• Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут? Финансовая грамотность для детей. Уроки финансовой грамотности для младших школьников Понятие финансовой грамотности

    Раз в три года по всему миру проводится независимое международное исследование качества образования пятнадцатилетних школьников . В этом исследовании участвует четыре десятка развитых стран, в том числе и Россия. До 2012 года организаторы исследования специализировались на читательской, математической, компьютерной и естественнонаучной грамотности, а в 2012 году авторы PISA представили «ноу-хау» - исследование финансовой грамотности, о которой в наших школах говорят крайне редко.

    Валерий Литвинчук , методист автономной некоммерческой организации «Центр Развития молодёжи» (г. Екатеринбург), рассказал о том, какие уроки можно вынести из результатов PISA и как превратить мониторинг финансовой грамотности в образовательный инструмент.

    Что такое «финансовая грамотность»?

    Валерий Литвинчук

    методист АНО «Центр Развития Молодёжи»

    Финансовая грамотность оценивается PISA с точки зрения трёх составляющих: содержания, познавательных действий и контекста. Выполнение теста требует от учащихся быть компетентными в различных аспектах содержания финансовой тематики, демонстрировать различные умения, а также ориентироваться в разнообразных социальных контекстах применения этих умений.

    Во-первых , обнаружены большие различия в финансовой грамотности в странах-участниках. Причём в верхней части шкалы оказались вовсе не те страны, которые имеют развитые финансовые рынки или высокий ВВП. «Богатые страны должны быть обеспокоены тем, что их молодежь не очень хорошо готова иметь дело с финансовыми трудностями своих стран». С другой стороны, исследование показало следующее:

    Финансовая грамотность «не впитывается с молоком матери» («financial literacy does not come in the milk bottle…»), даже если мать - жена олигарха.

    То есть финансовая грамотность не возникает сама по себе, просто за счёт проживания в стране со сложными финансовыми рынками.

    Во-вторых , обнаружена серьёзная зависимость между финансовой грамотностью ребёнка и социально-экономическим статусом семьи. Лусарди отмечает: «Различия в финансовой грамотности начинают появляться уже в начале жизни и зависят от семьи учащихся. Это тревожное открытие и, на мой взгляд, одна из главных причин, почему мы должны заниматься финансовой грамотностью в школе - чтобы попытаться создать равные условия».

    Наши результаты: российские школьники учатся финансовой грамотности не в школе

    Пока участников исследования финансовой грамотности школьников мало - всего 18 стран (практически все - «развитые»), да и проводилось оно пока всего один раз. Поэтому выводы по конкретным странам делать трудно, но всё равно интересно.

    Первое, что бросается в глаза в отчёте Центра оценки качества образования ИСИО РАО «Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы PISA-2012)» - корреляция результатов по финансовой грамотности с результатами по математической и читательской грамотности. Для России она составляет соответственно 0,73 и 0,68, в то время как средние коэффициенты 0,83 и 0,79.

    Иными словами, обычно финансовая грамотность школьника в своей основе зависит от элементарных вещей - умений читать и считать. В случае с российскими школьниками эта связь ниже, чем в среднем по ОСЭР (Организации содействия экономическому развитию). При этом результат по финансовой грамотности (10 место из 18, результат ниже среднего международного) оказался выше, чем можно было ожидать на основе результатов по чтению и математике. То есть можно предположить, что российские школьники учатся обращаться с финансами в значительной степени не на основе школьного образования, а на основе внеучебного опыта.

    Вывод прост: в среднем российская школа хуже, чем школы других стран исследования, готовит к жизни в плане финансовой грамотности.

    Есть над чем работать. Или это можно ещё как-то трактовать?

    Дети российских богачей финансово менее грамотны, чем богатые дети в среднем по миру

    Второе, что бросается в глаза - зависимость финансовой грамотности от социально-экономического статуса (СЭС) семьи. В общем, тенденция понятная. Чем выше СЭС семьи, тем выше финансовая грамотность ребёнка. В целом, картина по России аналогична международной. За исключением «высокого СЭС семьи».

    Российские дети из богатых семей ощутимо менее финансово грамотны, чем аналогичные дети в среднем по миру (или «цивилизованному миру»).

    Создается впечатление, что российским детям из богатых семей меньше приходится думать о том, откуда берутся деньги, как ими по уму распоряжаться и т.д. Мне видится из этого такое предположение - тенденция роста разрыва между бедными и богатыми в России ещё печальнее, чем в среднем по миру: в России будет тяжелее сформировать социальную ответственность обеспеченных людей из подрастающего поколения.

