• Государственное регулирование экономики. Государственное регулирование отрасли Уровень государственного регулирования отрасли

    Одним из основных теоретических вопросов функционирования субъектов хозяйствования является вопрос о соотношении плановых и рыночных начал в экономике или вопрос о соотношении плана и рынка.

    В экономической теории план рассматривается как процесс сознательного и целенаправленного воздействия на экономическое развитие, а рынок – как естественное и свободное течение экономических процессов.

    Макроэкономический уровень рассмотрения вопроса о соотношении плана и рынка уточняется как соотношение государства и рынка. На микроуровне этот вопрос формулируется как соотношение предприятия и рынка.

    В практике хозяйствования план и рынок выступают как единый метод регулирования экономики. План строится от общего к частному, используется как метод прямого воздействия на экономику и применяется на различных уровнях. При определении направлений регулирования хозяйственной деятельности государственные интересы являются приоритетными.

    Рынок развивается от частного к общему и это основывается на том, что частные интересы являются приоритетными в хозяйственной деятельности. В процессе функционирования рынок охватывает преимущественно сферу обращения и нацелен на удовлетворение платежеспособного спроса.

    Соединение плановых и рыночных начал в экономике предусматривает выработку механизмов взаимодействия по вопросам взаимоотношения государства и предприятия, осуществления доступа к экономическим ресурсам, контролирования хозяйственной деятельности, что отражается на структуре экономической системы. Так, если преобладает рынок, то система – рыночная и возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то система административно-командная, а экономика плановая; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и экономическая система в целом.

    В рыночном хозяйстве экономические субъекты несут ответственность за результаты своей деятельности самостоятельно. В результате рынок регулирует деятельность производителей, а государство выполняет регулирующие функции рыночных отношений. Поэтому в рыночной экономике государство регулирует функционирование рынка, а рынок регулирует деятельность субъекта хозяйствования.

    В результате происходили локальные структурные корректировки выпуска продукции и использования производственной мощности. Однако в долгосрочной перспективе не формировалось оптимальное управление товарными потоками, что в целом негативно сказывалось на развитии экономики.

    На микроуровне рынок рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. В соответствии с этим подходом существуют два типа хозяйственных связей: натурально-вещественные связи, осуществляемые в соответствии с объемом и структурой потребностей домашнего хозяйства; товарные связи, осуществляемые посредством рынка как сделки купли-продажи. Характерными чертами хозяйственных товарных связей являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные рыночные связи возможны только на основе свободной купли–продажи товаров и услуг.


    Если рассматривать рынок со стороны субъектов экономических отношений, то его можно охарактеризовать как совокупность существующих и потенциальных покупателей, вступающих в деловые отношения и заключающих сделки по поводу купли-продажи любого товара. Но такая характеристика субъектов рынка упрощена, поскольку не охватывает всей совокупности субъектов рыночных отношений. Так, субъектом рынка не обязательно является собственник покупаемого или продаваемого товара: он может действовать по поручению. Покупателями могут быть конечные потребители, организации, посредники, приобретающие товары для последующей продажи, государственные учреждения.

    При этом рынок характеризуется как многоаспектная система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, хозяйственных рыночных связей, включая прямые и многозвенные контакты с участием посредников.

    В рыночном хозяйстве экономические субъекты несут ответственность за результаты своей деятельности самостоятельно. В результате рынок направляет деятельность непосредственных производителей, а государство выполняет регулирующие функции рыночных отношений. Поэтому в рыночной экономике государство регулирует функционирование рынка, а рынок регулирует деятельность субъекта.

    Эволюция систем планирования представлена на рис. 1.1 .

    Пояснительная записка к Контрольной точке № 3

    Определение характерных черт рыночной и плановой экономики в экономической системе

    (установление действующего процентного соотношения между рынком и планом )

    Ответ на этот вопрос должен быть сведен к заполнению Таблицы 1.

    Таблица 1.

    Первичные данные для определения характерных черт рыночной и плановой экономики в экономической системе

    Отрасль Доля отрасли в системе хозяйствования, % от ВВП Доля занятых в отрасли от общего числа занятых в экономике, % Наличие регулирования отрасли со стороны государства да / нет Описание действующей формы конкуренции в отрасли
    Агропромышленный комплекс
    Легкая промышленность
    Топливно-энергетический комплекс
    Химико-лесной и металлургический комплекс
    Строительство
    Машиностроительный комплекс
    Военно-промышленный комплекс
    Транспорт и связь
    Другие отрасли сферы услуг

    Отрасль

    Список отраслей формируется, исходя из структуры народного хозяйства конкретной экономики. Представленный список, возможно, не является полным. По ходу выполнения контрольной работы Вы должны будете сформировать свой список по отраслям на основе полученных данных об экономике.

