим правилам учетные мероприятия проводят по всем призывникам и военнообязанным сотрудникам. Где призывники - это работники мужского пола от 18 до 27 лет, которые не числятся в запасе. А военнообязанные мужчины:

    • пребывающие в запасе;
    • уволенные со службы с зачислением в запас Вооруженных сил РФ;
    • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
    • завершившие обучение на военных кафедрах при институтах по программам военной подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса либо солдат и матросов запаса;
    • не прошедшие военную службы из-за отсрочки или освобождения.

    Среди женщин также могут быть военнообязанные, но только при наличии военно-учетной специальности. Например, фельдшер, фармацевт, геодезист и др. Сотрудницы также могут числиться в запасе в Вооруженных силах РФ до 45 лет, либо 50 лет - при офицерском звании. Мужчины же в отличие от женщин числятся в запасе чуть дольше (ст. 53 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ). После достижения предельного возраста их снимают с учета.

    До какого возраста мужчины пребывают в запасе

    Составы запаса (воинские звания)

    Возраст

    Первый разряд

    Второй разряд

    Третий разряд

    Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы

    Младшие офицеры

    Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга

    Полковники, капитаны 1 ранга

    Высшие офицеры

    Кто из сотрудников не подлежит воинскому учету

    В организациях РФ не ведут воинский учет по сотрудникам, которые:

    • получили освобождение от исполнения воинской обязанности в соответствии со статьей 23 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ. К примеру, которых признали не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья или прошедшие военную службу в другом государстве;
    • проходят военную службу или альтернативную гражданскую службу;
    • постоянно проживают за пределами России;
    • имеют воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

    Также не ведет учет работником - женщин, которые не имеют военно-учетной специальности.

    Воинский учет в организации РФ - это обязанность, прежде всего, руководителя (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, п. 9 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Но он может возложить эту ответственность на другого сотрудника. Для этого издайте приказ по форме из приложения 4 к Методическим рекомендациям, утвержденным Минобороны России 11 июля 2017. В приказе также укажите, какой сотрудник будет заменять ответственного на время его отсутствия. В случае временного отсутствия ответственный сотрудник должен по акту передать документы для ведения учета тому, кто будет его замещать.

    Образец приказа о назначении ответственного за воинский учет

    Важно!

    Приказ согласовывают с военным комиссаром муниципального образования, органом местного самоуправления сельского поселения или органом местного самоуправления городского округа.

    Вы вправе назначить ответственного на условиях совместительства, если это позволяет численность штата военнообязанных.

    Сколько сотрудников компании должны вести воинский учет

    На каждые последующие 3000 человек компания добавляет еще одного штатного сотрудника, который будет вести учет (п. 18 Рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11 июля 2017 г.).

    Организация воинского учета в организациях РФ включает в себя:

    • постановку на учет новичков;
    • оформление и сохранность документов;
    • снятие сотрудника с воинского учета при увольнении.

    Поэтому согласно должностной инструкции на специалиста по воинскому учету возлагают такие обязанности:

    • проверка документов о воинской обязанности сотрудников;
    • оформление личных карточек из документов воинского учета (удостоверение призывника, военный билет);
    • информирование сотрудников мобилизационной подготовке, ответственности за уклонение;
    • оповещение военкоматов о нарушениях, неточностях в документах;
    • подготовка отчетности о ведении воинского учета перед военкоматом или местным самоуправлением. Например, отправляет списки сотрудников, подлежащих воинскому учету.

    Воинский учет: документы

    Воинский учет в организации ведут на основании (п. 28 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Их должны предъявлять граждане при приеме на работу (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Если новички их не предъявили, то работодатель обязан сама запросить сведения (решение Верховного суда РФ от 19 ноября 2009 г. № ГКПИ 09-1351).

    Бланки

    К документам воинского учета относят:

    • для призывников - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
    • для военнообязанных мужчин - военный билет, военный билет офицера запаса, временное удостоверение или временное удостоверение офицера запаса.

    Принадлежность женщин к категории военнообязанных граждан подтверждает штамп в паспорте.

    Бланки документов воинского учета можно посмотреть в приложении 9 к Инструкции, утвержденной приказом Минобороны России от 18 июля 2014 № 495.

    Формы и журналы

    Ответственные за воинский учет должны отчитываться перед военкоматами (по местонахождению организации) или органами местного самоуправления. Для этого туда представляют:

    • списки сотрудников, которые подлежат воинскому учету, при поступлении и увольнении их с работы. Срок - две недели;
    • списки сотрудников, которые состоят на воинском учете, а также которые не состоят, но обязаны состоять на воинском учете. Данные предоставляют по запросам в двухнедельный срок;
    • списки граждан мужского пола в возрасте 15 и 16 лет. Это надо делать ежегодно в сентябре;
    • списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на учет в следующем году. Подают ежегодно до 1 ноября.

    Также каждый работодатель должен вести , которые пребывают в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Журнал надо зарегистрировать, пронумеровать, прошнуровать, опечатать и заверить подписью руководителя. Причем у документа есть одна особенность - графу 4 заполняют только в организации.

    Образцы документов и инструкция как заполнять документы для воинского учета есть в Методических рекомендациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11 июля 2017 г.

    Карточки воинского учета в организации

    Ответственные за организацию воинского учета в РФ должны заносить данные из документов воинского учета сотрудников в . Вместо утвержденной формы можно использовать самостоятельно разработанный бланк (ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

    Также надо вести картотеку карточек N-2 на граждан из числа призывников и пребывающих в запасе (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11 июля 2017 г.).

    Проверка воинского учета в организации

    Чтобы проверить учет работников проведите аудит - внутреннюю проверку. Создайте комиссию, во главе с начальником отдела кадров. Задача ревизии - удостоверится, что работников ведут в соответствии с законом и нормативными актами.

    Если в ходе проверки члены комиссии найдут недочеты, то их зафиксируют в акте проверки воинского учета в организации. Этот документ послужит основанием для исправлений в учете, чтобы не попасть под административную ответственность.

    Штраф за воинский учет

    Проверяющие вправе привлечь к ответственности за воинский учет (ст. 23.11 КоАП РФ). Например, за неоповещение сотрудника о вызове его по повестке военного комиссариата наказание будет в виде штрафа от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ). За нарушение постановки на воинский учет тоже есть административная ответственность. К примеру, если не предоставить сведения о гражданах, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете, то штраф будет от 300 до 1000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).