• Зеленая экономика - экономика будущего. Зеленая экономика В чем заключаются основные преимущества зеленой экономики

    Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ 3 класса, г. Москва.

    Экология - одна из наиболее актуальных проблем современности. Вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими. В результате истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. В этом номере мы обратились к некоторым проблемам правового регулирования в сфере охраны окружающей среды. Но разговор не окончен...

    Зеленая - ориентированная на экологию - экономика для современных зарубежных стран стала необходимостью. В нашей стране подобный курс только начинает набирать обороты. Действительность такова, что без оглядки на экологию уже сейчас сложно вводить новые технологии. Кроме того, производство, негативно влияющее на природу, становится дорогим и экономически необоснованным. Однако для дальнейшего развертывания зеленой экономики в РФ потребуется введение новых регламентирующих и систематизирующих документов федерального уровня при условии ужесточения ответственности за нарушение норм, призванных охранять окружающую среду.

    Вопросы экологии

    В XXI веке проблемы экологии из вторичных превращаются в основные. В большинстве постиндустриальных стран зародился так называемый зеленый курс в экономике, другими словами "зеленая экономика". Этот тип экономики выполняет несколько функций. Во-первых, это рост благосостояния населения и обеспечение социальной справедливости, во-вторых, это защита окружающей среды.

    Важными чертами "зеленой экономики" являются сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, экономичное использование природных богатств, защита биоразнообразия и рост доходов населения, эффективное использование энергии.

    В перспективе планируется мобилизовать глобальную экономику и увеличить рост инвестиций в природные технологии. Эти меры позволят стимулировать экологизацию многих современных экономик, избежать катастрофических последствий глобального изменения климата и минимизировать использование невозобновимых полезных ископаемых.

    На сегодняшний день правовое согласование экологической и энергетической политики на международном уровне стало основной проблемой. В свете кардинальных преобразований особая роль отведена четкому определению мирового энергобаланса. Решением этой дилеммы может стать увеличение объемов использования возобновляемой энергетики. Данный способ позволит обеспечить энергетическую безопасность и сократить уровень негативного воздействия на окружающую среду.

    В большей степени современные модели экономики удовлетворяют свои энергетические потребности за счет невозобновимых природных ресурсов. Однако еще в 2003 году в докладе Генерального секретаря ООН "Энергетика и транспорт" отмечалась необходимость использования технологий возобновляемых источников энергии. При этом проведение такого политического курса должно обеспечиваться надлежащим государственным контролем.

    Проблемы надзора

    Надзор в сфере охраны окружающей среды имеет фундаментальное значение для обеспечения экологического благополучия. Но сегодня в России можно говорить о низком качестве государственного регулирования охраны окружающей среды. Причиной такого положения дел является то, что эта функция долгое время была раздроблена между целым рядом федеральных органов исполнительной власти.

    Международные стандарты и тенденции ставят перед современными странами задачи перехода к устойчивому развитию "зеленого" курса в экономике и политике, повышению качества жизни людей за счет улучшения состояния окружающей среды.

    Переход всех функций и полномочий государственного регулирования охраны окружающей среды в Минприроды России в июне 2008 года создал организационные возможности для изменения сложившейся ситуации. В связи с этим специалистами ведомства были определены современные проблемы контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды:

    1. ликвидация государственной экологической экспертизы;
    2. возможность предприятий оказывать неограниченное воздействие на окружающую среду;
    3. отсутствие экономических стимулов для перехода на "зеленые" технологии;
    4. государство не имеет объективной информации о состоянии окружающей среды;
    5. минимальные штрафы за нарушение экологического законодательства.

    Экономические методы охраны окружающей среды имеют свою специфику. Государство, являясь связующим звеном между субъектами хозяйственных отношений и экологией, играет роль распределителя нагрузки на окружающую среду. Сегодняшний курс модернизации и инноваций ослабляет ответственность за нарушение "зеленого" законодательства.

    Анализ зарубежного опыта подтверждает факт того, что ужесточение мер ответственности не сможет стимулировать предпринимателей к соблюдению правил в области охраны окружающей среды. В качестве "работающих" методов могут стать налоговые льготы и освобождения.

    Для отечественной практики эта тема является новой, однако не менее актуальной. Для реализации европейского опыта мы вынуждены вносить соответствующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ и другое связующее федеральное законодательство.

    От ответственности не уйти

    Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Зачастую самые незначительные проступки могут привести к природным катастрофам. При современном развитии общественных отношений недобросовестные граждане РФ продолжают загрязнять, разворовывать и уничтожать окружающую их природу.

    Несмотря на европейские механизмы пряника, в РФ без кнута не обойтись. Действующее законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды.

    В КоАП РФ ответственность за правонарушения в данной области отражена в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования". Особое практическое применение получили ст. 8.2 "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами", 8.13 "Нарушение правил охраны водных объектов", 8.21 "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" и 8.31 "Нарушение правил санитарной безопасности в лесах" <1>.

    <1> "Подборка судебных решений по ст. ст. 8.2, 8.13, 8.21, 8.31 за 2011, 2012 гг. "ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения".

    Все составы вышеназванных статей являются грубейшими нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования. Видовым объектом этих правонарушений выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологии.

    От состояния экологии зависит здоровье как отдельных граждан, так и общества в целом. В связи с этим в УК РФ введена глава 26 "Экологические преступления". В ней нашли свое отражение следующие статьи: 250 "Загрязнение вод", 254 "Порча земли", 258 "Незаконная охота" и т.д.

    Субъективная сторона экологических преступлений выражается в форме косвенного умысла, то есть лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично.

