• О материнском капитале простым языком. Cтратегии использования материнского капитала Значение материнского семейного капитала

    Начиная с 2000 года рождаемость в России растет. Если в 1999 году, на дне исторического минимума, в стране появилось на свет всего 1 215 тысяч человек, то в 2013 году Отечество могло порадоваться 1 901 тысяче новорожденных. Если считать в относительных цифрах (количество рождений на 1000 жителей), мы уже вернулись на дореформенный уровень 1990 года.

    Нельзя не заметить, что демографические успехи России коррелируют с ее экономической динамикой. В 1998 году наша страна достигла крайней точки экономического падения, снизив размер душевых доходов чуть ли не вдвое по сравнению с дореформенным. С тех пор уровень жизни населения значительно вырос и перекрыл лучшие советские показатели. Однако напрямую увязывать качество жизни с рождаемостью невозможно. Например, в бывших социалистических странах восточной Европы - таких, как Польша, Чехия, Венгрия, восточные земли Германии, - значительно превзойден былой уровень жизни, однако восстановить рождаемость двадцатипятилетней давности так и не удалось.

    В последние годы Россия стала одним из демографических лидеров Европы, обогнав по количеству рождений на 1000 жителей не только Италию, ранее славившуюся своей многодетностью, но и страны с традиционной мусульманской культурой: Албанию, Боснию и Герцеговину. Сыграло ли свою роль в российском демографическом возрождении введение такой меры, как материнский капитал?

    За семилетку 2000-2006 годов, до начала выплат маткапитала, количество рождений достигло 1 479 тысяч человек, прибавляя в среднем по 38 тысяч в год. Это объясняется компенсационным ростом после глубокого провала: люди реализовали свои семейные планы, отложенные из-за кризиса девяностых. Кроме того, в этот период существенно увеличилась когорта потенциальных мам, так как совершеннолетия достигли девочки, рожденные в 1982-87 годах, в период последнего советского демографического бума.

    В следующие семь лет (2007-2013) таких благоприятных демографических предпосылок не ожидалось. Число потенциальных рожениц начало сокращаться, и эксперты прогнозировали снижение рождаемости, начиная примерно с 2010 года. Однако фактически за "семилетку маткапитала" рост только ускорился. Средняя ежегодная прибавка составила свыше 60 тысяч родов - в полтора раза больше, чем на протяжении предыдущих семи лет!

    По результатам исследований, проведенных Росстатом в 2013 году, около шести процентов опрошенных российских семей признали, что их решение о рождении второго ребенка было принято с учетом ожидаемой выплаты материнского капитала. В масштабах страны шесть процентов выглядят очень весомо - примерно 1,8 миллиона новорожденных. Эта цифра почти точно совпадает с суммарной прибавкой рождаемости после 2006 года и свидетельствует о высокой эффективности материнского капитала.

    В опросе принимали участие супружеские пары всех возрастов, от молодоженов до глубоких стариков.

    Правда, этот эффект имеет региональное своеобразие. В первые годы после введения новой социальной меры наиболее крупные выплаты пришлись на территории с традиционно высокой рождаемостью (Дагестан, Чеченская республика и т.д.). Поскольку каждая семья имеет право получить материнский капитал за рождение ребенка любой очередности, кроме первенца, но только один раз, то, начиная с 2007 года, в многодетных регионах оформляли сертификаты и на вторых, и на третьих, и даже на седьмых детей. Затем спрос на маткапитал на Северном Кавказе пошел на убыль: получив сертификат за вторые роды, право на такую же материальную поддержку следующих детей семья уже потеряла.

    Напротив, в русской провинции, пережившей наиболее глубокий демографический кризис, выплаты семейного капитала увеличиваются год от года. Для семей, у которых главный вопрос планирования: быть или не быть второму ребенку? - получение родового сертификата на 429 тысяч рублей нередко оказывается главным аргументом. Не удивительно, что рождаемость в регионах Сибири, Урала, русского Севера и Поволжья сейчас растет опережающими темпами. Дореформенный уровень уже перекрыли Новосибирск и Екатеринбург, Алтайский и Красноярский край, Вологодская, Костромская, Нижегородская, Томская области - всего около тридцати регионов с преимущественно русским, прежде, как правило, малодетным населением. Можно констатировать, что разрыв в рождаемости между российским севером и российским югом за последнее десятилетие заметно сократился - в том числе, благодаря выравнивающему действию материнского капитала.

    А вот для Москвы эффект от применения родовых сертификатов сомнителен. При высокой стоимости столичной недвижимости жилищный вопрос за счет маткапитала здесь решить невозможно. Вероятно, поэтому уровень рождаемости в Москве заметно ниже среднего российского: 11,3 рождений против 13,3 рождений на 1000 жителей. Позитивные демографические показатели столицы формируются исключительно благодаря удачной возрастной структуре, из-за постоянного притока провинциальной молодежи.

