• Основные проблемы топливно энергетического комплекса. Состояние, проблемы и перспективы развития тэк

    Для экономики ТЭК - это один из важнейших комплексов, в котором концентрируется огромное количество людей и ресурсов. В России это один из главных факторов благополучия населения.

    Значение ТЭК

    Так что же такое топливно-энергетический комплекс? В него входит промышленность, обеспечивающая современное общество нефтью, газом, углем и т. д. Без этих важных ресурсов невозможно представить работу предприятий и даже жизнь обычных людей. Таким образом, ТЭК - это жизненно важный срез экономики.

    Многие страны используют продукцию, полученную благодаря этому комплексу, не только для внутреннего потребления, но и для экспорта. В числе таких государств, безусловно, находится и Россия. Большая часть ее доходов происходит от продажи нефти и газа – двух важнейших продуктов ТЭК. Это не просто ресурсы, поднимаемые из недр. Добыча нефти и газа породила огромную промышленность. Благодаря ей на месте сибирских месторождений появились целые города и агломерации.

    Нефтяная промышленность

    Современный топливно-энергетический комплекс можно разделить на несколько крупных частей. В первую очередь это нефтяная промышленность. Важность этого ресурса сложно переоценить. Недаром нефть называют «черным золотом». Ее добыча и переработка – сложный процесс. Он включает в себя еще и транспортировку, и складирование, и, наконец, продажу. Сырая нефть непригодна для использования, поэтому ее перерабатывают на специальных заводах.

    На специальных предприятиях получают разные виды топлива (авиационное, автомобильное, котельное и т. д.). В зависимости от химического состава, получается керосин, бензин или дизель. На НПЗ (нефтеперерабатывающем заводе) различные компоненты смешиваются, после чего производство топлива наконец-то заканчивается.

    Нефтяной фактор в российской экономике

    Современный топливно-энергетический комплекс России главным образом состоит как раз из нефтяной промышленности. Первым используемым месторождением еще в царскую эпоху стал Баку. Местная нефть пользовалась повышенным спросом в конце XIX – начале XX вв. Ее использовали в качестве топлива для керосиновых ламп.

    Топливно-энергетический комплекс России в своем нынешнем виде сформировался в 60-е годы XX столетия. Советские власти уделяли много внимания наращиванию добывающей промышленности. В СССР были открыты и освоены колоссальные месторождения в Западной Сибири и Поволжье.

    В 90-е годы, во время приватизации и разрухи, добыча и переработка нефти сократилась в несколько раз. ТЭК - это взаимосвязанный комплекс, в котором остановка одного предприятия ведет к банкротству другого. Поэтому промышленность пришлось поднимать буквально из руин. Увеличились отечественные и иностранные инвестиции в этот сектор. Сегодня, несмотря на последнее падение цен на нефть, она остается главным экспортным сырьем в России. Основной государственной компанией по добыче и переработке этого ресурса является «Роснефть». Ее главный частный конкурент – «Лукойл».

    Угольный сектор ТЭК

    Другой отраслью ТЭК является угольная промышленность. Этот сектор важен не меньше нефтяного. Уголь добывают двумя способами – открытым и в шахтах. Выбор метода зависит от глубины залегания ресурса. Если уголь находится на расстоянии до 100 метров от поверхности, то его добывают открытым способом. На большей глубине используются шахты.

    Российские топливно-энергетические ресурсы распределены таким образом, что добыча угля составляет около 18 % от всего отечественного ТЭК. При этом средний показатель в остальном мире в два раза выше (39 %).

    Топливно-энергетическое хозяйство России в угольной промышленности - это сложный и неоднородный комплекс. Самые глубокие отечественные шахты находятся на глубине в 1200 метров. В них добывается не только уголь, но и различное сырье для строительной индустрии, метан, металлы.

    Добыча угля

    Существует несколько общепринятых способов добычи угля. Самым распространенным является гидравлический метод. При такой технологии уголь транспортируется и поднимается на поверхность земли с помощью использования подземных вод. Впервые гидравлический способ добычи был применен в СССР в 30-е годы. Из-за Великой Отечественной войны внедрение перспективной технологии было приостановлено. Только в 1952 году ее начали использовать повсеместно.

    С помощью подземных вод и использования струй за тридцать лет шахтеры в крупнейших бассейнах (Донецком, Кузнецком и Карагандинском) добыли 150 миллионов тонн качественного угля. В этот период промышленность СССР была лидирующей в этой отрасли мировой экономики. Современный топливно-энергетический комплекс имеет другое международное соотношение. По последним оценкам, мировым лидером по добыче угля является Китай. В КНР сейчас находится почти половина всех предприятий, связанных с этим природным ресурсом.

    С другой стороны, китайских разведанных запасов осталось на 38 лет. В то же время в России недра богаты настолько, что сырья хватит еще приблизительно на пять столетий. Как и в случае с нефтью, показатели отечественной добычи неуклонно снижались в 90-е, а в плюс вышли только в 2001 году.

    Газ

    По сравнению с другими ресурсами, важными для ТЭК, газ является самым дешевым с точки зрения добычи. Кроме того, это самое эффективно используемое топливо. От него не остается золы после сгорания, его легко разжечь, а процесс горения можно отрегулировать.

    Газовые топливно-энергетические объекты важны еще и потому, что газ используется в самых разных сферах человеческой деятельности. Наращивание его потребления и запасов идет самыми высокими темпами. Газ важен для народного хозяйства, промышленности и быта. Его добывают не только в отдельных месторождениях, но и при получении нефти. Самым значительным потребителем газовых ресурсов является черная металлургия. Они нужны для того, чтобы обрабатывать руду.

    Мировые запасы газа

    Самыми крупными месторождениями газа обладают Россия, Саудовская Аравия, Алжир, США, Иран, Норвегия, Нидерланды. При этом порядка трети мировой добычи приходится на страны СНГ. Около четверти запасов находится в США. Страны с крупными месторождениями, как правило, экспортируют газ в соседние страны. Топливно-энергетическая промышленность, связанная с транспортировкой этого сырья, гораздо дешевле нефтяной, а доступность и простота эксплуатации газопроводов делают этот сжиженный ресурс желанным приобретением на любом рынке.

    Россия является крупнейшим экспортером голубого топлива. Многие страны Европы получают газ прямиком из сибирских месторождений. Сегодня во всем мире проведено уже более миллиона километров коммуникация для транспортировки этого важного и дешевого ресурса.

    История газовой промышленности России

    Первые советские газовые месторождения начали разрабатываться в 40-е годы прошлого столетия. Они располагались на востоке Украины, в Поволжье и Закавказье. Тогдашние газопроводы существовали отдельно друг от друга. Как правило, одно месторождение связывалось с конкретным регионом потребления. Единой системы транспортировки еще не существовало. Но именно тогда отечественные специалисты с нуля научились использовать топливно-энергетические ресурсы страны.