    На практике за нарушения данного рода при применении как норм КоАП РФ, так и УК РФ суды, как правило, применяют ответственность в виде штрафа.

    Работаем на перспективу

    Для обобщения и систематизации политического курса, направленного на обеспечение охраны окружающей среды, 30 апреля 2012 года Президент РФ утвердил Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Основы). Этот документ является закрепленной на федеральном уровне методологической базой, нацеленной на преодоление глобальных экологических проблем, связанных с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, затрагивающими интересы РФ и ее граждан.

    Основными стратегическими целями данного документа являются: решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

    В России экологическая ситуация характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. В 40 субъектах более 54% городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов на площади более 100 млн. гектаров (п. 3 Основ).

    Для официального документа положение дел выглядит удручающе. Все данные статистические наблюдения относятся в большей степени к густонаселенным территориям РФ. Выходом из сложившейся обстановки могут стать либо насильственное расселение людей из мегаполисов, либо создание условий, обеспечивающих комфортное проживание населения в крупных центрах. Первый способ можно отнести к государственным рычагам давно минувших лет, а второй - является доступным и цивилизованным решением проблемы. Однако при его реализации необходим целый комплекс мер, многие из которых нашли свое отражение в разделе IV "Механизмы реализации государственной политики в области экологического развития" Основ. В данном вопросе особое значение необходимо уделить механизмам, решающим задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду, восстановления нарушенных естественных экологических систем, обеспечения экологически безопасного обращения с отходами и охранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира.

    На наш взгляд, разработка программы на столь длительный срок является не достаточно обоснованным шагом. Это обусловлено в первую очередь тем, что в условиях молниеносного и взрывного характера современной экономики возможны кардинальные перемены хозяйственной деятельности в течение двух-трех лет. В результате претворения в жизнь всех заявленных пунктов Основ законодатель к концу срока выполнения программы снова может оказаться не подготовленным к резким виражам ее величества Экономики. Поэтому необходимо держать руку на пульсе и вводить в Основы решения актуальных проблем.

    Таким образом, несмотря на упорство бизнеса, будущее планеты за "зелеными" технологиями. Россия активно вступает в международное сообщество, где приоритетом избран путь защиты, а не уничтожения природы. Глобализация заставляет многие страны пересматривать существующий путь в экономике и политике. РФ в данном вопросе не исключение. Уже сейчас можно говорить о сдвиге в лучшую сторону состояния экологии в нашей стране. Но из-за отсутствия благоприятного инвестиционного климата "зеленые проекты" с трудом пробиваются через тернии "сырьевых игл".

    Разина А.А

    студентка 454 группы, 2 курс Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации,

    г.Казань.

    Аннотация. В статье раскрывается сущность «зеленой» экономики и перспективы ее развития. Приводятся примеры направлений деятельности в рамках «зеленой» экономики, их цели и задачи.

    Ключевые слова: Зеленая экономика, природа, экология, суррогатное питание, урбанизация, энергетика.

    Abstract: The topic of this article: «Green economy - our future.» The article reveals the essence of the «green» economy and its development prospects. It defines the activities of «green» economists, their goals and objectives.

    Key words: Green economy, nature, ecology, surrogate food, urbanization, energy.

    «Зелёная» экономика это направление в экономической науке, сформировавшееся в последние 2 десятилетия. «Зеленая» экономика появилась в противовес «коричневой» экономике, характеризующейся расточительством природных ресурсов. Экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является её частью. Актуальность данного направления является новым и прогрессирующим. Цель работы - выявить целесообразность и полезность дальнейшего развития данного направления.

    Вся сущность «зелёной» экономики базируется на 3 аксиомах:

    • 1. Невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве;
    • 2. Невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов;
    • 3. Всё на поверхности Земли является взаимосвязанным.

    В России сторонники «зеленых» подходов поддерживаются государством с 2008 года, получают финансирование международных организаций и экологических фондов. Природа и человек рассматриваются «зеленой» экономикой как два взаимозависимых и неразрывных понятия.

    В настоящее время в рамках развития «зелёной» экономики на смену процессу урбанизации, который создал множество проблем, приходит деурбанизация - безальтернативное градостроение. Опыт доказывает, здоровая семья развивается нормально в доме усадебного типа на большом пространстве. Предполагается, что будущие поколения будут воспитаны в похожих «зеленых» поселениях, «большие» города будут существовать, но в виде промышленных и административных центров. В ближайшее время, согласно прогнозам аналитиков, «зеленое» поселение займет около 20% рынка строительных услуг в мире.

    Необходимостью развития этого научного направления является еще одна мировая проблема - суррогатное питание. В среднем любой продукт проходит расстояние в 2000 километров, подвергаясь действию техногенных факторов. Стоимость продовольствия в течение пяти лет повышалась, причина - зависимость от зарубежных поставщиков. Проведенный анализ подтверждает: у сельского жителя - 100% собственного чистого продукта, у жителя города - 95% суррогаты. Так, «зеленая» экономика и в области продуктов питания будет служить положительным фактором для мирового сообщества. «Зеленые» поселения, выпускают натуральные продукты и находятся близко к потребителю - это является одним из эффективных методов гарантии продовольственной безопасности.

    Основной акцент в государственной политике в настоящее время сделан на повышении энергоэффективности существующих технологий. Базовым законодательным актом здесь является Федеральный закон (ФЗ) «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» принятый в 2009 г. На его основе сформирована Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». К «зеленым» технологиям, которые помогут решить эту задачу, относятся повышение доли альтернативных и возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе страны.

    Переход России к «зеленой» экономике имеет ряд особенностей. Прежде всего, это наличие в регионах больших по площади, малоза- тронутых хозяйственной деятельностью территорий, составляющих более 60% страны. Благодаря этим факторам Россия может стать лидером в переходе к новой модели развития.