    Доля отрасли в системе хозяйствования

    Оценка отрасли в данном случае делается на основе показателя «ВВП по секторам (отраслям) экономики». Общая логика: даны данные по объему ВВП страны (принимаем как общее для всех отраслей) ® каждая отрасль производит некий объем продукции (также дано в денежном выражении) ® далее определяем, какой процент составляет эта часть в общем объеме ВВП страны, то есть % от ВВП. Это позволит определить какое именно место (по масштабу) занимает отрасль в экономике страны.

    Преобладающий вид собственности

    Так как речь идет об оценке соотношения между рынком и планом, то есть насколько система саморегулируема (децентрализована) или централизована, то мы устанавливаем соотношение по двум формам собственности: частной и государственной. ТОЛЬКО ПО НИМ!!! Никой личной, интеллектуальной и даже общественной не должно быть в изложении, даже если Вы можете их выявить по ходу описания системы (просто оставляете их без внимания).

    Как выявить соотношение? Возможно, по отраслям будет изначально дано процентное соотношение частной и государственной собственности. Также, возможен вариант, указания процента государственных предприятий (они функционируют на базе государственной собственности) в общем объеме предприятий отрасли (тоже принимают за эквивалентный процент государственной собственности).

    Доля занятых в отрасли от общего числа занятых в экономике

    Скорее всего, будет указана численность занятых к абсолютных числах (то есть в тыс. человек). В этом случае алгоритм таков: если изначально не дана общая численность занятых в экономике, то суммируете все абсолютные величины по отраслям, то есть 100% занятых ® рассчитываете какой процент (долю) в общей численности составляет число занятых в конкретной отрасли ® после заполнения всей таблицы Вы сможете понять к какому сектору экономики относится та или иная отрасль, следовательно сможете найти, какая доля занятых приходится на частный и государственные сектора ® одна из характеристик для искомого соотношения рынок – план.

    Наличие регулирования отрасли со стороны государства

    Важно помнить, что государственное регулирование можно разделить на два вида: прямое и косвенное. При ответе на данный вопрос в таблице «да» в скобках необходимо указать вид регулирования с разъяснением. Например, да (прямое, 63% спроса в данной отрасли формируется за счет государственного заказа).

    Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение экономических субъектов основано не на самостоятельном выборе, а на четких предписаниях государства. Они предполагают прямое подчинение предприятий государству. К числу прямых методов относят: государственный заказ (если > 25% государственного заказа в системе спроса, то отрасль уже регулируема), целевые программы, огосударствление экономики (расширение масштабов государственной собственности), управление государственной собственностью и законотворчество.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Современная государственная антимонопольная политика, ее цели и принципы. Направления и инструменты антимонопольной политики. Определение целей антимонопольных законов в России и других стран мира. Принципы российской антимонопольной политики.

      презентация , добавлен 28.10.2014

      Региональная политика в Российской Федерации: понятия, цели, задачи, элементы, уровни. Стратегические цели социальной политики государства. Государственное регулирование проблемных регионов. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления.

      курсовая работа , добавлен 11.06.2015

      Понятие и сущность государственной молодежной политики. Обоснование необходимости государственного регулирования молодежной сферы. История возникновения и управление молодежной политикой в России и Бурятии, ее основные направления и перспективы развития.

      дипломная работа , добавлен 11.07.2013

      Основные причины, цели и объекты государственного регулирования в США. Решение антимонопольных задач. Условия доступа частного капитала в регулируемые отрасли. Причины и цели политики "нового курса" Рузвельта. Законы о регулировании трудовых отношений.

      курсовая работа , добавлен 07.12.2009

      Понятие, правовые основы, объекты, участники страхования. Основные сферы международного страхования. Источники регулирования страховой деятельности в России. Нормативное регулирование страхования в странах континентальной и англо-саксонской систем права.

      курсовая работа , добавлен 25.02.2011

      Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений. Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция. Федеральная антимонопольная служба РФ. Государственная антимонопольная политика. Антимонопольное законодательство.

      контрольная работа , добавлен 30.05.2008

      Понятие естественной монополии как состояния товарного рынка, ее государственное регулирование в России. Органы регулирования естественных монополий. Правовые и государственные меры по противодействию монополизации, защита интересов потребителей.