    На втором этапе развития газового сегмента ТЭК началась разработка крупных месторождения в Средней Азии и республике Коми. Тогда же появились первые коммуникационные узлы (на Украине и в Москве).

    Форсированное развитие газовой промышленности имело место в 70-е годы, когда вообще ускоренными темпами усложнялся и разрастался весь советский топливно-промышленный комплекс. Открытия геологов показали, что в Западной Сибири находятся огромные и уникальные месторождения. В этот регион отправлялись десятки экспедиций, участники которых возводили не только стратегически важные предприятия, но еще и новые города.

    Перспективы ТЭК

    Нефтехимия и другие отрасли ТЭК продолжает развиваться. На этом пути есть два основных направления. Во-первых, это открытие новых месторождений газа, нефти и т. д. Во-вторых, современные технологии позволяют обновлять перерабатывающие заводы. Например, в России по-прежнему велика доля старого советского оборудования, срок эксплуатации которого уже истекает.

    Топливно-энергетический комплекс развивается таким образом, что в перспективе предполагается улучить эффективность добычи сырья. Недостаточно просто поднять из недр земли ресурс. Важно еще и добыть его так, чтобы большая часть полученного не была утрачена при переработке.

    Сегодня строится газопровод «Сила Сибири». Через него голубое топливо будет поступать в Китай, с которым российское руководство подписало долгосрочный контракт на поставки. Строительство планируется закончить в 2017 году. Поставки начнутся в 2019-м.

    В последние годы по различным причинам резко обострились проблемы топливно-энергетического комплекса России.

    Среди основных проблем ТЭК необходимо выделить следующие: - усложнение добычи и увеличение расстояний транспортировки энергоресурсов в связи с исчерпанием эксплуатируемых и необходимостью разработки новых, более удаленных и расположенных в труднодоступных районах месторождений;

    Высокий (около 80%) износ энергетического оборудования, предопределяющий остановку к 2015 году почти половины энергоустановок суммарной мощностью около 100 ГВт из существующих 215 ГВт в связи с выработкой их ресурса;

    Снижение темпов и уровня перспективных разработок, обусловленное недостаточностью их финансирования;

    Углубляющийся разрыв поколений в области научно-внедренческой деятельности, связанный с падением ее престижности и мизерным финансированием;

    Нарастающая потеря внешних рынков, в значительной степени связанная с отсутствием инвестиций (зачастую российские проекты, имеющие более высокие технико-экономические характеристики, проигрывают тендеры только из-за отсутствия требуемого финансирования) и др.

    Также к факторам, сдерживающим развитие энергетики, относятся:

      Сохраняющийся дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;

      Энергетическое оборудование, используемое в энергетике, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;

      Отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка, это связано тем, что строительство ТЭС привязывалось к конкретным промышленным объектам, и не предусмотрены линии передачи части электрической передачи на сторону;

      Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитие конкуренции;

      Сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. ТЭС являются главными загрязнителями атмосферы в структуре ТЭК, особенно, те, которые работают на угле. Сегодня, когда пописан и ратифицирован Российской Федерацией Киотский протокол, данная проблема энергетических компаний становится одной из актуальных;

      Отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК .

    Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике нашей страны, восстановление топливно-энергетического комплекса, в том числе его позиций на мировом рынке становится первоочередной государственной задачей.

    Острота проблем развития ТЭК в значительной степени будет определяться соотношением количественных и качественных характеристик экономического роста. Исчерпание многих действовавших в течение десятилетий экстенсивных факторов обусловливает необходимость перехода к качественному новому типу экономического роста. Главными его отличительными чертами являются:

      Глобальный технологический переворот,

      Переход от ресурсопоглощающей модели экономического развития к наукоемкой,

      Повышение продуктивности использования всех факторов общественного производства,

      Повышение благосостояния населения не столько за счет роста количества материальных и духовных благ сколько за счет повышения их качества,

      Включение в понятие благосостояния здоровой окружающей среды.

    Топливно-энергетический комплекс для многих государств является своеобразным локомотивом экономики, помогающим не только оставаться «на плаву», но и добиваться определенного прогресса. Однако если не вкладывать средств в ТЭК, то постепенно эффективность его деятельности будет снижаться. Особенно это касается нефтяной сферы, которая без инвестиций может быстро «погибнуть», а ее воскрешение- процесс долгий и чрезвычайно дорогостоящий .

    В связи с нестабильностью правовых основ экономической деятельности в России и по ряду других причин снизилась инвестиционная привлекательность ТЭК для отечественных и зарубежных инвесторов, хотя потребность в них многократно выросла. В условиях значительного роста себестоимости добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, необходимости резкого увеличения капитальных вложений в ТЭК и ужесточения экологических требований возросла стратегическая значимость повышения энергоэффективности экономики как важнейшего инструмента удовлетворения энергетических потребностей общества.

    Необходимы разработка и реализация государством мер по стимулированию инвестиционной деятельности в нефтяной промышленности, включая и нефтеперерабатывающую, в том числе расширение действия системы соглашений по разделу продукции, особенно в сфере рискованного предпринимательства.

    Гаджиев Магомед Расулмагомедович , профессор кафедры менеджмента, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Россия

    Бучаева Светлана Азизовна , ст. преп. кафедры налоги и налогообложение, Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Россия

    1. Наличие частично решенной проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике (между группами потребителей, между теплом и электричеством при комбинированной выработке), т.к. соответствующий законопроект находится на подписи у Президента Российской Федерации.

    2. Несогласованность федеральных и региональных программ развития субъектов федерации, несоответствие планов регионального развития их реализации.

    3. Вопросы тарифообразования, когда формирование конкурентной цены на оптовом рынке нивелируется на уровне регионального регулирования.

    4. Слабая конкуренция на розничных рынках.

    5. Недостаточный контроль затрат естественных монополий.

    6. Недостаточные темпы вывода неэффективной генерации.

    7. Развитие малой (распределенной) генерации, особенно в труднодоступных регионах страны.

    Основными направлениями совершенствования экономических отношений в отраслях ТЭК являются решение задач, связанных с комбинированной выработкой на тепловых электростанциях (рынок тепла – «альтернативная котельная»); корректировка модели оптового и розничного рынков электрической энергии (мощности); повышение эффективности использования сетевой инфраструктуры (оплата резервируемой мощности, штрафы за недозагрузку трансформаторной мощности, принцип «бери или плати» в техническом присоединении, бенчмаркинг, внедрение показателей эталонов качества, надежности услуг, капитальных расходов); утверждение правил технологического функционирования электроэнергетических систем; реализация плана мероприятий «дорожной карты», «повышение доступности энергетической инфраструктуры» и разработка необходимых документов; укрепление платежной дисциплины; создание механизмов вывода неэффективной генерации .