    Таким образом, «зеленая» экономика находится в стадии развития. Данное научное направление является необходимым и нуждается в дальнейшей государственной поддержке в виде реформ и государственных решений.

    Список литературы:

    • 1. Дашковский, Илья. Безальтернативная энергетика / Илья Даш- ковский // Агротехника и технологии. - 2012. - № 4. - С. 24-28.
    • 2. Акиев, Р.С. СДОС НОСТРОИ: новая сертификационная политика в строительстве / Р.С. Акиев // БСТ. - 2012. - № 6. - С. 42^16.
    • 3. Архипов, А. Минимизация энергозатрат - новые решения компании NXP в области технологий Green Chip / А. Архипов // Электроника. -2011. -№ 8. - С. 52-57.
    • 4. Бедрицкий, А.И. Роль зеленых технологий в смягчении глобальных изменений климата / А. И. Бедрицкий // Энергонадзор и энергобезопасность. - 2012. - № 4. - С. 36-38.
    • 5. Ималитдинов, В. А. Мониторинг полигонов ТБО: создание единой системы / В.А. Ималитдинов // Твердые бытовые отходы. - 2012.-№ 1.-С. 32-33.


    Современный мир просто «заболел» «зеленым» строительством, «чистыми» технологиями. Все новые сектора охватывает «зеленое», они становятся более востребованными в быту, в жизни, производственной и строительной практике. Сертификаты «зеленых» стандартов сегодня получают строящиеся жилые комплексы, офисные и производственные здания, поселки и города. Сторонники «зеленых» подходов и технологий поддерживаются государством, получают финансирование международных организаций и экологических фондов. Небольшой опыт показывает, что «зеленый» бизнес не просто экологичен и ответственен социально, но и социально и экономически оправдан.

    В чем состоит феномен «зеленой» экономики?

    Природа и человек рассматриваются «зеленой экономикой» как пара взаимозависимых, не-разрывных и взаимосвязанных понятий. Человек сам по себе не может существовать, он су-ществует как органичный элемент мироздания и природы.

    Неизбежность «озеленения» экономики

    1. Обреченность демографическая.


    Уже сегодня всем ясно, что главная причина сокращения рождаемости – урбанизация. Индустриализация и урбанизация по всему миру, не зависимо от вероисповедания, климатических условий и уровня жизни ведет к снижению демографи-ческих показателей нации, отражается на ее экологическом и социальном здоровье.

    Современный город – огромнейший мутагенный фактор. Плотная многоквартирная, много-этажная застройка – «каменные джунгли» почти полностью вырывают людей из природных биоценозов и отрицательно сказываются на биологическом приросте населения. Сниженный иммунитет современного поколения, низкокачественные продукты питания, загрязненные вода и воздух, электрические поля, шумы в мегаполисах умножаются на повышенную преступность, травмы, пьянство, аварии, увеличение потенциально возможных техногенных катастроф – транспортные, энергетические, продовольственные и т.д.

    Демографическое положение в России сильно изменилось за последние полвека. Но данные перемены нельзя обозначить «демографической катастрофой». Основным направлением в данной сфере является не сокращение количества населения, а административное, географи-ческое и образовательное разногласия в распределении рабочих мест, рук и жилья.

    С одной стороны наблюдается дефицит трудовых ресурсов на Дальнем Востоке и в Сибири, а с другой стороны – переизбыток человеческих ресурсов, но недостаток квалифицирован-ной рабочей силы в Европейской части нашей страны. Существует проблема затрудненной мобильности рабочей силы и отсутствия нормальной социальной инфраструктуры для соз-дания условий для данной мобильности.

    Есть даже печальный афоризм: «Города – опухоли на теле земли». Однако, цифры твердят о том, что нас привлекает, просто зомбирует городской образ жизни: всемирный уровень ур-банизации в 1950 году – 28,8%, в 2005 – 48,6%. Эти же цифры в развитых странах: 52,6% и 73,9%, в России – 44,1 и 72,9%, в Украине – 35,5 и 67,8%. Все больше людей отживают всю жизнь в искусственном мире, созданном человеком, который зачастую становится враждеб-ным существованию самого человека.

    В послевоенные годы исторически сложившаяся инфраструктура и архитектура множества городов России не служит самой подходящей средой проживания для человека – и как по-пуляции, и как личности, и как социума. Новая стратегия государства по внедрению демо-графической политики должна быть сосредоточена на человеке, его интересе, потребностях, качестве и образе жизни.

    Деурбанизация – безальтернативное направление развития градостроения по всему миру, безальтернативный метод решения проблем в области демографии.
    Опыт наших предков доказывает – здоровые дети и полноценная семья развиваются нор-мально в доме усадебного типа на большом участке с лесом, водоемом, огородом или садом под окнами в сельских поселениях, небольших городах, в природной защищенности от раз-личных социальных катаклизмов.

    Это самое подходящее место для воспитания детей. Следующее поколение людей, которые рождены и воспитаны в аналогичных «зеленых» поселениях, имеющих повышенный уро-вень духовного развития, начнет новый этап в развитии общества людей.

    2. Коммунальный и жилищно-строительный кризисы.


    Цифры выхода из строя старого жилья в нашей стране сегодня приравниваются к цифрам вводимого жилья. Из строя уже выбывают «хрущевки», пик их выбытия совпадет с 2010-2020 годами. Нас ожидает невероятный жилищный кризис. Затраты на ремонт жилья будут приравниваться к расходам на строительство. Изношены коммуникации и сети, которые уже не справляются с возрастаю-щими нагрузками (аварии на дорогах, пробки, вода и воздух, не соответствующие экологи-ческим нормам, свалки мусора, повышение тарифов и услуг).