      реферат , добавлен 17.09.2011

      Экономические отношения между производителями и потребителями энергии. Общие принципы регулирования тарифов и надбавок. Условия, благоприятствующие повышению энергетической эффективности. Особенности энергосберегающей политики Российской Федерации.

      Организационная структура управления и регулирования в от­расли связи представляет собой иерархическую систему, основан­ную на подчиненности субъектов управления низшего звена выс­шему, которое в свою очередь является объектом управления со стороны органа более высокого уровня. Все органы управления и регулирования в своей деятельности руководствуются Конституци­ей Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановле­ниями Правительства России, международными договорами и дру­гими нормативными и законодательными актами по вопросам свя­зи и информатизации. Схема организации управления и регулиро­вания взаимоувязанной сетью связи страны показана на рис. 2.1.

      В соответствии с законодательством Правительство Россий­ской Федерации как высший федеральный орган исполнительной власти обеспечивает общее управление всей экономической сис­темой, включая отрасль связь, на основе установления приорите­тов и стратегических направлений развития страны на конкретном этапе ее развития. Управляющие воздействия формулируются в виде соответствующих постановлений, направленных на коорди­нацию деятельности всех управляемых подсистем по наиболее эффективному решению задач экономического развития в конкрет­ном временном интервале.

      Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) является федеральным органом исполнительной власти, который проводит государствен­ную политику и осуществляет управление Взаимоувязанной сетью связи страны, несет ответственность за ее состояние и дальней­шее развитие. Задачами Госкомсвязи России являются:

      Разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов развития и совершенствования связи и информатизации,

      Повышение ее качества, доступности и устойчивости функ­ционирования;

      Регулирование деятельности, направленной на более полное удовлетворение потребностей органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц в услу­гах связи и информатизации;

      Проведение государственной политики, направленной на огра­ничение монополистической деятельности в области связи, и со­действие развитию предпринимательства и конкуренции в сфере предоставления услуг связи и информатизации.

      К основным функциям Госкомсвязи России относятся:

      Подготовка программ развития инфраструктуры связи и ин­форматизации, разработка концепций и схем развития и размеще­ния средств связи и систем информатизации на территории страны;

      Разработка нормативно-законодательной базы деятельности ВСС России, являющейся обязательной для всех пользователей и производителей услуг связи независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

      Межотраслевая координация в области электрической, почто­вой связи и информатизации и организация государственной экс­пертизы проектной документации на строительство сетей связи, присоединяемых к сети связи общего пользования;

      Осуществление выдачи юридическим и физическим лицам ли­цензий на операторскую деятельность в области связи и информа­тизации, ведение учета лицензиатов и организация контроля за со­блюдением лицензионных условий;

      Сертификация технических средств связи, используемых на сетях связи общего пользования (кроме средств, применяемых на сетях специального назначения), а также услуг связи, производи­мых операторами, имеющими соответствующие лицензии Госком­связи России;

      Участие в разработке и реализации инвестиционной политики в области связи и информатизации;

      Разработка прогнозов развития средств и услуг связи и ин­форматизации;

      Обобщение и распространение положительного опыта дея­тельности организаций связи и информатизации в условиях ста­новления рыночных отношений, оказание им необходимой кон­сультативной, организационной и методической помощи;

      Осуществление непосредственного управления подведомст­венными государственными предприятиями и учреждениями, включая организацию работы по совершенствованию экономиче­ских аспектов деятельности, бухгалтерского учета, статистической отчетности и финансированию бюджетных организаций связи;

      Организация государственного надзора за средствами и сетя­ми связи и системами информатизации;

      Представление и защита интересов Российской Федерации в международных организациях в качестве администрации связи и информатизации России.

      Госкомсвязи России возглавляется Председателем, имеющим заместителей, назначаемых Правительством Российской Федера­ции. Наиболее важные вопросы деятельности отрасли рассматри­ваются на коллегии, в состав которой, наряду с председателем Ко­митета и его заместителями, входят руководящие работники аппа­рата управления, представители других федеральных органов исполнительной власти, ведущие специалисты и ученые.

      Для осуществления своих функций и полномочий в структуре Госкомсвязи России организованы специальные подразделения, регулирующие эксплуатационную деятельность, и общесистемные подразделения, функциями которых является решение общеот­раслевых задач. К первой группе относятся управление электриче­ской связи, управление почтовой связи, управление радио, телеви­дения и спутниковой связи, управление подвижной и беспроводной электросвязи.

      В группу общесистемных подразделений входят управление экономической и инвестиционной политики, управление организа­ции лицензионной работы, управление сертификации средств и ус­луг связи, управление международного сотрудничества, научно-техническое управление и охраны труда, управление кадров и учебных заведений и др.