    Москва и Россия - «разные страны» и с точки зрения финансовой грамотности

    Третье, что бросилось в глаза - зависимость финансовой грамотности от расположения образовательного учреждения.
    Оба разрыва - и между деревней и городом, и между городом и большим городом - больше, чем в среднем по исследованию. Иными словами, разница между Москвой и Урюпинском значительно выше, чем между Нью-Йорком и Санта-Барбарой или Варшавой и Белостоком.

    Карманные деньги лучше платы за хорошие оценки

    Если говорить об источниках финансов школьников, следует процитировать очень важный вывод специалистов Центра оценки качества образования Российской академии образования: «Учащиеся, которые зарабатывают деньги, выполняя работу по дому или участвуя в семейном бизнесе, показали более низкий уровень финансовой грамотности по сравнению с теми, кто не получает деньги за свою работу. Эти результаты выявлены с учётом социально-экономического статуса учащихся. <...> В целом результаты всех стран показали, что зарабатывание денег не связано с повышением финансовой грамотности. Эти выводы требуют дополнительного анализа и учёта факторов, например, связанных с затратами на работу или количеством полученных денег».

    Итак, важный вывод - не платите детям за работу по дому, хорошие оценки и так далее, от этого они не «научатся иметь дело с деньгами», скорее, будет обратный эффект.

    Российские школьники охотнее берут в долг, чем копят деньги

    Об отношении к накоплению. Главное, что бросается в глаза - очень много невалидных или вообще отсутствующих ответов. В чём причина - мне лично не понятно. Здесь видятся важными следующие нюансы.

    Во-первых, в России больше, чем в странах ОСЭР, школьники больше склонны одалживать деньги у друзей, чтобы что-то купить.

    К нам приходит мода жить в долг, а «у них» сходит на нет?

    Во-вторых, при этом российские школьники копят деньги, как правило, только в том случае, если им нужно купить что-то конкретное. В остальных случаях они не думают о накоплении. Хорошо это или плохо - не знаю. Знаю только, что, согласно PISA, финансовая грамотность обычно выше у тех детей, которые копят постоянно, а не просто под конкретную покупку (например, в Шанхае).

    Куда двигаться и что делать?

    В статье приведены мысли лишь по некоторым данным PISA-2012. Пищи для размышлений значительно больше, и каждые три года материал для осмысления будет только прибывать.

    Мониторинг финансовой грамотности учащихся - не просто модный тренд. Это насущная потребность школы, если она хочет соответствовать времени.

    Не стоит сокрушаться о том, что сегодня чуть ли не поголовно дети хотят быть бизнесменами, а не космонавтами.

    Нужно принять вызовы времени как данность и адекватно отражать те реальные запросы, которые поступают школе от общества. В преподавании социально-гуманитарных дисциплин (в частности, такой предметной области, как экономика) школа должна перейти рубикон между традиционным набором знаний об экономических понятиях к формированию финансовой грамотности.

    Очевидно, что инструменты формирования не могут применяться эффективно без соответствующих инструментов мониторинга. Именно поэтому «Центр Развития Молодежи» разработал мониторинговый конкурс «Рубикон-2016: Финансовая грамотность». Это общедоступное для всех учеников 5-11 классов исследование, которое пройдёт с 8 февраля по 5 марта 2016 года.

    Зачем нужен свой мониторинг финансовой грамотности

    Конкурс «Рубикон-2016» имеет несколько принципиальных отличий от тестирования PISA:

    • Это исследование направлено на учащихся с 5 по 11 класс, а не только на 15-летних школьников. Оно будет проводиться ежегодно, а значит, позволит отслеживать индивидуальную динамику учащихся.
    • Если PISA даёт представление о результате работы всей системы образования за трёхлетний период, то «Рубикон» адресован конкретным учащимся, педагогам и управленцам.
    • Помимо финансовой грамотности, задания конкурса позволяют оценивать регулятивные универсальные учебные действия - то, что можно назвать «самоменеджментом». Школьники привыкли, что учитель всегда сам ставит задачу, задаёт цели, формирует план работы и оценивает результат. Зачастую они теряются, если всё те же самые действия им предлагается выполнить самостоятельно. В то же время навыки самоорганизации очень актуальны, в том числе в том, чтобы быть финансово компетентным и успешным. В рамках других проектов ЦРМ удалось разработать методику для ежегодного исследования младших классов на предмет самоорганизации. Теперь же с проектом «Рубикон» с начала учебного 2015 года такой мониторинг станет сквозным - с 1 по 11 класс.
    • Для учащихся «Рубикон-2016: Финансовая грамотность» - не просто очередное тестирование, а увлекательный сюжетный конкурс. Значит, нет лишнего повода для стресса. Учителя и методисты получают данные для аналитики, а ребята - новый увлекательный опыт, который имеет практическое значение за пределами школы.