    Сегодняшний горожанин походит на тяжело больного. Он прикован к «искусственной почке» (коммунальным службам, канализации) и «капельнице» (сети снабжения). Он находится в большой зависимости от экономических факторов, которые уже не поддаются контролю. Ни один город современного мира не способен полностью обеспечить себя, то есть не может быть назван «устойчивым».

    Развитие «зеленой» экономики и поселений поможет решить вопрос дефицита доступного жилья методом смены концепции – малоэтажное и доступное строительство на экологиче-ски ответственную статью – возведение благополучных экологически поселений, где разум-но сочетаются стратегии экономичности и комфортности жилья. Возвращение людей к зем-ле совсем не означает удаление от цивилизации. Во-первых, в поселения поедут жить не все горожане. Во-вторых, решив переехать на свой участок земли, в свой дом, можно, как и раньше, работать на заводе или на другом рабочем месте.

    Перенос акцента с возведения многоэтажных домов в густонаселенных мегаполисах на эко-логическую агломерацию «зеленых» поселений или городов-спутников, расположенных на безопасном экологически расстоянии от «большого» города – это и есть грамотный ответ человечества на демографический вызов необратимого процесса глобализации современной экономики.

    «Большие» города будут существовать в виде промышленных и административных центров в окружении застройки автономных «зеленых» поселений.

    3. Продовольственная небезопасность и необеспеченность.


    Один из основных национальных интересов России – безопасность в области продовольствия. Человек, который постоянно живет в городе, не может быть здоровым в принципе, так как сорванная с куста ягодка хранит в себе энергию только в течение 15 минут, а овощи и фрукты – не дольше трех дней.

    Любой продукт питания перед тем, как попасть на наш стол, в среднем проходит расстояние в 2000 километров, подвергаясь при этом действию разных техногенных факторов. Стоимость продовольствия в течение пяти лет повысилась примерно на 70%, а причина этого то, что Россия на 50% в собственном продовольственном обеспечении находится в зависимости от зарубежного продовольствия, она перестала кормить сама себя – это считается недопус-тимым для страны, желающей быть суверенной.

    Мы понимаем при этом, что продовольственная безопасность – это ситуация, когда в любое время все люди экономически и физически имеют доступ к необходимому количеству безопасной пищи, требующейся для здоровой и активной жизни.

    Анализ меню человека демонстрирует: у сельского жителя – 100% собственного чистого продукта, а у жителя города – 95% импортные суррогаты. Исследование данной проблемы, которая непременно скажется на будущих поколениях, никто не проводит.

    «Зеленые» поселения или города-спутники, выпускающие натуральные продукты питания находятся в прямой близости к их потенциальному потребителю – это один из максимально эффективных методов гарантии продовольственной безопасности страны.

    В нашей стране до сих пор больше половины всей сельскохозяйственной продукции выра-щивается в личных хозяйствах. Площадь, занимаемая ими, при этом составляет примерно 2,5% от всех сельскохозяйственных угодий. Урожайность, которой удается добиваться хо-зяевам таких малых участков, бывает в 10 раз больше средней урожайности аналогичных культур в крупных хозяйствах. А качество продуктов, которые выращены на удобренной органикой и ухоженной земле, на порядок выше, чем у тех, что выращены с использованием пестицидов и удобрений.

    Продолжаем рассматривать аргументы неизбежности внедрения «зеленой» экономики в нашей стране.

    4. Энергетическая «небезопасность».

    Одна из основных задач в области становления «зеле-ной» экономики в ближайшие годы заключается в том, чтобы изменить взгляды людей на потребление энергии. Люди должны научиться относиться к ней как к ценному продукту, который нужно экономить. Тогда станут востребованными энергосберегающие технологии, возникнут умные энергетически эффективные дома.

    Уже сегодня нужны определенные действия по изменению мировой экономики и, главное, со стороны энергопотребления и защиты природной окружающей среды.

    Еще в декабре 2008 года была принята директива Европарламентом, согласно которой 27 стран ЕС к 2020 году планируют довести применение альтернативных источников энергии до 20% от всего объема. В отдельных странах Европы данный показатель уже переходит за 20%. В Дании, например, только ветряная энергетика обеспечивает 21,3% общей энергии в сети, в Швеции и Финляндии за счет биомассы происходит 20-25% выработки тепла. Миро-вые ежегодные показатели роста использования энергии солнца в среднем равно 60%, энер-гии ветра – 30%.

    Достоинства приоритетного применения ВИЭ для всех стран неоспоримы:

    Экологическая чистота: отсутствие выбросов;

    Широта спектра возобновляемых энергетических источников;

    Не происходит теплового загрязнения планеты;

    Ресурсы: возможности альтернативных источников энергии превышают сегодняшние по-требности цивилизации во много раз;

    Достаточно равномерное распределение по нашей планете, что уравнивает права на их при-менение всех народов;

    Доступность всех ВИЭ повсеместно.

    В сравнении со странами ЕС и США, применение возобновляемых энергетических источников в России сегодня на низком уровне. Сегодняшнюю ситуацию можно объяснить достаточной доступностью ископаемых энергетических носителей и слабой озабоченностью властей страны, населения и бизнеса экологической обстановкой. Одним из главных препятствий для оборудования генерирующих мощностей на основе ВИЭ является отсутствие положения о стимулирующем тарифе, по которому бы государство приобретало электроэнергию, полученную на базе ВИЭ.