    Относительно правового обеспечения развития ТЭК в докладе Министра энергетики РФ А.В. Новака на тему «Итоги работы Минэнерго России и основные результаты функционирования ТЭК в 2014 году. Задачи на среднесрочную перспективу» отмечено, что принятие решении ̆ по долг осрочному развитию отраслей ТЭК России и по инвестициям должно происходить в соответствии с обновленной Энергетической стратегией ̆ России до 2035 года (планируемые показатели добычи ТЭР представлены в табл. 1 ) и обновленной редакцией государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321). Однако исполнение указанных документов серьезно затруднено, поскольку зависит от целого ряда факторов. В их числе: траектория мирового экономического развития (кризисов, стагнации, роста прогнозного объема потребления энергии); тенденции объемов добычи энергоресурсов; наличие конкуренции на межтопливном рынке; открытость доступа компании ̆ к месторождениям и проектам ; «дороговизна» стоимости заемного капитала ; характер политических и финансовых рисков , санкции западных государств . Реалистичность оценок указанных факторов в динамике – это главный вопрос прогнозирования и построения сценариев, что требует внесения поправок в стратегию.

    Прогнозируемые показатели Энергетической стратегии

    на период до 2035 года по основным отраслям ТЭК:

    изменение по отношению к 2010 году

    Показатели

    База исчисления

    Целевой / Консервативный сценарии

    2010

    2020

    2025

    2035

    Добыча нефти

    100%

    104%
    101%

    105%
    99%

    105%
    92-93%

    Добыча угля

    100%

    121%
    111%

    124%
    109%

    128%
    108%

    Добыча газа

    100%

    118%
    116%

    129%
    120-121%

    144%
    130-131%

    Уст.мощность электростанций

    100%

    112%
    101%

    120%
    118%

    139%
    136%

    Из таблицы 1 видно, что в проекте Энергетической стратегии на период до 2035 года указано, что доля ТЭК в общих капиталовложениях в экономику будет снижаться (с 25,6% в 2010 году до 17,7% к 2035 году), но при этом в абсолютном выражении капиталовложения в ТЭК страны будут увеличиваться. По данным бюджета России за 2013/2014 г., на инвестиции в энергетику приходится, по разным оценкам, 4–6% ВВП России, это весьма значительная величина. Роль ТЭК в экономике России представлена ниже. На рисунке 1 приведены данные из отчета Министра энергетики о фактических и плановых инвестициях в отрасль ТЭК, анализ которых показывает недофинансирование отрасли по сравнению с принятой Стратегией развития.

    По данным международного экономического агентства (МЭА), ТЭК России понадобятся инвестиции объемом в 100 млрд долл. в год на протяжении 20 лет. По оценкам, приведенным в проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года, объем требуемых инвестиции ̆ еще больше – порядка 130 млрд долл. в год на период до 2035 года

    В планах государства и российских компании ̆ ТЭК – масштабные и дорогостоящие проекты по разработке месторождении ̆ на Арктическом шельфе , добыче запасов и разв итию инфраструктуры на Дальнем Востоке России, по модернизации в электроэнергетике и сфере теплоснабжения, по повышению энергоэффективности. Все перечисленные направления являются достаточно капиталоемкими. В проекте Энергетической стратегии на период до 2035 года даются оценки по потребностям в инвестициях с 2011 до 2035 годы, приведенные в соответствии с нуждами экономики и с планируемым изменением производственных показателей отраслей ТЭК (табл. 2 ).


    Прогноз необходимых инвестиции ̆ в ТЭК России и в энергоснабжение экономики России на период до 2035 года ( в ценах 2010 года )

    Отрасли ТЭК

    2011–

    2020

    2021–

    2025

    2026–

    2035

    Всего.

    2011–2035

    В среднем за год

    Всего ТЭК и энергосбережение экономики России

    973–1008

    591–638

    1283–1522

    2846–3168

    114–127

    Нефтяная промышленность

    413–416

    229–239

    510–560

    1152–1216

    46–49

    Газовая промышленность

    237–239

    134–142

    316–340

    687–720

    27–29

    Угольная промышленность

    27–28

    18–19

    44–48

    89–95

    3,6–3,8

    Электроэнергетика

    174–194

    140–157

    261–376

    576–727

    23–29

    Возобновляемые источники энергии

    5–7

    14–24

    24–37

    1–1,5

    Централизованное теплоснабжение

    61–63

    32–33

    62–64

    156–160

    6,2–6,4

    Автономная энергетика

    11–12

    8–9

    22–25

    41–47

    1,6–1,9

    Энергосбережение

    43–51

    25–32

    54–84

    122–166

    5–7

    * – кроме ГЭС мощностью более 25 МВт.

    Из таблицы 2 видно, что объем инвестиции ̆ в документе в зависимости от сценария оценивается в 2,8–3,2 трлн долл. (в ценах 2010 года). Ожидается, что инвестиции в ТЭК и в энергоснабжение экономики России должны составлять 114–127 млрд долл. ежегодно на период до 2035 года, но требуемое значение существенно превышает текущий уровень капиталовложении ̆ . По оценкам ИНЭИ РАН, приведенным в Прогнозе развития энергетики мира и России до 2040 года, инвестиции в ТЭК в России в 2010 году составляли около 90 млрд долл. Вне зависимости от сценария ожидается, что структура инвестиции ̆ не претерпит значительных изменении ̆ . Пе речислим направления инвестирования по основным отраслям ТЭКа – нефтяной промышленности, газовой и электроэнергетике:

    1. Большая доля инвестиции ̆ прогнозируется в нефтегазовый сектор (61% от всех инвестиции ̆ в целевом сценарии и 64% в консервативном сценарии). Запланированы инвестиции и в электроэнергетику, их доля также будет велика (23% или 20% в зависимости от сценария). В нефтяной ̆ сфере прогнозируемый ̆ объем инвестиции ̆ необходим лишь для поддержания текущего уровня добычи углеводородов . Однако ожидается удорожание проектов по причине перехода от легкодоступных традиционных запасов нефти в Западной Сибири к трудноизвлекаемым запасам, преимущественно расположенных на отдаленных территориях востока и севера страны, а также на шельфе, что объясняет рост требуемого объема инвестиции ̆ .

    2. Увеличение объема инвестиции ̆ в газовую промышленность ожидается как за счет прогнозируемого увеличения добычи газа (почти на 44% в 2035 году по сравнению с 2010 годом ), так и за счет реализации инфраструктурных проектов по тран спортировке и хранению газа. В угольной промышленности основные инвестиции ожидаются в развитие новых центров добычи угля на востоке страны, а также на создание требуемой инфраструктуры.

    3. В электроэнергетике, согласно проекту энергетической стратегии на период до 2035 года, объем инвестиции ̆ будет направлен на расширение и модернизацию сетевого комплекса , строительство атомных и тепловых электростанции ̆ (замена существующих , а также ввод дополнительных мощностей ).