    Гаврилюк Виктория Владимировна
    Должность: учитель музыки и экономики
    Учебное заведение: МАОУ "Лицей "Солярис"
    Населённый пункт: г. Саратов
    Наименование материала: статья
    Тема: "Реализация курса "Финансовая грамотность" в школе в рамках введения ФГОС".
    Дата публикации: 09.01.2018
    Раздел: среднее образование

    «Реализация курса «Финансовая грамотность» в школе

    в рамках введения ФГОС».

    Программы

    обучения

    действующей

    российского

    образования

    охватывают

    практически

    жизнедеятельности

    современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников

    взрослой

    Исключением

    недавнего

    являлась

    практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то

    есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит

    в список стран с высоким уровнем развития экономики.

    2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен

    – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых

    детей не только учат бережно обращаться с деньгами, но и рассказывают, как

    можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

    Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и

    афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег. В

    условиях, современной экономики, в ситуации инфляции наша задача научить

    детей правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся

    экономических условиях не только для ведения будущей профессиональной

    деятельности, но и в рамках семьи.

    Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых

    решений. Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего

    возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений,

    ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить

    важные финансовые цели.

    процессе

    внедрения уроков

    финансовой

    грамотности в

    первую очередь необходимо было решить два основных вопроса:

    Предоставление необходимой информации - разработка учебников с

    Подготовка

    преподавательского

    обучения

    дисциплине.

    сегодняшний

    проблема

    подготовки

    качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые

    специалисты:

    банковские

    работники,

    преподаватели,

    финансисты,

    сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования

    и другие.

    Учителям

    пришлось

    обучение

    спецкурсах,

    познакомились с основами финансово-экономических отношений.

    Школьный

    финансовой

    грамотности охватывает

    следующие

    понятия и темы:

    составление и расчет семейного бюджета;

    денежные операции в банках и других структурах;

    сделки, связанные с риском;

    денежные вознаграждения;

    наличие ответственных органов за финансовые услуги;

    личные сбережения - излишество или прок;

    тонкости кредитов и депозитов;

    права и обязанности участников финансово-экономических отношений;

    управление денежными потоками;

    агрессивная политика банков;

    активы и пассивы (доходы и расходы);

    страхование и пенсионные выплаты;

    наличие и безопасное использование пластиковых карт.

    Реализация курса возможна в различных сферах образования:

    Проектная деятельность;

    Внеурочная деятельность;

    Интеграция в урочную деятельность;

    Внеклассная работа;

    Социальное партнерство.

    Главные аспекты при реализации курса.

    метапредметность

    межпредметностью,

    выступают

    Приставка

    означает

    «через», «над», то есть подразумевает выход за рамки предмета; усвоение

    знаний не самих по себе, а в применении к жизненным ситуациям и разным

    областям деятельности человека.

    формирование

    финансовой

    грамотности

    школьников

    пример реального применения метапредметных принципов в школе сегодня.

    Бесспорно, для такой обширной и сложной темы нужны новые дисциплины, в

    частности экономика, которая начинает вводиться в программы обучения. Но и

    базовые предметы могут внести большой вклад в освоение курса.

    Практически

    использовать

    элементы

    финансовой грамотности. Решая задачи, которые включают в себя величины

    цены, количества, стоимости, проценты, учащиеся учатся теоретически решать

    финансовые

    проблемы.

    литературы

    происходит

    обсуждение

    ситуаций,

    связанных

    прочтением

    произведений,

    упоминаются

    различные

    социальные

    финансовые

    ситуации,

    учащимися

    высказывается

    собственная

    формируется

    устойчивое

    понимание

    правильной модели социального и финансового поведения. Уроки истории,

    географии, обществознания дают больше возможностей включать элементы

    финансовой грамотности и социальной компетентности учащихся.