      Для рассмотрения и разработки предложений по внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, техноло­гии, передовых методов организации и управления производством в рамках Госкомсвязи России действует научно-технический совет (НТС). На его заседаниях заслушиваются результаты работы науч­но-исследовательских и проектных институтов связи, положитель­ный опыт работы предприятий и акционерных обществ по совер­шенствованию инновационной, эксплуатационной и экономической деятельности, которые оформляются решением НТС и носят реко­мендательный характер для всех операторов связи, объединенных в сеть общего пользования.

      При Госкомсвязи России созданы три комиссии, каждая из ко­торых на коллегиальной основе осуществляет координацию работ по реализации государственной политики в важнейших сферах деятельности связи и информатизации. Государственная комиссия по электросвязи (ГКЭС) координирует работы в области развития федеральных и иных сетей, образующих взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации. Государственная комиссия по ра­диочастотам (ГКРЧ) организует работы по распределению и использованию радиочастотного спектра и обеспечению электромаг­нитной совместимости радиоэлектронных средств, выпускаемых национальными и зарубежными производителями. Государствен­ная комиссия по информатизации (ГКИ) координирует работы в об­ласти создания и развития сетей и систем информатизации, созда­ния рынка информационных услуг и единого информационного пространства страны.

      В состав указанных комиссий, которые возглавляются предсе­дателем Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации, наряду с руководящими работниками Госкомсвязи, входят представители таких федеральных органов управления, как Министерство экономики Российской Федерации, Министерство антимонопольной политики и поддержки предприни­мательства, Государственный комитет по стандартизации, метро­логии и сертификации, силовых министерств и ведомств, Россий­ской академии наук. Таким образом деятельность комиссий носит межведомственный характер, а их решения являются обязатель­ными для всех физических и юридических лиц, являющихся произ­водителями и пользователями услуг связи.

      Кроме того, в рамках Госкомсвязи России действуют лицензи­онные и сертификационные комиссии, комиссии по экспертизе проектов развития связи и информатизации, обеспечивающие ко­ординацию работ в соответствующей сфере деятельности.

      Особое место в структуре управления Взаимоувязанной сетью связи занимает служба Государственного надзора за связью в Рос­сийской Федерации (Госсвязьнадзор России). Она представляет собой единую систему надзорных органов и состоит из Главного управления государственного надзора за связью при Госкомсвязи России и подчиненных ему региональных (областных, краевых и республиканских) управлений.

      Функции Госсвязьнадзора группируются по шести основным направлениям: контрольно-надзорные, разрешительные, запрети­тельные, международно-правовой защиты частотных присвоений, принудительные и регулирующие. Главными задачами государст­венного надзора за связью в Российской Федерации являются:

      Контроль за соблюдением законов, постановлений Правитель­ства РФ, нормативных документов и предписаний в области связи;

      Контроль за состоянием сетей и средств электрической и поч­товой связи, за предоставлением потребителям услуг связи только по лицензиям, выданным в установленном порядке, и в соответст­вии с установленными нормами качества;

      Радиоконтроль за параметрами излучений радиоэлектронных средств;

      проведение (совместно с ГКРЧ) технической политики исполь­зования радиочастотного спектра, планирование, назначение и учет рабочих частот, выдача разрешений на производство, ввоз из-за границы, реализацию, проектирование, строительство и исполь­зование радиоэлектронных средств, обеспечение их электромаг­нитной совместимости;

      Контроль за применением на сетях и сооружениях связи обо­рудования, прошедшего сертификацию в установленном порядке;

      Проведение экспертизы вновь вводимых в эксплуатацию сетей электрической, почтовой связи и электронных средств на соответ­ствие требованиям нормативных документов и выдача разрешений на их эксплуатацию;

      Обеспечение проведения с администрациями связи иностран­ных государств мероприятий по координации частотных присвое­ний радиоэлектронным средствам Российской Федерации и зару­бежных стран.

      Объектами контроля и разрешительной деятельности службы в соответствии с возложенными на нее задачами являются органи­зации и учреждения, независимо от форм собственности и ведом­ственной принадлежности, а также физические лица, предостав­ляющие услуги почтовой и электрической связи.

      Из приведенной на рис. 2.1 схемы видно, что компетенция Го­сударственного комитета Российской Федерации по связи и ин­форматизации и созданных при нем структур распространяется на всех операторов, образующих сеть связи общего пользования, не­зависимо от их ведомственной принадлежности и форм собствен­ности.