    На рисунке 2 представлены фактические и прогнозные данные капиталовложений в ТЭК.

    В ближайшие два года в России ожидается нулевой прирост потребления электроэнергии. Об этом сообщил замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, отметив, что еще полгода назад в министерстве думали, что прирост будет по 0,5% в год, но сейчас прогнозы более пессимистичные. Такое же мнение выразил «Системный оператор ЕЭС»:потребление электроэнергии в стране в текущем году останется на уровне 2014 года.

    Доходы от экспорта электроэнергии из России в 2014 году упали на 25,7% по сравнению с 2013 годом, до 737,5 млн долл., сообщает Федеральная таможенная служба. Доходы от экспорта электроэнергии в страны дальнего зарубежья сократились на 17,9% до 552,5 млн долл., в страны СНГ – на 42% до 185 млн долл. Доходы от экспорта электроэнергии в январе 2015 года уменьшились на 4,8% по сравнению с январем 2014 года, до 82,4 млн долл. При этом доходы от экспорта в страны дальнего зарубежья выросли на 11,6% до 61,5 млн долл., а в страны СНГ сократились на 33,7% до 20,9 млн долл. Инвестиции в российскую энергетику в 2015 году сократятся на 17% по отношению к 2014 году, а если не принять антикризисные меры – на 21%, говорится в обновленном прогнозе социально-экономического развития МЭР. В частности, по данным открытых источников, «Росатом» в 2015 году сократит инвестиции в расширение АЭС на 32,3% до 88 млрд руб. из-за сокращения госпрограммы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса».

    В 2015 году в стране планируется ввести два новых атомных энергоблока, ключевой из которых – четвертый блок Белоярской АЭС (ввод запланирован на второе полугодие). При этом, по словам директора «Росатома» по капвложениям Геннадия Сахарова, могут быть отсрочены следующие проекты: запуск второго блока Ленинградской АЭС-2 (запланирован на 2017 год), третьего и четвертого блоков ЛАЭС (2021 год) и четвертого блока Ростовской АЭС (2017 год).

    Можно сделать вывод, что рост конкуренции и глобализация мирового рынка (сланцевый газ, СПГ и спотовый рынок газа, возобновляемая энергетика) приводят к ухудшению рыночной позиции ТЭКа России. Требуется корректировка системы сбыта и инфраструктуры, что связано со смещением спроса от потребителей в Европе вследствие политической позиции официальных властей Украины, экономической стагнаций производства в самой Европе, повышения требований по экологии и энергоэффективности. На сегодняшний день видны не только резкое падение мировых цен на углеводороды и неопределенность их дальнейшей динамики, ухудшение геополитической ситуации, в наличие санкции против российского ТЭК (например, ограничение к современным технологиям и оборудованию, и потенциальным рынкам сбыта). Кроме того, ТЭК необходимо провести плановую интеграцию энергосистемы Крыма в российскую энергетику, решить проблему «последней мили» в 28 субъектах РФ, развивать возобновляемые источники энергии и малые гидроэнергостанции.

    Необходимы крупные инвестиции в размере 2,4–2,8 трлн долл. США в ценах 2007 года в развитие отраслей топливно-энергетического комплекса , централизованного теплоснабжения, энергосбережения, автономной энергетики и возобновляемых источников энергии. Основными источниками инвестиций будут являться собственные средства и прибыль акционерных компаний, привлечение кредитов, средств от дополнительной эмиссии акций. При строительстве новых и модернизации существующих гидроэлектростанций и атомных электростанций, а также в случаях, если компании не являются инвестиционно привлекательными и самодостаточными в силу региональных особенностей, необходимо привлечение государственных средств.

    Для отраслей ТЭК сегодняшняя зависимость от мировой конъюнктуры на нефть, от экономической и политической ситуации в странах – потребителях российских энергоресурсов, от курса доллара и других связанных факторов не может рассматриваться как позитивная. По базовому прогнозу социально-экономического развития России, предпринимаемые в настоящее время меры по модернизации экономики и диверсификации экспорта приведут к тому, что доля ТЭК в российском экспорте к 2030 г. снизится в 1,7 раза, в доходах бюджета и инвестициях – в 2,5 раза. При этом свое место на рынках энергоресурсов Россия намерена сохранить, объем добычи и переработки сырья снижаться не будет .

    Установление долгосрочных правил в сфере ценообразования и тарифного регулирования является одним из базовых условии ̆ привлечения инвестиции ̆ в полностью или частично регулируемые отрасли . Так , в настоящее время , в частности, неопределенными являются перспективы привлечения новых инвестиции ̆ в электроэнергетику (в связи с планами по изменению модели оптового рынка ), в сферу теплоснабжения (планы масштабной реформы сферы , переход на «альтернативную котельную» ), что мо жет быть барьером при привлечении средств.

    Существующая нагрузка на компании ТЭК по развитию необходимой ̆ инфраструктуры ( необходимость строительства сетевых мощностей , газо - и трубопроводов и т.д.) особенно характерны для регионов на востоке и севере России. Для решения этих проблем введены госпрограммы, в рамках которых привлекается бюджетное финансирование, но данный механизм на настоящий момент не решает всех проблем. Дополнительной проблемой являются правила допуска иностранных инвесторов (существуют значительные ограничения).

    В 2009 году Россия присоединилась к новой инициативе «Группы двадцати» по ликвидации неэффективных энергетических субсидии ̆ . В 2012 году Россия вступила в ВТО , в рамках которой подписала Соглашение по субсидиям и компенсационн ым мерам (субсидии делятся на запрещенные, требующие и не требующие принятия мер; в ТЭК, в первую очередь, предполагается уход от субсидии ̆ для производителей ̆ ТЭР и потребителей ̆ в промышленности ). В связи с заключенными соглашениями от России требуется п ринятие базового принципа перехода к рыночному ценообразованию на ТЭР, формированию конкурентных рынков ТЭР в тех случаях, когда это возможно.

    Энергетические субсидии по их целевой направленности можно разделить на две основные группы.

    1. Субсидии производителям: поддержка отдельных отраслей ТЭК и на выполнение отдельных целей ̆ энергетической ̆ политики .

    2. Субсидии потребителям: выполнение социальной функции или поддержка отечественной промышленности.