    2. Учебные пособия - это не догма, а руководство к действию.

    Программа

    Финансовой

    грамотности

    составлена

    таким образом, чтобы она могла легко трансформироваться.

    Надо понимать, что

    учитель не ставит цель вырастить из ученика

    банковского

    работника

    инвестиционного

    аналитика.

    финансовая грамотность - это совокупность БАЗОВЫХ знаний в области

    финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных

    финансов,

    позволяют

    человеку

    правильно

    подбирать

    необходимый

    финансовый

    оценивать,

    которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать

    сбережения

    определять

    сомнительные

    (мошеннические)

    вложения

    3. Основной вид деятельности - игры и кейсы.

    Игра является одной из форм активного обучения.

    Игровые виды деятельности учащихся на уроках создают атмосферу

    естественного общения. При этом у детей снимается ненужное напряжение и

    повышается

    учебному

    процессу.

    позволяет

    спрятанные

    возможности,

    непременно

    приводят

    школьника

    успешному освоению материала. Позволят они и сформировать необходимые

    общественной

    практики

    воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности. Играя, ученики

    аукционов,

    выпускают

    составляют

    семейный бюджет, сталкиваются с финансовыми задачами, которые решают

    взрослые

    повседневной

    соотносить

    происходящее

    реальностью.

    тренирует

    обращения

    деньгами и воспитывает финансовую ответственность.

    кейс-метод,

    конкретных

    ситуаций, метод ситуационного анализа) - техника обучения, использующая

    описание

    реальных

    экономических,

    социальных

    бизнес-ситуаций.

    Обучающиеся

    исследовать

    ситуацию,

    разобраться

    предложить

    возможные

    основываются

    реальном

    фактическом

    материале

    приближены

    реальной ситуации.

    4. Финансовая грамотность - элемент социализации.

    Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь -

    академические

    Финансовая

    культура

    современном

    развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым

    элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность

    позволит

    человеку

    зависеть

    обстоятельств,

    системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые

    будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для

    дальнейшего развития общества».

    Финансовая грамотность - это инструмент, и наша задача - научить

    школьников пользоваться этим инструментом.

    5. Деятельность учащихся на занятии.

    Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать -

    Основная

    особенность

    деятельностного

    заключается

    деятельности обучающихся. Дети «открывают» новые знания сами в процессе

    самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет

    эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных

    алгоритмов

    действия.

    полученные

    приобретают

    личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по

    Безусловно,

    реализации

    «Финансовая

    грамотность»

    обойтись

    помощников.

    Существует

    обучению

    школьников

    финансовой грамотности, а также игры, олимпиады и тестовые задания.

    Финансовая грамотность в школе

    Ваши финансы

    Сайт «Экономика для школьника»

    Портал Хочу. Могу. Знаю

    финансовой

    грамотности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для

    кого-то - определиться с выбором будущей профессии.

    Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно.

    Ведь правильное распоряжение финансами - верный ключ к богатству и

    И как сказал Роберт Кийосаки:

    "Если вы считаете, что обучение стоит дорого,

    попробуйте узнать, сколько стоит невежество".

    Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

    Что мы знаем о деньгах? Их зарабатывают и тратят. Как зарабатывают? Как тратят? Об этом учителям начальных классов и родителям важно говорить с детьми младшего школьного возраста. Рассмотрим основы финансовой грамотности, принципы правильного отношения к деньгам, которые обязаны знать ученики начальной школы.

    Что такое деньги, и для чего они нужны?

    Деньги - это товар, который можно обменять на другой товар или услугу. Расскажите краткую историю возникновения денежных единиц ребенку, если это его заинтересовало, или покажите видео.

    Галилео. История изобретений. Деньги - видео

    Как зарабатываются деньги?

    Внеклассные занятия в начальной школе должны включать в себя, в том числе, и темы о профессиях, их особенностях, а так же денежных отношениях в современном мире. Можно рассказать детям о четырех способах заработка денег. Старайтесь честно и достоверно предоставлять всю информацию, не искажая ее и не переделывая. Есть такие способы, они подробно описаны в книге “Квадрант денежного потока’’: наемный труд, собственный малый бизнес, большой системный бизнес и инвестирование. Можно подробнее остановиться на первом способе, так как он самый распространенный. Остальные методы можно показать в презентации для начальной школы.