    На начало 2010 года общая мощность ветроустановок в России составляла 18 МВт, что рав-няется лишь 0,008% объектов, генерирующих энергию, в России (220 ГВт). За четыре года данный показатель повысился лишь на 4 МВт. Фонд ветряной энергетики состоит из 1600 малых установок, мощность которых варьируется от 0,1 до 30 кВт и 10 больших ветряных парков, обеспечивающих 90% общей мощности. В стране имеется более 20 изготовителей ветряных установок, но они все работают в области средних и малых генераторов – не более 500 кВт.

    Россия на рынке фотовольтаики является экспортером продукции и сырья. Отсутствие внут-реннего потребления можно объяснить тем, что достаточные уровни радиации солнца в стране приходятся на сравнительно бедные области: Южную Сибирь, Юго-Запад, Дальний Восток. В результате на первую половину 2010 года общая мощность действующих фото-электрических станций составляла не более 1 МВт.

    Водородная энергетика, невзирая на большой теоретически задел, продолжает оставаться без коммерчески реализованных продуктов.

    В 2008 году на уровне государства была поставлена цель - к 2020 году сократить энергоем-кость экономики страны на 40%.

    Сегодня главными методами сокращения потребления энергии в стране является обустрой-ство счетчиков энергетических ресурсов в частном секторе и в промышленности, а также замена обычных осветительных систем на энергосберегающие – светодиодные и люминес-центные лампы.

    Проекты в сфере управления хранения и передачей электрической энергии в нашей стране пока менее актуальны. Нет законодательной основы для внедрения интеллектуальных энер-гетически систем в имеющуюся структуру транспортировки электроэнергии.


    Энергетическая и продовольственная зависимости для большинства стран переходят второстепенный план, на первом месте оказывается технологическая зависимость. Сегодня технологический баланс (продажи своих технологий за рубеж превышают их покупку) положительный лишь в США, в других странах мира он пока отрицательный.

    В России данная ситуация тоже требует серьезного осмысления. В первую очередь необходимо думать о результативности научной деятельности в инновационных областях «зеленой» экономики. Наше конкурентное преимущество – потенциально чистые технологии – для их реализации необходимо доказать на практике уникальность российских инновацион-ных разработок в области чистых технологий.

    Понятие «чистые технологии» включает пять групп технологий:

    Возобновляемые энергетические источники (фотовольтаика, ветроэнергетика, биомасса, биотопливо, биогаз, гелиотермальная энергетика) и альтернативная энергетика;

    Экологичный транспорт (альтернативное топливо, гибриды и электромобили);

    Системы управления электрической энергией (энергосбережение, умные энергосистемы, энергоэффективность);

    Управление выбросами, отходами, водными и воздушными ресурсами (транспортировка, сбор, утилизация отходов и рециклинг);

    Инновационные современные материалы и технологии (биологические технологии, нано-технологии, экологичные материалы).

    Отечественная отрасль чистых технологий сегодня находится на первоначальной стадии коммерциализации имеющегося научного потенциала. Значительным тормозящим фактором является то, что нет стабильного развития в бизнесе, относительно низкий уровень доходов населения, а это определяет низкий потенциал отечественного внутреннего рынка.

    6. Потребность в «зеленых» финансовых и инвестиционных решениях.


    С 2002 по 2010 годы, невзирая на колебания экономики, смену премьеров, президентов и министров, ЦБ и Минфин удерживали ставку рефинансирования ЦБ (а значит, и кредитные ставки негосударственных банков) на уровне выше 10% в год. С 2000 по 2009 годы доля долгосрочных кредитных продуктов банков в числе инвестиций в основной капитал с 2,9% изменилась до 10,4% (в том числе 1,7% - от зарубежных банков), в развитых же странах она достигает 60-80%. В таких условиях сельское хозяйство, промышленность и инфраструктура не могут нормально развиваться.

    С 2002 по 2010 год потребительская инфляция почти не опускалась ниже 10% ежегодно. В таких условиях не будет ни жилищного строительства, ни накоплений, ни ипотеки.

    Благодаря реализации данной модели финансовой политики наблюдалось резкое торможение в развитии экономики. За последние 10 лет мы потеряли 4-6% роста ВВП, при этом со-хранялись низкие темпы роста строительства жилья, сельского хозяйства, промышленности, не говоря о запущенной инфраструктуре.
    Финансовая политика государства, ориентированная экологически, должна способствовать развитию отраслей, которые в большей степени стимулируют развитие «зеленой» экономи-ки.

    Исполнение экологических требований в финансовой политике заключается в том, чтобы посредством социально-экономических институтов гарантировать инвестиции в пять облас-тей:

    Использование энергосберегающих технологий в ЖКХ, строительство, социальную среду;

    Развитие ВИЭ;

    Укрепление систем управления земельными и водными ресурсами, лесами;

    Внедрение в использование экологически чистого транспорта;

    Устойчивое развитие отечественного сельского хозяйства, а также генерирование органических продуктов питания.

    Подобные меры помогут улучшить экологическое положение в стране, позволят спасти ок-ружающую среду от деградации, повысят занятость трудового населения путем создания рабочих мест.

    В глобальной экономике складывается иная по качеству геополитическая и геоэкономиче-ская ситуация. Ясно, что мировая финансовая система эволюционирует, переходя от банковского кредитования к инвестиционному и банковскому посредничеству, таким образом, к более эффективному распределению доходов и рисков посредством инновационных рыноч-ных финансовых продуктов и инструментов.

    7. Неразвитость систем самоуправления и кризис управления городским хозяйством.


    В каждом общественном образовании, в «зеленых» поселениях в том числе, образуется полный спектр общественных отношений, которые описывают сегодняшнее цивилизованное общество. Это и хозяйственно-экономические отношения, социально-нравственные устои, административные, юридические отношения. Возникновение и развитие таких отношений ясно иллюстрирует само существование и становление общественного формирования, «зеленое» поселение в том числе. И не важно, на каком этапе развития оно сейчас находится, эффективное управление процессами в обществе является одним из ключевых приоритетов развития.