    Существуют неоднозначные оценки относительно эффективности энергетических субсидии ̆ для экономики страны , решения проблемы энергодефицита . Для поддержки отечественной ̆ промышленности в противоречие вступают два эффекта . С одной стороны , промышленная продукция становится более конкурентоспособной на мировых рынках за счет относительного снижения издержек на субсидируемые ТЭР. С другой стороны, значительно снижается уровень энергоэффективности экономики из-за менее рационального использования ТЭР. А при выполнении социальной функции также возникает два эффекта: позитивный, связанный со снижением неравенства (в случае успешного таргетирования), и негативный, связанный с нерациональным использованием ТЭР. Однако, как отмечается в ряде работ (Полтерович, Попов, Тонис, 2007) , «…ускорение развития экономики за счет энергетических субсидии ̆ носит ограниченный характер до некоторого порогового значения , после которого с большей долей вероятности будет преобладать фактор более низкой эффективности» . С уществуют вычеты по налогу на прибыль для нефтегазодобывающих компании ̆ в США , субсидии для нефтегазовых компании ̆ в Норвегии , Канаде , льготные тарифы для источников на ВИЭ в странах ЕС . Тем не менее в развитых странах уровень энергетических субсидии ̆ обыч но ниже, чем в развивающихся.

    Субсидии производителям энергоресурсовнаправляются для выполнения целей российской ̆ энергетической политики . При поддержке производителей основная проблема связана с поиском оптимального уровня субсидии ̆ с учетом возможностей альтернативного использования выделяемых средств. Прямую или косвенную поддержку преимущественно получает нефтегазовая отрасль, также поддержка оказывается в электроэнергетике (договоры на поставку мощности для ТЭС, сходные по своему принципу меры поддержки для АЭС, ГЭС и ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии и мощности, субсидии электросетевым компаниям). В нефтегазовой отрасли, по оценкам WWF и IISD, в 2010 году в России субсидии из бюджета нефтегазовым компаниям составляли 14,4 млрд долл., или 6% от объема выручки нефтегазовои ̆ отрасли , или 5,3% от доходов федерального бюджета 2010 года . В даннои ̆ оценке были учтены случаи и прямого , и косвенного субсидирования (за счет налоговых льгот, льгот по вывозным пошлинам, особых тарифов на транспортировку и т.д.). Преимущественно льготы оказываются в рамках более мягких условии ̆ по взиманию НДПИ , экспортных пошлин , а также налогов на прибыль и имущество . В последние годы идет рост числа льгот за счет более широких планов развития месторождении ̆ Восточной Сибири , Дальнего Востока , шельфа , трудноизвлекаемых ресурсов . При оценках использован метод , разделяющий подход Минфина России , применяемый при оценке «вы падающих доходов бюджета» (разница между базовыми ставками налогов и всеми понижающими коэффициентами). Однако при таком подходе оценки субсидии ̆ могли бы быть совсем иными при другой системе налогообложения нефтегазовых компании ̆ (например , при налогообло жении финансового результата). Так, оценки учитывают объем энергетических субсидии ̆ производителям в нефтегазовом секторе , но не принимается во внимание объем неэффективных субсидии ̆ .

    Снижение темпов экономического роста российской экономики, стагнация производства, высокая степень неопределенности относительно рыночной конъюнктуры и спроса на внешних рынках также могут значительно ограничить объем долгосрочных инвестиции ̆ в отрасли рос сийского ТЭК .

    Перечислим основные факторы, негативно сказывающиеся на развитии и функционирование ТЭК и ГЭС:

    - высокий износ производственных фондов (более 50%), старение оборудования и сооружений сетевых организаций, неэкономичность оборудования, отставание производственного потенциала от современных технологий;

    - сокращение ввода в эксплуатацию новых энергообъектов;

    - высокая аварийность (по причине нарушения дисциплины, неэффективности управления, старения фондов);

    - дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. Приток внешних инвестиций составляет 13–15% от общего объема капиталовложений;

    - деформация соотношений цен на взаимозаменяемые энергоресурсы (газ, уголь), высокая доля валютный и политических рисков;

    - отсутствие прозрачности хозяйственной деятельности монополий, государственное их регулирование в вопросах ценообразования тарифов;

    - высокая нагрузка на окружающую среду, рост риска техногенных катастроф.

    Одновременно с факторами, препятствующими развитию ТЭК и ГЭС, существуют и другие проблемы в отрасли: степень освоения гидроресурсов (так называемый гидропотенциал) составляет всего 21%, тогда как в других странах данный показатель выше (в Германии, Италии, Франции – 95%, Великобритании – 90%, США – 82%). Заметим, что гидропотенциал России значительно различается по регионам страны: в европейской части он составляет 40%, в Сибири 23%, на Дальнем Востоке менее 6%.

    Заключение

    С точки зрения макроэкономической ситуации, ТЭК обеспечивает ¼ ВВП, 1/3 объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета РФ и ½ доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений, тогда как доля инвестиций (капиталовложений) в ТЭК составляет 1/20 от ВВП РФ. Из проведенных цифр видна диспропорция между ролью ТЭК в формировании бюджета и ВВП РФ и инвестициями в отрасль ТЭК.

    Такое сложное положение отрасли сохраняется достаточно продолжительное время, т.е. ждать «инновационных», «наукоемких» прорывных технологий без широкой государственной поддержки не приходится. Здесь необходимо упомянуть о «демоверсии» финансового рынка в России в силу его неразвитости, когда предприятия не имеют возможности для осуществления заимствований (кредитования) как внутри страны, так и за рубежом (в силу санкций), т.е. в вопросах развития и модернизация отрасли ТЭК большую роль должно занимать правительство России. Кроме того, банковские структуры не обладают долгосрочными ликвидными ресурсами, и ставки привлечения кредитных средств в настоящее очень велики.

    Важной макроэкономической проблемой также является неэффективность фондового рынка в силу его искажений: фондовый инвестор всегда сможет сформировать портфель инвестиций, доходность по которому превышает рентабельность инвестированного капитала в реальные активы и инвестиционные проекта. И, к сожалению, давление ТЭК на экономику России еще больше способствует этому.


    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    Москва + 7 495 648 6241

    Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - это совокупность отраслей, связанных с производством и распределением энергии в различных её видах и формах.

    В состав ТЭК входят отрасли по добычи и переработке различных видов топлива (топливная промышленность), электроэнергетика и предприятия по транспортировке и распределению электроэнергии.

    Важным показателем, характеризующим работу ТЭК, является топливно-энергетический баланс (ТЭБ).

    Топливно-энергетический баланс - соотношение добычи различных видов топлива, выработанной из них энергии и использование их в хозяйстве. Энергия, получаемая при сжигании разного топлива, неодинакова, поэтому для сравнения разных видов топлива его переводят в так называемое условное топливо, теплота сгорания 1 кг. которого равна 7 тыс. ккал. При пересчете в условное топливо применяются так называемые тепловые коэффициенты, на которые умножается количество пересчитываемого вида топлива. Так, если 1 т. приравнять к 1 т. условного топлива, коэффициент угля равен 1, нефти - 1,5, а торфа - 0,5.