    Уважение

    Очень важно прививать у младших школьников уважение к людям, родителям за то, что они зарабатывают тяжелым трудом средства для покупки еды, одежды, подарков и других вещей. Учите детей аккуратно и бережно относится к чужому труду и своим вещам.

    Планируйте семейный бюджет вместе

    Поговорите с детьми о ежемесячном денежном приходе и расходе. Попробуйте вместе расписать важные пункты в статье расходов. Возможно, вам удастся найти способы сэкономить. Объясните ребенку от чего, в случае нехватки денежных средств семья может отказаться, а от чего нет. Учите ребенка правильно распределять свой бюджет.

    Как ребенок может самостоятельно заработать свои деньги?

    Есть два способа.

    1. Первый – это на выходные или каникулы найти временный заработок вне дома. Это может быть выгул соседских собак, работа няней, разносчиком газет, мойщиком машин или другие. Очень интересные советы о том, как школьник может заработать, и о других важных понятиях, рассказано в книге “Мани, или азбука денег”. Такая азбука финансовой грамотности, непременно, поможет ребенку сориентироваться в мире денежных операций.
    2. Второй способ – это заработок дома. Заведите листок А4 с именем ребенка. И за каждое полезное, самостоятельное, на ваш взгляд, действие вознаграждайте малыша маленькой наклейкой. Например, проснулся и застелил постель, выучил уроки, помог маме помыть посуду и т.д. Одна наклейка равна одному рублю. В конце месяца подсчитайте количество наклеек и обменяйте их на деньги, которые с вашей помощью ребенок будет тратить или копить. Только следите за тем, чтобы такое обучение финансовой грамотности не привело ребенка к мыслям о том, что нет никакого смысла совершать полезных и добрых поступков бесплатно.

    Полезные экономические игры и занятия

    Играйте с детьми в разные Монополии, кроме того, есть очень хорошая интернет – игра "CASHFLOW". Изучайте вместе биографии известных успешных предпринимателей. Находите полезные высказывания о деньгах. Читайте бизнес – новости.

    День финансовой грамотности в школе

    8 сентября - в День финансиста, многие учебные заведения проводят День финансовой грамотности для школьников. Кроме этого, в марте по всей России проходит Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Учителя и приглашенные специалисты проводят самые разные мероприятия в рамках недели финансовой грамотности в школе. Очевидно, что проводимые в таких масштабах уроки о деньгах, обязательно принесут свои плоды, и наши дети вырастут финансово грамотными гражданами Российской Федерации.

    Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - видео

    C 1 сентября в российских школах начались занятия по финансовой грамотности. Пока - факультативно, а в дальнейшем - в рамках предметов обществознание, ма-тематика, ОБЖ, история и география. Первопроходцы - Татарстан, Саратовская, Волгоградская, Томская, Калининградская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края.

    Корреспондент "РГ" ознакомился с учебниками, по которым будут заниматься не только дети, но и родители и педагоги со 2-го по 11-й классы. Для них выпустили материалы, разработанные в рамках проекта Минфина РФ и Всемирного банка "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ".

    О том, как правильно воспитывать в себе и своем ребенке бережное отношение к деньгам и стоит ли материально поощрять детей, на своем примере рассказал директор проекта Андрей Бокарев.

    Андрей Андреевич, дети в последние годы намного чаще стали сами покупать товары, использовать мобильные приложения, пластиковые карты... И все это - подражая взрослым. А насколько сами россияне подкованы в финансовых вопросах?

    Андрей Бокарев: Все социсследования показывают, что мы далеко не аутсайдеры в вопросах финграмотности, скорее уверенный "середнячок". Есть очевидные лидеры - Великобритания, Австралия, Новая Зеландия. Их лидерство обусловлено тем, что они к пониманию важности финграмотности пришли 20 лет назад, тогда же у них появились первые программы, которые другие страны используют для тиражирования опыта. Причем Россия соседствует в рейтингах со странами, для которых характерен высокий уровень дохода на душу населения, что еще раз доказывает, что проблемы финграмотности свойственны всем странам, независимо от стадии экономического развития.

    Что отличает именно нас?