    Рост местного самоуправления, социальных инноваций и инициатив в самоуправляемых обществах сообществах небольших размеров – это максимально эффективный путь для развития общества.

    Города-спутники или "зеленые"поселения – это не та область, где могут действовать индустриальные монстры и госкорпорации. Хай-хьюм и хайтек образуются в микросообществах и реализуются тоже ими.

    Можно противопоставить экологичный образ жизни «потребительскому» образу жизни, господствующему сейчас, но рост которого близок к исчерпанию во всех странах.

    8. Проблема здоровья нации.


    Главное преимущество «зеленых» поселений – решение про-блем здоровья.

    За многие десятилетия экологи не смогли существенно затормозить процессы разрушения природы. Воздух и вода стали лишь грязнее, леса вырубаются, подземные воды уходят глубже в землю, мелеют реки, истощился плодородный слой земли. Массовая вырубка мас-сивов лесов в течение десятилетий привела к ветровой и водной эрозии сельскохозяйствен-ных земель. Полностью уничтожено видовое разнообразие растений.

    Принципы организации «зеленых» поселений гарантируют человеку чистое с экологической точки зрения и полноценное питание, достаточную двигательную нагрузку, чистый воздух, значительно уменьшают психологическую нагрузку (отсутствует шум, напряженный ритм жизни), что формирует культуру здоровья и обеспечивает профилактику заболеваний.

    Автономные «зеленые» поселения являются глобальным экологическим проектом, которое интересно государству.


    В нашей стране от 30 до 40 миллионеров пенсионеров, из них лишь 10 миллионов живут в селах, все остальные живут в городах. Только в Москве проживает не-сколько миллионов неработающих, почему бы им не переехать в малобюджетные таунхауз-ные поселки, ближе к природе, на берега озер и рек с садом и огородом, где они бы могли жить в общении со сверстниками, при наличии комплекса социальных привилегий? Такие поселки должны строить пенсионные фонды, забирая в обмен на таунхаузы квартиры в го-родах.

    Города для пенсионеров возводятся в Центральной и Латинской Америке, таким образом, государство благодарит пенсионеров за годы их труда. Самый привлекательный подобный проект – территория The Villages, находящаяся в 40 километрах от Орландо. Она состоит из множества поселений, предназначенных для активных пожилых людей. Множество таких поселений характеризуются форматом «55+», то есть здесь могут приобрести недвижимость только люди старше 55 лет. Главные преимущества: хорошая экология, безопасность, боль-шие возможности для отдыха и спорта.

    Тем, кто полагает, что это будет «гетто» для пожилых людей, напомним, что, согласно про-гнозам демографов, через лет 20 таким «гетто» окажется вся страна, и американцы готовятся к тому, чтобы в таком «гетто» была обеспечена достойная старость.


    Согласно утверждению Р. Эмерсона, «настоящим показателем цивилизации не является уровень образования и богатства, размер городов и количество урожая. Это нравственный образ человека, воспитанного своей страной».

    В своем большинстве современный человек имеет целью потребление определенных вещей, товаров. Человек, обработанный рекламой, трудится в душном офисе на неинтересной рабо-те, питается фаст-фудом, от которого полнеет, и все ради того, чтобы вновь купить «мод-ную» синтетическую одежду, которая уже завтра станет не престижной. И эти «крысиные бега» будут длиться годами.

    Цель «зеленых» поселений – формирование нового уклада жизни, который основан на сим-биозе природы и человека, перенаправление человечества с пути техногенного развития на путь духовный. Хотя то, что сегодня считается новым, является давно забытым старым. Так веками жили в России. Человек, у которого есть в собственности маленький участок Роди-ны, ближе и острее чувствует значение целостности своего государства, а также его интере-сы. Любовь к своему Отечеству для такого человека естественна, патриотизм имеет большое значение, а не является пустым звуком.

    Гармоничные решения «зеленых» поселений

    1. Экологический гуманизм. Современное человечество, оказавшееся в экологическом кри-зисе, не может пока найти пути выхода из него. Невзирая на какое-то успешное осуществ-ление альтернативных технологий и программ по внедрению безотходных производств, раз-витию законодательства, обеспечивающего экологическую защиту, человечество все еще не покинуло область экологического кризиса.

    Становится все яснее, что основная экологическая проблема лежит не в озоновом слое Зем-ли, а в эстетических и ценностных представлениях общества и отдельного человека. Прин-ципы гуманизма, казавшиеся незыблемыми, должны координироваться не только с челове-ком, но и с природой. Тогда гуманизм теряет свое содержание и становится экологическим гуманизмом. Любовь человека, направленная эгоистически только не него, привела, в ре-зультате к экологическому кризису. Экологический гуманизм, в отличие от обычного гума-низма в природе видит существование человека. Природа есть бытие человека. Поэтому че-ловек обязан относиться к природе бережно, как к себе. «Зеленые» поселения, пропаганди-рующие здоровое развитие человека посредством восстановления его связи с природой уравновешивают не только отношения между человеком и природой, но и между людьми.

    2. Человечество перед глобальными проблемами. Экологическая проблема. Оказывается, человек может существовать только в пределах достаточно узкого диапазона характеристик его физической среды, социосферы и биосферы. Поскольку человечество в образе ноосферы получило всепланетарный статус, то новые появляющиеся проблемы часто носят глобаль-ный характер. Имеется в виду предотвращение катастрофического засорения человеком природной среды, обеспечение человеческого общества необходимыми продовольственны-ми и энергетическими ресурсами, выход из экологического кризиса. При желании можно продолжить список проблем мирового значения человечества, они свойственны экономиче-ской, эстетической, социальной, политической и этической жизни человека.