      Аналогичную роль по объектам воздействия играет Мини­стерство антимонопольного регулирования и поддержки пред­принимательства (МАП России). В его составе образован Депар­тамент по регулированию естественных монополий в области свя­зи, в компетенцию которого входит регулирование экономических аспектов деятельности операторов электрической и почтовой свя­зи, предоставляющих услуги, относящиеся к сфере естественных монополий. Основными задачами МАП России являются государ­ственное регулирование деятельности естественных монополий в области связи с целью соблюдения интересов Российской Федера­ции, ее субъектов, производителей и потребителей услуг, форми­рование общегосударственного рынка услуг связи и повышение эффективности функционирования сети связи общего пользования и входящих в нее хозяйствующих субъектов.

      Для выполнения возложенных задач МАП России осуществля­ет следующие функции:

      Разрабатывает предложения по государственному регулиро­ванию деятельности естественных монополий в области связи, включая предложения по совершенствованию конкурентных отно­шений и изменению режима централизованного воздействия на хозяйствующие субъекты, направленные на повышение эффективно­сти их работы и защиту прав потребителей;

      Обеспечивает разработку нормативно-правовой базы государ­ственного регулирования субъектов естественных монополий в об­ласти связи и механизмы ее реализации;

      Формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государст­венное регулирование и контроль;

      Анализирует и прогнозирует экономические ситуации, склады­вающиеся в стране в процессе реализации мер государственного регулирования естественных монополий в области связи;

      Осуществляет ценовое регулирование посредством установ­ления тарифов или их предельного уровня, а также определяет круг потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и устанавливает минимальный уровень их обеспечения услугами связи в случае невозможности удовлетворения потребностей в полном объеме;

      Регулирует формирование общего рынка услуг связи, взаимо­действие субъектов естественных монополий, предоставляющих услуги общедоступной электрической и почтовой связи, по вопро­сам ценообразования и взаиморасчетов за взаимно предоставляе­мые сетевые ресурсы и услуги;

      Осуществляет контроль за инвестиционной деятельностью ес­тественных монополий в части ее влияния на тарифы, устанавли­ваемые на услуги связи;

      участвует в работе международных организаций по вопросам ценообразования и регулирования деятельности естественных мо­нополий в области связи и осуществляет научно-техническое со­трудничество в этой сфере, а также выполняет иные функции, пре­дусмотренные законодательством Российской Федерации.

      В структуре Департамента по регулированию естественных монополий в области связи МАП России выделены два основных общесистемных подразделения: управление тарифного регулиро­вания и экономического взаимодействия операторов связи и управление по регулированию деятельности хозяйствующих субъ­ектов естественных монополий. В состав первого входят отделы методологии регулирования тарифов, ценового регулирования, анализа и контроля деятельности субъектов естественных монопо­лий. Основными подразделениями второго являются отдел реест­ра и маркетинга рынка услуг связи и отдел антимонопольного кон­троля.

      Свои полномочия по регулированию естественных монополий в области связи на уровне субъектов федерации МАП России дол­жен осуществлять через свои территориальные органы.

      Госкомсвязи и МАП России осуществляют постоянное взаимо­действие с целью формирования единой экономической политики для повышения эффективности работы органов связи, увеличения доступности потребителей к основным услугам связи, улучшения их качества и соблюдения национальных интересов на рынках средств и услуг связи.

      Основными объектами управления и регулирования являются хозяйствующие субъекты - организации (предприятия) связи, яв­ляющиеся непосредственными производителями услуг.

      Организации связи - это субъекты предпринимательской дея­тельности, обладающие административно-хозяйственной само­стоятельностью. Они осуществляют свою деятельность в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации и на основе ли­цензий, выданных Госкомсвязи России. Важнейшими признаками административно-хозяйственной самостоятельности являются на­личие устава предприятия и его регистрация в соответствующих органах местного управления, самостоятельного баланса с закон­ченной системой учета и отчетности, расчетного счета в банке, прав и ответственности юридического лица. Последнее предопре­деляет организационное единство, имущественную ответствен­ность и самостоятельное выступление от своего лица при взаимо­действии с другими юридическими и физическими лицами в соот­ветствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

      Все хозяйствующие субъекты связи классифицируются по ве­домственной и отраслевой принадлежности, организационно-правовым формам и формам собственности, уровню специализа­ции и степени законченности производственного цикла, месту в се­ти связи с точки зрения участия в процессе производства и реали­зации услуг, а также по территориальному признаку.