    Андрей Бокарев: Одна из ключевых проблем заключается в том, что в России люди не осознают важность и значимость финансового планирования своего бюджета. К сожалению, последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца. Другая проблема - люди не знают, куда они могут обратиться за защитой своих прав в случае недобросовестного оказания им финансовых услуг. Многие считают, что этими вопросами занимается Сбербанк. К сожалению, редко упоминают Центробанк и Роспотребнадзор, мало кто вспоминает про общества защиты прав потребителей. Но даже если респонденты и знают, куда идти со своими претензиями, то более 60 процентов из них не станут этого делать, будучи уверенными, что у них нет шансов выиграть в споре с банками. Хотя практика показывает, что почти в 90 процентах судебных исков решение выносится в пользу пострадавшей стороны. Ситуация небезнадежна.

    Люди привыкли учиться финансовой грамоте на своих ошибках. Видимо, лучше, если знания и навыки прививают с детства. Но с какого возраста и нужно ли?

    Андрей Бокарев: Однозначно нужно. Дети в школах проходят много предметов, знания по некоторым из них вряд ли им пригодятся в повседневной жизни, если, конечно, конкретная наука не станет их призванием. К примеру, если вы не математик или инженер по профессии, то не думаю, что когда-нибудь вы вспомните про таблицы интегралов или про тангенсы с котангенсами. А вот все, что связано с финансами, - это наша с вами реальность.

    В прошлом году 5 регионов попробовали пройти курс финграмотности. Сколько россиян сделали первый шаг?

    Андрей Бокарев: В тестировании тогда участвовали более семи тысяч детей, родителей и педагогов. Учебники получили одобрение, и уже с нового учебного года многие школы в пилотных регионах начинают по ним преподавать финансовую грамотность. Сейчас под эгидой минобрнауки идет работа по включению основ финансовой грамотности в курс обществознания. Впоследствии мы планируем включить отдельные аспекты курса в другие школьные предметы, к примеру, в курс математики. Это может быть цикл задач на решение простейших ситуаций семейного бюджета.

    Допустим, школа выразила готовность обучать детей финграмотности. Кто будет ее преподавать?

    Андрей Бокарев: Сейчас мы занимаемся созданием федеральных и региональных методических центров. До конца 2017 года в этих центрах пройдут обучение свыше 15 тысяч преподавателей, которые в дальнейшем будут в школах вести уроки. Пройти курс и получить сертификат может учитель любой квалификации. Но мы полагаем, что львиная доля участников придется на учителей обществознания.

    Родители стараются обеспечить самостоятельность ребенка тем, что выдают ему деньги на карманные расходы. Какой суммой, на ваш взгляд, следует ограничиться, чтобы не избаловать ребенка?

    Андрей Бокарев: Сколько давать ребенку на карманные расходы, каждая семья решает самостоятельно в зависимости от достатка. Однозначного ответа нет. С точки зрения того, нужно ли это делать, считаю, что карманные деньги у детей должны быть. Дети должны на личном опыте ощутить ценность денег.

    Большая ответственность лежит на родителях, которые должны донести до детей, что деньги берутся не из ящичка комода, что в семье есть ограниченный бюджет. И с определенного возраста, условно с 8-10 лет, уже можно подключать ребенка к обсуждению семейных расходов. Участие в планировании бюджета позволит ему чувствовать себя полноценным членом семьи. Сейчас, к сожалению, 77 процентов российских семей, имеющих детей, вообще не разговаривают с ними о деньгах. Нет такой традиции, нет и практических навыков.

    Финансовой грамоте обучат воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов

    В свое время британские коллеги столкнулись с тем, что больше 60 процентов молодых людей, заканчивающих школы и колледжи, оказались закредитованными. И неудивительно: подростки снимают жилье, активно пользуются гаджетами, делают покупки в Интернете. Именно эта ситуация заставила британцев прививать основы финграмотности детям еще в школе.

    Вот у ребенка есть деньги от мам-пап, бабушек-дедушек. Что делать дальше: навязчиво советовать ребенку, как лучше потратить средства, или позволить ему распоряжаться первыми финансами?

    Андрей Бокарев: Чтобы воспитывать у ребенка ответственное отношение к деньгам, ему необходимо дать возможность самому решать, на что их тратить. Родители должны помочь лишь советом, например, как на карманные деньги накопить на покупку.

    Очень показателен простой арифметический расчет. Предложите ребенку, к примеру, отказаться от вредных лакомств - чипсов или газировки. Таким образом, в день он сможет сэкономить условно 50 рублей - на первый взгляд кажется немного, а в месяц - уже полторы тысячи рублей, за год набегает 18 тысяч. Или предложите поделить деньги на две части: первую пусть он тратит на что угодно, вторую - в копилку. Даже если он не послушает вас и решит "спустить" деньги на мелкие каждодневные радости, не надо его за это "пилить". Просто в следующий раз, когда он заведет разговор о новом телефоне, дайте ему понять, что пустые траты не ведут к осуществлению мечты.