    Соотношение разных видов топлива в ТЭБ страны изменяется. Так, если до середины 60-х годов главную роль играл , то в 70-е годы доля угля сократилась, а нефти возросла (были открыты ). Сейчас доля нефти сокращается и возрастает доля газа (т.к. нефть выгоднее использовать как химическое сырьё).

    Развитие ТЭК связанно с целым рядом проблем:

    Запасы энергетических ресурсов сосредоточенны в восточных районах страны, а основные районы потребления в западных. Для решения этой проблемы планировалось в западной части страны развитие , но после аварии на Чернобыльской АЭС, реализация этой программы замедлилась. Возникли и экономические трудности с ускоренной добычей топлива на востоке и передачей его на запад.
    Добыча топлива становится всё более дорогой и поэтому необходимо всё шире внедрять энергосберегающие технологии.
    Увеличение предприятий ТЭК оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду, поэтому при строительстве требуется тщательная экспертиза проектов, а выбор места для них должен учитывать требованиям охраны окружающей среды.
    Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива, проблемы развития.

    Топливная промышленность - часть топливно-энергетического комплекса. Она включает отрасли по добыче и переработке различных видов топлива. Ведущие отрасли топливной промышленности - , газовая и угольная.

    Нефтяная промышленность. В сыром виде нефть почти не используют, но при переработке получают высококачественное топливо (бензин, керосин, солярку, мазут) и разнообразные соединения, служащие сырьём для . По запасам нефти занимает II место в мире.

    Основная база страны - Западная Сибирь (70% добычи нефти). Крупнейшие месторождения - Самотлор, Сургут, Мегион. Вторая по величине база - Волго- . Разрабатывается уже почти 50 лет, поэтому запасы сильно истощены. Из крупнейших месторождений следует назвать - Ромашкинское, Туймазинское, Ишимбаевское.

    Часть нефти перерабатывается, однако большинство нефтеперерабатывающих заводов находится в европейской части России. Сюда нефть передаётся по нефтепроводам, часть нефти по нефтепроводу «Дружба» передаётся в .

    Газовая промышленность. Газ самый дешёвый вид топлива и ценное химическое сырьё. По запасам газа Россия занимает I место в мире.

    В нашей стране разведано 700 месторождений. Основная база добычи газа - Западная Сибирь, а крупнейшие месторождения - Уренгойское и Ямбургское. Вторая по величине база по добыче газа это -Оренбургско–Астраханская. Газ этого района имеет очень сложный состав, для его переработки построены крупные газоперерабатывающие комплексы. Природный газ добывается так же в Тимано-Печорском бассейне (менее1% от всей добычи), открыто месторождение на шельфе . В перспективе возможно создание ещё одной базы - Иркутская область, Якутия, .

    Последнее десятилетие было ознаменовано крупными структурными изменениями в топливно-энергетическом комплексе, разрушением прежних организационных структур, установившихся хозяйственных связей и созданием новых структур управления, новых производственно-хозяйственных отношений.

    Одновременно региональные энергетические компании подвергаются воздействию различных факторов неопределенности, приводящих к недополучению прибыли, а, следовательно, к нестабильному развитию. К ним, в первую очередь, следует отнести реструктуризацию энергетики, результаты первых этапов которой, не только не принесли желаемых результатов, а даже ухудшили финансовое положение компаний. В результате все силы и средства региональных энергетических компаний направляются на их устойчивое функционирование. Это приводит к росту затрат на производство электрической, так и тепловой энергии. Одновременно возникла проблема, связанная с наращиванием производственного потенциала для компенсации выводимых старых производственных мощностей, что в свою очередь, требует огромных затрат.

    Также к факторам, сдерживающим развитие энергетики, относятся:

    · Сохраняющийся дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;

    · Энергетическое оборудование, используемое в энергетике, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;

    · Отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка, это связано тем, что строительство ТЭС привязывалось к конкретным промышленным объектам, и не предусмотрены линии передачи части электрической передачи на сторону;

    · Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитие конкуренции;

    · Сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. ТЭС являются главными загрязнителями атмосферы в структуре ТЭК, особенно, те, которые работают на угле. Сегодня, когда пописан и ратифицирован Российской Федерацией Киотский протокол, данная проблема энергетических компаний становится одной из актуальных;

    · Отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК.

    Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике нашей страны, восстановление топливно-энергетического комплекса, в том числе его позиций на мировом рынке становится первоочередной государственной задачей.

    Острота проблем развития ТЭК в значительной степени будет определяться соотношением количественных и качественных характеристик экономического роста. Исчерпание многих действовавших в течение десятилетий экстенсивных факторов обусловливает необходимость перехода к качественному новому типу экономического роста. Главными его отличительными чертами являются:

    · Глобальный технологический переворот

    · Переход от ресурсопоглощающей модели экономического развития к наукоемкой

    · Повышение продуктивности использования всех факторов общественного производства

    · Повышение благосостояния населения не столько за счет роста количества материальных и духовных благ сколько за счет повышения их качества,

    · Включение в понятие благосостояния здоровой окружающей среды.

    Топливно-энергетический комплекс для многих государств является своеобразным локомотивом экономики, помогающим не только оставаться «на плаву», но и добиваться определенного прогресса. Однако если не вкладывать средств в ТЭК, то постепенно эффективность его деятельности будет снижаться. Особенно это касается нефтяной сферы, которая без инвестиций может быстро «погибнуть», а ее воскрешение- процесс долгий и чрезвычайно дорогостоящий.

    В связи с нестабильностью правовых основ экономической деятельности в России и по ряду других причин снизилась инвестиционная привлекательность ТЭК для отечественных и зарубежных инвесторов, хотя потребность в них многократно выросла. В условиях значительного роста себестоимости добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, необходимости резкого увеличения капитальных вложений в ТЭК и ужесточения экологических требований возросла стратегическая значимость повышения энергоэффективности экономики как важнейшего инструмента удовлетворения энергетических потребностей общества.

    Необходимы разработка и реализация государством мер по стимулированию инвестиционной деятельности в нефтяной промышленности, включая и нефтеперерабатывающую, в том числе расширение действия системы соглашений по разделу продукции (СРП), особенно в сфере рискованного предпринимательства.

    Главной особенностью и задачей нефтеперерабатывающей промышленности является увеличение глубины нефтепереработки с 70% в настоящее время до 85%. Это позволит при росте объема нефтепереработки на 20% увеличить производство моторных топлив в 1,7 раза с одновременным снижением выработки мазута в 1,8 раза, что скажется на топливном балансе электроэнергетики.