    Похоже, что для Москвы нужна иная модель демографической политики. А в целом по России применение материнского капитала следует признать успешной социальной мерой, наиболее эффективной в прежде депрессивных областях.

    МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК ИНСТИТУТ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

    Коробкова Наталья Александровна 1 , Алимова Дарья Алексеевна 1
    1 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства


    Аннотация
    В статьи обоснована актуальность проблемы совершенствования материнского капитала как института стимулирования рождаемости. Материнский капитал был проанализирован с позиции институциональных отношений его формирующих. Формальные отношения в рамках материнского капитала предполагают действия ограниченные соответствующим законом Российской Федерации. В то же время институт материнского капитала предполагает наличие неформальных отношений. Например, действия по его «обналичиванию». На основе анализа различных точек зрения проводиться оценка эффективности материнского капитала с точки зрения стимулирования рождаемости. Представлены альтернативные варианты использования материнского капитала.

    MATERNITY CAPITAL AS AN INSTITUTION: PROBLEMS OF FORMATION AND PROSPECTS OF ITS USE

    Korobkova Natalia Aleksandrovna 1 , Alimova Darya Alekseevna 1
    1 Penza state University of architecture and construction


    Abstract
    In this article the urgency of the problem of improving maternal capital as an institution to stimulate fertility. Maternity capital has been analyzed from the perspective of institutional relations his formative. Formal relations within the parent capital suggest actions limited by applicable law of the Russian Federation. At the same time, the Institute of maternity capital presupposes the existence of informal relations. For example, the actions of his "cashing". Based on the analysis of different points of view to assess the effectiveness of the parent capital in terms of stimulating the birth rate. Presented alternatives of the parent capital.

    Библиографическая ссылка на статью:
    Коробкова Н.А., Алимова Д.А. Материнский капитал как институт: проблемы формирования и перспективы его использования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]..03.2019).

    В феврале 2015 года Минтруд России опубликовал проект плана мероприятий первого этапа реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года на 2015-2018 годы. Данным проектом плана предусмотрено совершенствование механизмов использования средств материнского (семейного) капитала и подготовка предложений по продлению программы материнского капитала после 2016 года.

    Первоначально программа поддержки рождаемости Материнский капитал планировалась к завершению до конца 2016 года. В частности Министерство экономического развития в целях экономии бюджетных средств предлагало ее завершение.

    Необходимость продления материнского капитала и определение направлений совершенствования данного института определило актуальность данной статьи.

    Материнский (семейный) капитал - форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Материснкий капитал в настоящее время является значимым элементом социальной политики.

    Социальная политика – универсальный инструмент воздействия на поведение общества в целом и отдельных граждан в частности, она является ответом на происходящие в стране социальные процессы и параллельно с этим формирует их. Особого внимания заслуживает семейная политика, поскольку ее целью является регулирование такой тонко организованной, приватной сферы социального, как семейные взаимоотношения, а именно – родительство. Родительство было и остается важнейшей семейной функцией, параллельно с этим находясь в центре российской семейной политики.

    Под материнским, или, как его еще называют семейным капиталом понимаются денежные средства, выделяемые государством в рамках закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» из федерального бюджета, для обеспечения материальной поддержки граждан, имеющих (планирующих) двух и более детей. Эти средства не приносят семье большой материальной выгоды, так как предоставляются в безналичном виде (сертификат), зачисленном на счета Пенсионного Фонда региона или города, в котором зарегистрированы родители и ребенок, подавшие документы. Это своего рода вознаграждение семьям, решившимся улучшить демографию в стране.

    Соответствующий Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон № 256-ФЗ) вступил в силу 1 января 2007 года, в котором законодатель установил перечень допустимых направлений использования материнского (семейного) капитала, а именно:

    1) улучшение жилищных условий;

    2) получение образования ребенком (детьми);

    3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

    В законе капитал называется материнским (семейным) - эти термины употребляются как синонимы, но это два самостоятельных социальных института. Фактически право на получение сертификата имеет не семья, а женщина - мать ребенка, и только в случае ее отсутствия - отец ребенка, усыновитель (или иной официальный представитель ребенка) и несовершеннолетний ребенок.

    Основным органом регламентирующим получение материнского капитала является ПФР (Пенсионный фонд Российской Федерации) и его территориальные органы. Для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (ПФР) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

    Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 873 «О порядке вы дачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

    Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган ПФР заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом № 256-ФЗ. При этом заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

    В рамках института материнского капитала можно выделить и неформальные правила. Жесткие ограничения по расходованию средств материнского (семейного) капитала уже явились поводов для мошенничества. В некоторых российских городах мошенники, пользуясь безграмотностью граждан и малой осведомленностью в данном вопросе, за определенную плату предлагают помощь по переводу сертификата на материнский капитал в наличные деньги.

    По данным Пенсионного фонда РФ, количество владельцев сертификатов, в отношении которых приостановлены действия по перечислению средств материнского капитала по обращениям правоохранительных органов, составляет 312 человека. Проще говоря, именно столько российских граждан уличены за время действия программы «Материнский капитал» в попытке нарушить ее условия.