    77 процентов семей в России не говорят с детьми о деньгах, так как родители не ведут учет своих расходов и доходов

    А как у вас происходит в семье?

    Андрей Бокарев: Моему сыну шесть лет. И он достаточно сдержан в своих желаниях. У нас не бывает такого, что, проходя мимо витрины магазина, он тыкал пальцем в игрушки с криками: "Хочу, хочу, хочу!" С ним совершенно спокойно можно гулять по детским магазинам. Если ему что-то понравится, он может аккуратно потянуть за руку и признаться в этом, безо всяких истерик. Сейчас он поехал с бабушкой и дедушкой отдыхать, и я ему, конечно же, с собой выдал денежку. Знаю, что он хотел водяной пистолет, и он там его себе купил. Но заодно он купил и подарок маме с папой. Хотя ему никто не говорил, что он должен что-то привезти. Он сделал это сам.

    Дать ребёнку навыки финансовой грамотности сейчас - значит обеспечить и защитить его в будущем.

    Все знают о том, что такое деньги, что можно на них купить. Но действительно ли каждый умеет ими пользоваться? Учиться стоит сейчас на примере людей, которые накопили миллиарды как Д.Д.Рокфеллер. А начал зарабатывать он в очень юном возрасте.

    Наконец люди поняли, что вопреки стереотипу, которые сложился в России в недалёком прошлом, касаться этой темы нужно не только людям, которые работают рынке финансов.

    Чем раньше школьник начинает развивать финансовую грамотность, тем более осознанное отношение к деньгам можно воспитать.

    Тема развития становится все популярнее среди школьников. На это много причин:

    • Это способ прекратить постоянные просьбы «Купи! Ну пожалуйста! Хочу!»
    • Вы защищаете семью от мошенников, которых так много повсюду
    • Школьник становится самостоятельнее, развивается бытовая грамотность
    • «Взрослая» тема делает ваши отношения более доверительными и близкими
    • Вы сохраняете семейный бюджет
    • Развиваете в школьнике инициативу, открываете мир возможностей.

    В конце концов пройти тренинг финансовой грамотности сейчас - это значит не решать вопрос как снять детей со своей шеи завтра.

    Удивительно, насколько важно понимание финансов! С деньгами связана каждая сфера нашей жизни, они оказывают влияние на всё.

    В правительстве также увидели слабую финансовую грамотность населения. В 2017 была утверждена стратегия по ликвидации безграмотности в денежных вопросах, рассчитанная до 2023 г.

    Прямо сейчас ответьте на несколько вопросов нашего теста и проверьте себя на финансовую грамотность. Правильные ответы вы прочитаете ниже.

    1. C какого возраста можно оформить себе банковскую карту?

      a. В 18 лет;
      b. С 14 лет при согласии родителей;br> c. С рождения;
      d. После оформления на работу (ред.)

    2. Представьте, что на вашем сберегательном банковском счете лежит 100 000 рублей и банк ежегодно начисляет 10% на остаток по счету. Сколько будет на высшем счете через 2 года?

      a. 100 000 рублей;
      b. 110 000 рублей;
      c. 121 000 рублей;
      d. 200 000 рублей;

    3. Какие из указанных банковских инструментов имеют за собой цель приумножения денежных средств?

      a. Вклад, дебетовая карта, кредит
      b. Паевый инвестиционный фонд, вклад, индивидуальный инвестиционный счёт
      c. Накопительное страхование жизни, вклад, дебетовая карта
      d. Инвестиционное страхование жизни, вклад, паевый инвестиционный фонд, кредитная карта.

    Тема финансов - базовая составляющая успешного будущего человека. В нашем центре разработан специальные курс грамотности, на котором ребята в доступной форме знакомятся с темой денег и учатся использовать полученные знания каждый день.

    Особенности курса по финансовой грамотности в центре К.О.Т.

    Основная задача занятий - познакомить школьников с базовыми понятиями, дать общее представление о том, как устроен мир. А также научить школьников распоряжаться финансами, планировать бюджет, правильно экономить, а также стремиться заработать.

    Тренинг финансовой грамотности для школьников даёт инструкцию на каждый день для формирования “мышления миллиардеров”, экономии, увеличения доходов.