    Что нам предлагают «чистые» технологии, «зеленая» экономика, «зеленая» этика, «зеленые» инвестиции? Это то, что вполне можно назвать «зеленой» революцией, которая подразуме-вает переход человека из урбанизированной среды обитания в иную чистую экологически среду обитания, в экологические города, «зеленые» малоэтажные поселения автономного типа.

    Естественно, стремление к «зеленой» экономике, «зеленой» революции, «зеленому» строи-тельству не является спасением от всех бед нашей цивилизации. Но это одни из возможных методов решения данных проблем.

    Россия продолжает оставаться самой большой страной в мире, где имеется наибольшее ко-личество неосвоенных земель, это самая богатая страна лесом и пресной водой. Примером является Москва и Подмосковье. Четверть населения здесь проживает, мешая друг другу на небольшом кусочке земли, невзирая на то, что пустые земли простираются на десятки тысяч километров.

    Для существенного качественного рывка вперед в этом направлении, освоении пустующих территорий, нужен комплексный анализ применительно к российской действительности. Основная задача – свести в одной точке малоиспользуемые потенциальные экологические богатства России и возможности современных технологий. Здесь должна идти речь не про-сто о «возрождении села». Необходимо создавать совершенно новые формы поселений, не-оагломераций, т.е. поселений сельского вида с современной инфраструктурой, - экологиче-ски чистых, социально гармоничных, ресурсно-эффективных, где будет возможность соче-тать экологический (воздух, вода, пища) и технологический (электричество, бытовая техни-ка, современный досуг) виды комфорта.

    В четвертой части статьи мы продолжим рассматривать доказательства гуманизма «зеле-ных» поселений.

    3. «Зеленое» строительство. Согласно прогнозам аналитиков 2013 году «зеленое» строитель-ство займет примерно 20% рынка строительных услуг в мире. «Зеленое» строительство эко-логично, выгодно, комфортно, долговечно, достигается путем эффективного применения воды, энергии и других ресурсов; использования экологически чистых стройматериалов и технологий; снижается к минимуму воздействие техногенных факторов на людей, обеспечивается высокая эстетика поселений; достигается гармония природы с существованием человека, бизнесом, техническими решениями, государством.

    Сегодня видна тенденция перехода от возведения отдельных «зеленых» строений к строи-тельству экологических городов, «зеленых» поселений. Только город в качестве живой сис-темы можно совершенствовать эффективно в плане энергоэффективности и экологии, толь-ко как целое, а не по частям.

    Граждане «зеленых» поселений поддерживают связь с окружающим миром, они пользуются транспортом, рядом с ними находится мегаполис, городской центр, где есть все условия для работы, отдыха и жизни. Главные принципы формирования «зеленого» поселения – нахож-дение в ландшафте; равновесие в экологичском смысле – снижение влияния на окружаю-щую природу, вхождение в экологические циклы; использование ВИЭ; наличие социальной структуры; решение проблемы мусора; чистый экологически общественный транспорт; в основном малоэтажная застройка; максимальное озеленение; обеспечение условий ком-фортного проживания. Это все делает такие города привлекательными для множества лю-дей.
    При формировании «зеленого» поселения сохраняются рощи, озера, лесопарки, ручьи с рас-тительностью в виде природных натуральных зон. Современные коммуникационные сред-ства позволяют обладать социальной активностью и информированностью, свойственной городу, находясь вне административной и индустриальной среды.

    Первый пассивный современный дом (экодом) в Германии был возведен в 1991 году в г. Дармштадте под начальством В. Файста. Опыт его использования показал, что данное зда-ние на самом деле нуждается в минимальном количестве тепла: затраты на отопление такого дома составляет менее 1 литра топлива в жидком виде в год на 1 метр квадратный отап-ливаемой площади.

    Главная особенность пассивного дома - пониженное потребление энергии (примерно 10% от удельной энергии на одну часть объема, которую потребляют современные здания). В идеале, энергетическая независимая система совсем не требует затрат на поддержание опти-мальной температуры. Отопление пассивного дома организуется посредством тепла, которое выделяют люди, проживающие в нем, бытовая техника и альтернативные энергетические источники (солнечные батареи).

    В Западной Европе уже построено примерно 6 тысяч пассивных домов. Есть среди них и городские малоэтажные здания, и загородные особняки. Во всех странах Европы есть дома, построенные согласно пассивной технологии. Построены и целые экологические деревни из пассивных домов в Дании, Чехии, Финляндии.

    В Германии, Дании и Финляндии разработаны специальные государственные целевые про-граммы по преобразованию всех объектов застройки к определенному пассивному уровню (дома с низким потреблением – до 30 кВт ч /м3 в год). Директива энергопоказателей в строительстве, принятая в 2009 году странами ЕС, требует, чтобы все новые здания к 2020 году были приближены к энергетической нейтральности.

    4. Экологизация коммуникаций. Концепция транспорта экологически чистого подразумевает формирование особенного транспортного обслуживания в муниципальном хозяйстве «зеленого» поселения, являющегося автономным. Его функциями будут являться эксплуатация транспортных средств, ремонт и сопровождение, содержание и развитие соответствующей муниципальной инфраструктуры. Организация подобных локальных «зеленых» инфраструктур в транспортной среде сформирует прецеденты системного перехода к такому виду транспорта, а также обеспечат внутренний спрос на него.