    В газовой промышленности экономические изменения, связанные с перспективным состоянием сырьевой базы отрасли и ее основных фондов, проявляют себя еще более остро, чем в нефтяном секторе. Базовые месторождения газа в Западной Сибири значительно выработаны (Медвежье – на 78, Уренгойское – на 67, Ямбургское – на 46%) и вступили в фазу падающей добычи. Открытые новые месторождения (Ямальское и Заполярное в Западной Сибири, на шельфах Охотского и Баренцева морей, Ковыктинское в Восточной Сибири и др.) в несколько раз более дорогие, чем эксплуатирующиеся, а на них к 2020г. должно добываться более 80 % газа в стране. К тому же состояние действующих основных фондов отрасли, износ которых превысил 60%, требует крупных инвестиций для их обновления, поддержания и модернизации. В то же время жесткое и экономически не обоснованное искусственное сдерживание регулируемых государством цен на газ не позволяет сформировать инвестиционные источники, обеспечивающие даже простое воспроизводство основных фондов.

    С учетом изложенного предстоит обеспечить быстрое наращивание инвестиций в газовую промышленность до 11-12 млрд. долларов в 2020г. В сочетании с ростом расходов на транспортировку объективно необходимо резко повысить цены на газ. Расчеты показали, что такое увеличение цен на газ приведет к соответствующему росту цен на электроэнергию в дополнение к их объективно необходимому увеличению для формирования инвестиций, что негативно скажется на конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и инфляционной обстановке. Однако проведение такой ценовой государственной политики в газовом секторе и в электроэнергетике объективно необходимо, поскольку без принятия этих мер, страна не будет обеспечена необходимыми энергоресурсами.

    Угольная промышленность располагает достаточной базой для полного удовлетворения потребностей экономики России, однако ее развитие осложнено рядом факторов.

    Во-первых, это ограничения использования угля по экологическим причинам, во-вторых, по объемам перевозок железнодорожным транспортом.

    Принципиально важно, что, в отличие от быстро дорожающего газа, цены на уголь должны увеличиться к 2010году лишь на 10-15% с последующей их стабилизацией и некоторым снижением (без учета инфляции). Это может произойти в результате вовлечения в добычу более эффективных запасов угля, улучшения хозяйственной организации отрасли и, главное, внедрения новейших научно-технических разработок в добычу, переработку и транспортировку угля. Снижение себестоимости добычи угля предусматривается в период 2010-2030 гг., что служит важным аргументом для увеличения его роли в топливном балансе страны.

    Специфика развития российского ТЭК обусловлена рядом факторов. Во-первых, это климатический, природно-географический фактор: Россия – самая холодная страна в мире, почти половина ее территория приходится на зону вечной мерзлоты. Во-вторых, центры потребления удалены от энергетических баз. В-третьих, ограничен доступ к незамерзающим портам. В-четвертых, транспортно-энергетические коммуникации, будучи весьма протяженными, имеют ограниченные резервы их пропускной способности.

    Эти факторы во многом косвенно, через влияние ТЭК, предопределяет и специфику развития всей экономики. Ввиду особой роли российской энергетики в мировом разделении труда конца XX- начала XXΙ столетий происходящие в ней процессы будут сказываться не только на отечественной, но и на экономике зарубежных стран.

    Несмотря на ряд объективных трудностей, ТЭК в основном обеспечивает потребности страны в топливе и энергии и полностью контролирует энергетический рынок России. Такое положение определяется не только качеством функционирования комплекса, но и снижением внутреннего спроса на топливо и энергию, которое за годы реформ составило 30,3% по первичным энергоресурсам и 23,7% по электроэнергии при общем падении объемов промышленного производства более чем на 50%.

    Одобренные Правительством РФ «Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года» фактически не предусматривают существенного изменения структуры топливно-энергетического баланса страны, формируемого преимущественно на базе углеводородного сырья (газ, нефть) с незначительным (2-3%) ростом угольной составляющей. Воспроизводство сырьевой базы не осуществляется. При этом прогнозируется рост экспорта газа более чем на 20% при незначительном сокращении поставок за рубеж нефти и нефтепродуктов. К началу XXΙ века экспорт нефти и нефтепродуктов в 1,27 раза превысил внутренне потребление, экспорт газа составил более 50% внутреннего потребления.

    Долгосрочная стратегия развития ТЭК, до 80% первичных энергоресурсов которого будут составлять невосполнимые запасы газа и нефти, в перспективе несет реальную угрозу энергетической безопасности России.

    При формировании вариантов развития ТЭК государства на средне- и долгосрочную перспективу для их сравнительной оценки важно в полном объеме учитывать возможности реализации разного рода стратегических угроз энергетической безопасности и требования по надежности топливно- и энергообеспечения потребителей страны в текущем плане и особенно для случаев возникновения чрезвычайных ситуаций. Под энергетической безопасностью понимается состояние защищенности граждан и экономики государства от угроз дефицита в обеспечении их потребностей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в долгосрочном и текущем плане, в том числе и во время чрезвычайных ситуаций. Стратегические угрозы – это реальные угрозы, которые при их реализации приводят к длительному дефициту топливно-энергетических ресурсов, что обуславливает сдерживание экономического роста и ухудшение социально-экономического положения страны. Подобными угрозами для России в ближайшие 10-15 лет можно считать нехватку инвестиций для развития отраслей ТЭК, снижение годовых объемов добычи газа в стране, недопустимо малые темпы замены стареющих основных производственных фондов и снижения удельной энергоемкости ВВП. Основными факторами, определяющими уровень энергетической безопасности государства, являются:

    · Способность экономики и ТЭК осуществлять в достаточном объеме бесперебойную поставку энергоносителей, создавая энергетические предпосылки для стабильного функционирования и развития экономики и поддержания необходимого уровня жизни населения;

    · Способность потребителей эффективно расходовать энергию;

    · Сбалансированность поставок топливно-энергетических ресурсов и спроса на них с учетом экономически обоснованных объемов ввоза и вывоза топливно-энергетических ресурсов;

    · Социально-политические, правовые, экономические и международные условия для развития отраслей ТЭК и повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов их потребителям.

    В основе реформ российской экономики заложена идеология либерализации. Спусковым крючком процессов либерализации стал сценарий «шоковой терапии», начавшийся в 1990х годах, который был направлен на ограничение доли государства в экономике. Следующий этап процесса реформирования российской экономики - это либерализация энергетического и газового рынков.

    Система энерго- и газоснабжения России – основополагающие элементы национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которых непосредственно зависит ее нормальная работа и жизнь всех граждан России. Состояние электроэнергетики в большей степени предопределяет уровень и эффективность экономики любой страны.

    Газовая промышленность и электроэнергетика являются становым хребтом российской экономики. Поражают их масштабы – Россия располагает примерно 1/3 мировых запасов природного газа (большая часть которых сосредоточена на 20 крупнейших газовых месторождениях), и в настоящее время поставляют на мировой рынок около четверти всего газа.