      В зависимости от ведомственной принадлежности организации связи делятся на подведомственные Госкомсвязи России; находя­щиеся в подчинении других министерств и ведомств, органов ре­гионального и местного самоуправления; независимые коммерческие предприятия, созданные юридическими или физическими ли­цами.

      По отраслевому признаку различают организации почтовой связи (например, почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отде­ления перевозки почты), предприятия электрической связи (между­городные телефонные станции, городские телефонные сети, АО электросвязи и др.), предприятия радиосвязи, радиовещания, те­левидения и спутниковой связи (например, областные радиотеле­визионные центры - ОРТПЦ).

      С внедрением рыночных отношений в отрасли связи пред­ставлены хозяйствующие субъекты, имеющие различные органи­зационно-правовые формы и формы собственности, в том числе государственные унитарные предприятия (например, предприятия почтовой связи), акционерные общества (в том числе открытые и закрытые с долей государства в уставном капитале и без таковой), совместные предприятия с участием иностранного капитала, лич­ные (индивидуальные) предприятия, а также иные субъекты пред­принимательской деятельности.

      С точки зрения специализации различают выделенные (спе­циализированные) предприятия, предоставляющие услуги одной подотрасли связи (например, самостоятельные городские теле­фонные сети, междугородные телефонные станции, предприятия, предоставляющие услуги сотовой телефонной связи) и предпри­ятия объединенного типа, осуществляющие обслуживание потре­бителей услугами различных подотраслей (например, региональ­ные АО электросвязи, которые организуют работу практически всех видов связи кроме почтовой).

      Для многих организаций отрасли, участвующих в оказании се­тевых услуг (предприятий почтовой, телеграфной, междугородной телефонной связи), характерен незаконченный цикл производства с точки зрения создания конечного продукта - услуги. Каждое из них выполняет определенный комплекс работ по передаче сооб­щений на конкретном этапе (исходящем, транзитном, входящем) производственного процесса. В то же время существуют предпри­ятия, в рамках которых создается законченная услуга, т. е. осуще­ствляется полностью законченный цикл производства. К числу та­ких организаций относятся выделенные городские телефонные се­ти, городские радиотрансляционные сети, сети сотовой связи, персонального радиовызова.

      Неодинакова роль организаций связи и с точки зрения их уча­стия в процессе создания и реализации услуг связи. Основная их часть занята как производством, так и непосредственным обслу­живанием потребителей (почтамты, междугородные телефонные станции, городские телефонные сети и др.). В процессе своей дея­тельности они непосредственно контактируют с абонентами, всту­пают с ними в договорные отношения, получают доходы за предос­тавленные услуги, несут ответственность, в том числе и юридиче­скую, за принятые на себя обязательства по количественным и качественным характеристикам создаваемых услуг. Другая часть предприятий непосредственно не связана с абонентами, а осуще­ствляет технологические функции по обеспечению процесса пере­дачи сообщений и обслуживанию оборудования и сооружений свя­зи. Типичными представителями этой группы являются предпри­ятия почтовой связи, занятые обработкой и перевозкой почты (ПЖДП, ОПП), ОАО «Ростелеком» и его филиалы -Территориаль­ные центры междугородной связи (ТЦМС), осуществляющие, обслуживание магистральных и частично зоновых сетей электро­связи.

      По территориальному признаку организации связи делятся на международные, междугородные, зоновые (региональные) и мест­ные. Этот статус определяется лицензией, определяющей сферу деятельности конкретного оператора и уровень его присоединения к сети общего пользования.

      Являясь объектом управления и регулирования со стороны федеральных органов, предприятия, в свою очередь, осуществля­ют функции управления по отношению к входящим в их состав фи­лиалам, структурным единицам и подразделениям. На данном уровне управленческие решения вышестоящих органов конкрети­зируются применительно к задачам, стоящим перед непосредст­венными исполнителями, а также формируется система оператив­но-производственного управления объектами, процессами и ресур­сами предприятий. Таким образом, обеспечивается оптимальное сочетание государственного воздействия на хозяйствующие субъ­екты связи с расширением прав непосредственных производите­лей в направлении либерализации системы управления отраслью.

      Знать особенности государственного регулирования отрасли строительства необходимо на фоне развивающегося строительного рынка Российской Федерации. Последние годы наблюдаются изменение хозяйственно уклада и расширение возможностей субъектов, работающих в этом секторе. От состояния строительного сектора зависит трудоспособность других сфер экономики и уровень жизни населения. Его контроль представляет собой систему управления этим видом деятельности при обязательном участии государственных органов.