    На основе разных подходов, мы разработали систему правильных простых техник, чтобы школьники их не просто услышали, а начали применять полученную информацию о финансах в жизни на каждый день прямо сейчас.

    Наш курс - не простой урок. Школьники получают теоретические знания, грамотность и рабочие практические методики, чтобы использовать их каждый день.

    • Сначала мы разбираемся с базовыми понятиями - откуда вообще берутся деньги.
    • Мы изучаем тему экономии, учимся ставить финансовые цели, достигать их.
    • Затем - изучаем техники увеличения своего дохода. Деньги можно накопить, инвестировать, получить проценты и заработать.

    Самое интересное, что школьники могут сделать это уже сейчас!

    Ваш ребёнок научится не просто просить, а планировать покупки, копить и получать желаемое

    Всем родителям наверняка знакома проблема «ХОЧУ! КУПИ! СЕЙЧАС!» Итогом этого разговора становится обычно или трата кругленькой суммы из кошелька родителей или обиды и слёзы школьника. Решение вопроса есть - научить ребёнка не совершать импульсивных покупок, а анализировать и ставить финансовые цели.

    Например, ребёнок любит киндеры, постоянно их просит. А хочет при этом ещё новую дорогую игрушку или телефон (допустим, цена этой вещи 5000 р.). Мы покажем школьнику, как он может сэкономить, распорядиться правильно карманными деньгами, маленькими покупками или подарками. Сумма, которую надо накопить - 5000 р. Цена киндера - 60 р. То есть, откладывая в день по 1-му киндеру ребенок через 2,5 месяца получит игрушку, которую хочет. В итоге - школьник горд собой, потому что сам достиг желаемой цели, родитель каждый день не слушает «хочу - хочу - хочу!» а квартира не завалена хламом.

    Познакомимся со «взрослыми» инструментами и сделаем первый шаг к финансовой независимости в будущем.

    На курсе есть «взрослый» блок про инвестиции, акции, кредитные карты. Здесь дети немного узнают о мире финансов, а также поймут, как уже сейчас могут в нем участвовать, чтобы получить в будущем свободу и независимость. Мы разберемся, как можно грамотно сделать вклад, получать проценты от подарков родителей и бабушек. Мы попробуем рассчитать, на сколько выгодно наше вложение.

    Тренинги финансовой грамотности создают "мышления миллионера" - способность правильно использовать деньги, уверенно к ним относиться, верить в свои силы и смело смотреть в будущее.

    Это действительно важно для развития правильного финансового мышления школьника, умения не просто использовать средства, но и зарабатывать, приумножая свой капитал.

    Несколько полезных советов для родителей, которые хотят научить школьников грамотности, распоряжаться деньгами:

    • Объясните, что важно чтобы деньги не «улетали в никуда» - у всего есть своя ценность и ребёнку нужно знать об этом
    • Уже сейчас учите Вашего школьника грамотно управлять своими денежными средствами - научите его видеть цены, понимать, что сколько стоит (твоя игрушка стоит 10 мороженных. Ты действительно считаешь, что нужно купить её сейчас?)
    • Покажите, как и зачем вести учет доходов, расходов (лучше объяснять это на базовых потребностях школьника, от которых он не может отказаться)
    • Расскажите, что такое "долг", почему стоит избегать лишних долговых обязательств
    • Учите планировать личный бюджет - заведите копилку, давайте ему карманные деньги.
    • Расскажите, как можно использовать деньги: тратить, копить, инвестировать, занимать и др. - расширяйте понимание школьников о мире финансов. Он очень интересен и важен для каждого человека.

    Программа "Школа Рокфеллера" поможет ребёнку разобраться в мире финансов.

    Школьники увидят деньги с новой стороны, а финансы станут для них интересным инструментом, а не просто способом купить что -то.

    Наши тренинги - практика! Ребята сами решают интересные жизненные кейсы

    Судя по отзывам участников прошлых групп курс превзошел их ожидания по своей полезности, насыщенности!

    Отдельные выпускники настолько увлеклись миром финансов, что открыли свой бизнес после курса.

    Самая выгодная инвестиция для финансово грамотных родители - образование детей. Запишитесь на курс и сделайте вклад в успешное будущее ребенка уже сейчас.

    Формат курса:

    • 5 тренингов по 2 часа
    • Занятия 1 раз в неделю