    5. ВИЭ. Россия обладает невероятными ресурсами геотермальной, ветровой, солнечной энергии, гидроэнергии, энергии биомассы. Технический потенциал ВИЭ приравнивается к 4,6 млрд. тонн у. е. топливных ресурсов в год, что превышает объем использования топлив-ных и энергетических ресурсов нашей страны в общем в пять раз. Их использование пред-ставляется и коммерчески, и экологически привлекательным.

    В России множество регионов, где ВИЭ могут преобладать над привычными. Геотермаль-ные источники энергии есть на Курилах, на Камчатке. Ветроэнергетические проекты спо-собны конкурировать в прибрежной зоне Дальнего Востока и в степях Поволжья. В Восточ-ной Сибири и на Урале интересным является строительство гидроустановок небольших размеров. Применение биомассы в целях получения энергии имеет хороший экономический потенциал во многих областях России, тем более на северо-западе нашей страны, где пре-красно развито целлюлозно-бумажное производство.

    Но роль ВИЭ не исчерпывается только энергетикой. В некоторых зарубежных источниках приводятся данные по экологическим положительным сторонам ВИЭ. Одна ветряная уста-новка (фотоэлектрическая станция, малая ГЭС) мощностью 500 кВт (1 млн. кВт ч/год) пре-дотвращает выбросы вредных соединений при выработке аналогичного количества электри-ческой энергии на тепловых станциях на угле в объемах: СО2 – 750-1250 тонн, двуокиси серы – до 8 т, оксидов азота – 3-6 т, а также пыли до 500 кг, золы – 40-70 т.

    Известно, что при количестве населения 2,4% мирового, Россия имеет 12% общемировых запасов нефти, 16% угля и 35% газа, 14% урана. И это может создавать иллюзию, что нам не грозит энергетический кризис. Но острые энергетические ситуации создаются в некоторых областях России, да и применение всех имеющихся ресурсов органического топлива требует огромных финансовых вложений. Поэтому все проблемы, относящиеся к развитию возоб-новляемой энергетики во многих странах, также относятся и к России, несущей в себе свой-ства развитых и развивающихся стран.

    Барьеры и сложности на пути внедрения ВИЭ по степени важности можно распределить в таком порядке: экономический, психологический, технический, законодательный и инфор-мационно-организационный. На первое место при этом нужно поставить психологический барьер, так как психология человека – самый консервативный элемент. Невзирая на значи-тельные изменения в мире и в России, все еще многие люди на всех уровнях социального положения считают, что возобновляемая энергетика внимания не достойна и приравнивают ее к экзотической забаве.

    Нормативно-правовые акты (которые уже приняты или находятся на этапах разработки) бу-дут способствовать росту производства энергии за счет ВИЭ.

    Некоторые акты определяют целевые условия энергетики РФ, например:

    Снижение энергетической емкости экономики до 40% к 2020 году от показателей 2007 года;

    Повышение имеющегося объема ВИЭ до 6-7% в общей мощности источников генерации;

    Увеличение доли альтернативных и возобновляемых энергетических источников к 2020 го-ду к 4,5% в годовом производстве электрической энергии.

    Приняты и находятся на разных этапах разработки другие нормативно-правовые акты, глав-ная задача которых состоит в создании стимулов для развития ВИЭ, таких как: субсидии на технологическое подсоединение для генераторов, действующих на базе ВИЭ; квалификация поставщиков энергии за счет ВИЭ; поддержка оперативного функционирования генераторов на основе ВИЭ.

    6. «Зеленые» инвестиции. Понятно, что ставить цели по развитию институтов обеспечения финансами проектов «зеленой» экономики в страновых, глобальных масштабах – неблаго-дарная и утопическая задача. Но создать среду, проводящую инвестиции на фоне группы компаний, общей партнерской сети, единой программы инвестирования – не просто инте-ресно, а необходимо, если одной из ключевых целей мы ставим применение новых методов организации заимствования с рынка мировых капиталов в качестве главного финансового инвестиционного источника для проектов «зеленой» экономики. Данный вид финансирова-ния называется «зелеными» инвестициями.

    Эта отрасль сегодня переживает ранний этап своего жизненного цикла, и это является пре-имуществом, так как известно, что максимальную прибыль получат организации, которые продвигают на растущих рынках новые технологии. Вкладчики «зеленых» проектов, фон-дов, программ получат двойную выгоду: большую прибыль и удовлетворение потребности промышленности в системах защиты природной среды.

    Следующий фактор роста – государственная поддержка. Правительства большинства стран активно начинают стимулировать «зеленые» инициативы и разработку программ по стиму-лированию креативных решений для повышения объемов использования экологической энергии. США направляют огромные средства в развитие современных технологий и в пре-доставление трудовых мест в отраслях, где обеспечивается повышение энергетической эф-фективности и сокращается выброс парниковых газов. Конечно, с целью экспортирования технологий в развивающиеся страны, главное, в Китай.

    Сегодня «зеленые» инвестиции все же не очень эффективны экономически, программы пе-рехода на ВИЭ идут за счет налоговых льгот и дотаций от государства. Инвесторы, конечно, оптимистично настроены, но их интерес напрямую зависит от стимулов перехода к «зеле-ной» экономике в области законодательства, т.е. на возобновляемые источники энергии, ко-торые сегодня еще пока дороже по себестоимости киловатта, чем «нефтяная» электрическая энергия.

    http://www.ecology.md/section.php?section=fsociety&id=10905#.U0bvcV7WkW0
    http://www.ecology.md/section.php?section=fsociety&id=10909#.U0bvdF7WkW0
    http://www.ecology.md/section.php?section=fsociety&id=10914#.U0bvhl7WkW0
    http://www.ecology.md/section.php?section=fsociety&id=10926#.U0bvkl7WkW0