      Государственное регулирование строительного сектора гарантирует совершенствование системы, объединение персональных и общественных интересов для развития экономики, увеличение конкуренции, а также создание баланса между накоплением и инвестиционной деятельностью на основании различных видов планирования и финансирования отрасли из бюджета страны. Ниже рассмотрим, в чем суть государственного регулирования, каковые ее особенности, и какие органы занимаются этими вопросами

      Регулирование строительного сектора на государственном уровне - вид управленческой деятельности государства, в которой принимают участие уполномоченные органы, обеспечивающие оптимизацию экономических отношений в строительстве для защиты частных и публичных интересов участников взаимоотношений.

      Государственное регулирование формируется из:

      • Создания единой политики в сфере строительства, жилищного и градостроительного сектора.
      • Нормативно-правового регулирования - градостроительного и технического.
      • Государственного надзора и строительного контроля.

      Особенность госрегулирования заключается в создании правовых норм, которые обязательны для всех участников строительного рынка.

      Особенности государственного регулирования отрасли строительства

      В состав инвестиционно-строительного сектора входят следующие «элементы»:

      • Инвесторы (заказчики, строительные компании). В этой категории частные организации, государства, предприятия различных форм собственности и физические лица, которые инвестируют деньги в создание или поддержание строительных объектов.
      • Подрядные и проектно-изыскательные строительные компании, предприятия промышленности стройматериалов или стройиндустрии, а также прочие организации строительного сектора, обеспечивающие воплощение в жизнь инвестиционных проектов. Они осуществляют проектирование, создание стройматериалов, изделий, конструкций и других элементов строительного рынка.
      • Компании различных отраслей народного хозяйства, которые занимаются поставкой товаров, материалов и услуг для остальных участников.
      • Коммерческие и центральные банки, которые производятся расчеты.
      • Информационные или посреднические компании.

      В производственном и жилищном секторе строительства создана мощная сеть государственного регулирования и контроля. На сегодняшний день выделяются следующие формы этого процесса.

      Техническое регулирование (ТР)

      Задача строительного регулирования заключается в организации стандартов в секторе безопасности и качества, которые бы ни создавали препятствий создателям товаров и услуг на строительном рынке. Это важный момент, ведь изменения в этой сфере приводят к корректировке ценообразования, себестоимости продукции, уровня затрат субъектов деятельности, сертификации.

      С правовой позиции задачи технического регулирования заключаются в следующем:

      • Контроль выполнения технических регламентов. Выявление нарушений в этом секторе требует принятия неотложных мер воздействия.
      • Надзор за сферами производственного и жилищного строительства.
      • Защита здоровья и жизни людей, в том числе сохранение окружающей среды.

      Государственное ТР в строительном секторе имеет вид аккредитации, организации регистрационных мероприятий, приема готовых сооружений, ввода их в эксплуатацию и решения других задач. Кроме того, техническое регулирование обеспечивает создание и ведение реестра уже реализованных работ в отношении объектов производственного и жилищного сектора.

      Задача государственных структур заключается в стимулировании участников строительного рынка на выполнение действующих регламентов. Как следствие, удается повысить качество возводимых сооружений, снизить уровень опасности для жизни/здоровья людей, использующих строительные объекты.

      Контроль государства в сфере ТР и ГСН имеет много общего, в том числе в отношении выполняемых функций:

      • Наблюдение. Контролирующие органы используют разные организации из производственного или жилищного сектора в качестве «подопечных». Они берут на себя функцию регулирования и контроля.
      • Сбор информации. В эту категорию входит получение данных о контролируемом объекте и выполнении им действующего техрегламента и требований законодательства.
      • Принятие мер. Если подконтрольные органы нарушили техрегламент или действующие нормы, к ним применяются меры воздействия, а виновные лица наказываются. В частности, органы регулирования вправе создавать реестр нарушителей и привлекать такие субъекты к ответственности.
      • Определение причин, которые привели и появлению такой ситуации, а также принятие мер, исключающих нарушения в будущем. Реализацию задач берет на себя государственная служба статистики, в отчетах которой находят отражение нарушения в строительном (жилищном и производственном) секторе.

      Государственный строительный надзор

      Не менее важным элементом считается строительный надзор со стороны правительства, который возлагается на органы исполнительной власти и государственные службы. В ряде случаев полномочия переходят к Минобороны РФ. Если объект не попадает в зону влияния упомянутого органа и Ростехнадзора, задачи ТР возлагаются на исполнительную власть.