    Таким образом, по своим масштабам российская электроэнергетика является крупнейшей в мире, а в производстве электроэнергии Россия уступает только США. Налоговые платежи газовой промышленности и электроэнергетики обеспечивают приблизительно 30% всех поступлений в федеральный бюджет страны, а 20% всех доходов от экспорта было получено за счет экспорта природного газа. Доля газа в общем объеме производства и внутреннем потреблении энергетических ресурсов составляет около 50%,в структуре экспорта топлива из России – 45-46%. Газовая отрасль занимает 8% в структуре ВВП. В России газовая промышленность и электроэнергетика тесно взаимосвязаны не только как источники потенциально взаимозаменяемых ресурсов, но и вследствие того, что почти 40% внутреннего потребления газа приходится на производство электроэнергии.

    Эксперты обращают внимание на то, что экономические развитие страны продолжает носить экстенсивный характер, что расходится с основными тенденциями эволюции мирового хозяйства. Разумеется, здесь под «мировым хозяйством» подразумевается в основном экономики высокоразвитых стран, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития. В экономике России все еще играют большую роль внешние факторы – конъюнктура мировых рынков и цен, динамика валютных курсов и т.д. слабой остается инновационная активность, технологичность производства не растет, физически и морально стареют основные фонды.

    По всем основным экономическим показателям (структуре ВВВ, структуре промышленности, экспорта, степени зависимости бюджета от мировых цен на рынках энергетических ресурсов и т.д.) Россия относится к странам с сырьевым укладом. В последнее десятилетие роль сырьевых отраслей еще более возросла, а проблема структурной перестройки экономики обострилась.

    Все структурные преобразования в экономике следует рассматривать с позиций одновременного подъема и развития как сырьевых и перерабатывающих, так и наукоемких и высокотехнологичных отраслей с той лишь разницей, что темпы роста приоритетных отраслей должны быть более высокими.

    Таким образом, в настоящее время задача преодоления системного экономического кризиса в России состоит не только в переводе экономики на траекторию конкурентоспособности, но и в изменении экономического роста. Здесь важная роль принадлежит научно-промышленной политике государства, определяющей общую экономическую стратегию наиболее перспективную базу развития.

    Необходимо иметь в виду, что приоритетное развитие сырьевых отраслей, ставших к настоящему времени ведущими в российской экономике, не способно надолго решить задачу экономического подъема. Сырьевые отрасли – это основа индустриальной экономики России, придающая ей особую устойчивость, но не главная ее движущая сила, и два этих понятия нельзя подменять (например, в Японии сырьевой базы практически нет, а эффективная экономика – есть). Тем более что потенциальные возможности этой движущей силы, невосполнимой по своей природе, неуклонно иссякают (нефти, например, осталось всего на 50 лет)

    Уже на протяжении 10-15 лет в экономически высокоразвитых странах мира наблюдается устойчивая тенденция снижения материальной составляющей в стоимости продукции и услуг (только 10-15%) и увеличения доли затрат на приобретение знаний и информации.

    Россия, по некоторым оценкам, обладает 28% мировых запасов минерально-сырьевых ресурсов и к 2015 году увеличит их внутреннее потребление и внешние поставки в 2 раза. Развитие на этой основе приведет к некоторому росту ВВП, но радикального улучшения уровня жизни не произойдет - по этому показателю на душу населения Россия сейчас отстает в десятки раз от высокоразвитых стран. При этом необходимо учитывать сильную конкуренцию и высокую насыщенность мирового рынка нефтегазового сырья, приносящего основной валютный доход, а также (в силу, главным образом, географических и природно-климатических причин) чрезвычайно высокую капиталоемкость отечественных сырьевых отраслей и себестоимость их продукции. Например, порог неотрицательной рентабельной российской нефти в 2,5 и более раз выше, чем нефти стран ОПЕК. Кроме географических и природно-климатических условий разработки существует дополнительная группа факторов, оказывающих негативное влияние на конкурентоспособность российского нефтегазового экспорта:

    · Высокий уровень транспортных тарифов и расходов,

    · Высокий уровень налогообложения

    · Высокая стоимость геологоразведочных работ и обустройства месторождений и т.д.

    Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что низкая конкурентоспособность предприятий топливно-энергетического комплекса России стала одним из главных кризисоформирующих факторов в российской экономике, в связи с чем необходима корректировка дальнейшего проведения реформ в энергетике с учетом аспектов обеспечения повышения конкурентоспособности в рамках приоритета федеральных государственных интересов.

    Перспективы развития топливно-энергетического комплекса

    на период до 2030г. (разработаны ИНП РАН)

    Топливно-энергетический комплекс России характеризуется рядом особенностей, которые серьезно влияют на масштабы и структуру потребления энергии, экономику производства энергоресурсов и цены на внутреннем рынке. К числу наиболее существенных факторов можно отнести:

    · Продолжающееся сокращение численности населения при усложнении демографических характеристик;

    · Большую территорию страны, что делает транспортную составляющую во многом определяющей экономичность использования энергии отечественными потребителями. При этом обеспечение надежности экспортных связей является серьезным фактором укрепления национальной энергетической безопасности;

    · Россия самая холодная страна в мире. Поэтому надежное обеспечение тепловых нужд страны является значимым фактором формирования энергетического баланса страны и ее регионов;

    · Сохранение устаревшего технико-технологического состава и структуры энергетического комплекса (особенно в части его отечественных монополий), сформировавшихся в другой, нерыночной экономической среде;

    · Низкую надежность, высокие затраты на обслуживание и поддержание в рабочем состоянии устаревших технологий и изношенного оборудования, в том числе энергетического;

    · Устойчивый диспаритет цен на топливо и энергию, не отвечающих рыночным условиям и отличающихся от уровня и структуры цен мирового рынка;

    · Сохранение возможности образования опасных очагов внутренней социальной напряженности, если обеспечение энергией и цены на нее будут увязаны с доходами населения;

    · Большую зависимость национальной экономики от энергетического комплекса как поставщика топлива и энергии, - одного из главных источников налоговых и валютных поступлений.

    Эти особенности определяют следующие целевые установки обоснования перспектив долгосрочного развития ТЭК страны на период до 2030 г.:

    · Обеспечение внутренних потребностей страны в энергетических ресурсах является основной задачей ТЭК на протяжении всего периода прогнозирования;

    · Рыночные факторы являются определяющими при выборе технологий добычи, производства, транспорта и использования энергоресурсов;

    · Обеспечение безопасности и надежности поставок энергоресурсов является перспективной задачей;

    · Повышается роль электрификации страны как наиболее значимого фактора роста производительности труда и обеспечения энергетического комфорта населения;

    · Увеличивается роль государственного регулирования по защите окружающей среды и безопасности труда и жизни людей;

    · Энергоемкость внутреннего валового продукта должна снижаться за счет изменения структуры производства в сторону отраслей с большей добавленной стоимостью и меньшей энергоемкостью, освоения инновационных и энергосберегающих технологий.