      Существует мнение, что промышленный сектор является саморегулируемым. Это ошибочное представление, ведь здесь работают общепринятые принципы. В процессе проверки уделяется внимание законности возведения (реконструкции) объекта. Другими словами, контролируются действия строительной компании. В процессе проверки обращается внимание на технический и правовой сектор проверки. Уполномоченный орган выполняет следующие задачи - контролирует выполнение действующих норм, определяет правонарушение и меры наказания.

      Главной целью является обеспечение прозрачности всех этапов деятельности, обеспечение положительной динамики в развитии строительного сектора, ускорение процесса реализации общих целей. Также надзорные мероприятия подразумевают выполнения следующих задач:

      • Организации строительных работ.
      • Выполнение правил реализации различных мероприятий (монтажных или арматурных).
      • Контроль правильности нанесения покрытий, защищающих от коррозии, а также решение других вопросов.

      Чтобы повысить качество работ, в действующем регламенте определен период выполнения проверок, указаны предметы надзора, основания для проведения различных мероприятий, а также критерии включения в реестр. Ряд вопросов касается саморегулируемых органов, от которых также требуется выполнение действующих норм.

      Выдача разрешений

      Вопросы выдачи разрешений на строительство рассмотрены в земельном кодексе, ГрК РФ, а также правовых и ряде других актов. Полномочия выдачи таких бумаг лежат на местной (исполнительной) или федеральной власти. Здесь многое зависит от объекта проверки. После окончания строительных работ объект вносится в реестр. Стоит учесть, что некоторые сооружения не требуют получения разрешения (ст. 36 ГрК РФ) - это территории, которые заняты линейными объектами или участками общего пользования, памятники кульнаследия и другие.

      Ранее приемка сооружений, входящих в жилищный сектор, осуществлялась с привлечением специальной госкомиссии. На современном этапе разрешение на ввод оформляется той же структурой, что и разрешение на строительство. В правовом секторе вопрос регулируется крайне жестко - формируется и заполняется реестр, назначаются ответственные лица. Но проверяющие органы вправе отказать в разрешении на ввод или строительство. У застройщика, в свою очередь, имеется право подать в суд.

      Формирование цен и смета

      Государственное регулирование подразумевает контроль в сфере цен и составления сметной документации. Практика такова, что в сфере строительства (жилищного и промышленного) допускаются погрешности в процессе расчетов рабочей силы и применяемого строительного материала. Задача правового регулирования заключается в следующем:

      • Уменьшение отклонений расчетных параметров от реальных данных.
      • Ведение реестра нарушений.
      • Разграничение власти между государственными и местными органами.
      • Установление системы нормативов на федеральном уровне.

      В России работу по контролю цен и смет ведет Федеральный центр, который специально создан для решения подобных задач. Он находится в подчинении Минрегионразвития РФ. Действующие меры воздействия позволяют проектировочной организации точно определить лимит финансирования, и на базе полученной суммы принимать решение.

      Какие отрасли строительства регулируются?

      Как отмечалось выше, государственное регулирование относится к главным секторам строительства - промышленного и жилищного. Суть такой деятельности заключается в систематизации работы уполномоченных структур и защите участников строительного рынка.

      В состав государственного регулирования входят следующие типы регулирования - градостроительное, нормативно-правовое, техническое и строительный контроль. В каждом направлении деятельности имеются индивидуальные нюансы в вопросах разработки правовых норм. Например, госрегулирование в сфере градостроения ориентируется на ГрК РФ. Здесь все процессы связаны с развитием пригородных и городских участков, в том числе к работе людей на этой территории.

      В состав строительного регулирования также входит территориальное планирование, инженерные изыскания, градостроительное зонирование, проектирование, в том числе строительство, реконструкция и ремонт объектов капстроительства. Государственное регулирование в секторе градостроения подразумевает получение строительной фирмой статуса СРО, а также контроль деятельности генподрядчика.

      Кроме того, в промышленной и жилищной сфере строительства контролируются отношения, которые связаны с предупреждением ЧС, принятием мер по обеспечению безопасности строительства, а также действий по ликвидации последствий.

      Какие органы проводят регулировку?

      Функции контроля строительной деятельности лежат на федеральных органах власти. На современном этапе это Минрегионразвития РФ, которое проверяет и реализует государственные решения в сфере строительства. Кроме того, в государственном регулировании участвуют следующие органы:

      • Минобороны РФ.
      • Федеральная служба по атомному, технологическому и экологическому надзору.
      • Федеральная служба охраны РФ.
      • ФСБ РФ.
      • Органы госвласти субъектов РФ.