    Поскольку всего на сегодня по стране выдано 3,45 млн. «материнских» сертификатов, число правонарушений выглядит ничтожно малым. Но любой криминалист пояснит, что раскрываемость по любым видам преступлений никогда не бывает стопроцентной. А значит, кое-кому из недобросовестных получателей удалось остаться с деньгами.

    Так, в поисковой системе “Google” на запрос «обналичить» подсказка «материнский капитал» всплывает первой, а сайтам, поясняющим как это сделать, нет числа. Значит, правонарушение пользуется повышенным спросом. Уточним, в законных рамках максимум, что можно получить наличными из средств материнского капитала, - это 12 тыс. руб.

    Схемы предполагают определенные потери - до 25% за услуги посредников и приблизительно выглядят следующим образом. Первая - найти жилье, по метражу превышающее то, что имеет обладатель сертификата на материнский капитал. Купить это жилье с привлечением средств МСК, таким образом - «улучшить жилищные условия», а затем банально продать, оставаясь проживать в изначальной квартире. На первый взгляд кажется, что такая сделка не всем по карману, но никто не обязывает приобретателя ориентироваться на покупку в своем регионе. В стране достаточно городов, где суммы МСК будет почти хватать на приобретение оперативно ликвидной недвижимости. И, кстати, эта схема, в отличие от других, не нарушает законы.

    Согласно второй схеме находится родственник (в идеале бабушка-дедушка) с собственным жильем и другой фамилией. После регистрации сделки сертификат погашается, а деньги перечисляются «продавцу», который, в свою очередь, возвращает эту сумму уже бывшему владельцу сертификата.

    Третий вариант предполагает, по сговору между покупателем и продавцом, завышение цен на приобретение. Нарушитель приезжает в дальнюю деревню, выбирает крайнюю избу, цена которой - копейка, а «официально» расплачивается «по полной». Далее продавец, взяв реальную стоимость и процент за труды, преимущественную часть суммы возвращает.

    Есть и четвертая, и другие схемы, и все строятся на сговоре. В договоре одна цена, по факту - другая.

    Одни регионы менее активны в борьбе с обналичкой, другие буквально неистовствуют. Так, в октябре ушедшего года прокуратура Нижегородской области сообщала, что получила по такому поводу от ПФР 66 обращений. В результате проверок были возбуждены уголовные дела в отношении двух фирм-посредников и восемнадцати семей. А в Волгоградской области по иску прокуратуры в нынешнем январе запрещено размещение в местной газете рекламы коммерческой организации, предлагающей выдачу наличных денег под материнский капитал.

    То есть по нарушениям возбуждаются как административные, так и уголовные дела. Другое дело, что пока никого за махинации с материнским капиталом в тюрьму не посадили. Реальная санкция - суд может обязать виновного возмещать государству сумму, использованную с сертификата незаконно.

    Изначально выплаты составляли 250 тыс. руб., а к настоящему времени размер материнского капитала увеличился до 408 тыс. руб. За эти годы материнский капитал в представлении российских граждан стал одним из наиболее заметных примеров ответственного подхода государства к вопросам социальной политики. Тем не менее, заявленная цель состояла именно в повышении рождаемости, и здесь оценить ситуацию по существу могут только специалисты.

    После катастрофического спада 1999 года, показатели рождаемости действительно росли, более того существенный сдвиг в этой сфере произошел именно в 2007 году. Тем не менее, рассуждая о специфике этих процессов, эксперты зачастую не фиксируют здесь жесткой связи именно с мерами государственной политики, либо находят эффект данных усилий несколько преувеличенным.

    Ведущий сотрудник Центра по изучению народонаселения экономического факультета МГУ Владимир Архангельский говорит о том, что отрицать влияние материнского капитала на позитивные процессы в российской демографии просто безграмотно. Ученый полагает, что два основания позволяют связать повышение показателей рождаемости с действием материнского капитала: «Во-первых, совпадение по срокам – 2007 год (никаких других кардинальных изменений в нашей социально-экономической сфере в 2007 году не произошло, а резкий скачок был именно тогда), во-вторых, этот скачок был именно по вторым и третьим рождениям, а материнский капитал у нас выдается на второго и последующего ребенка».

    Архангельский не дает однозначного ответа на вопрос о том, был ли скачок в рождаемости только «тайминговым» (то есть дети все равно бы родились, но только немного позже), либо же речь идет о реальных изменениях в структуре рождаемости за счет более полной реализации потребности в детях. По словам эксперта, выяснить это однозначно можно будет лишь тогда, когда возрастные когорты женщин, получивших материнский капитал, закончат свой позитивный период. Позиция Архангельского состоит в том, что, прекратив выплату материнского капитала после 2016 года, государство с одной стороны выставит себя не в лучшем свете перед гражданами страны, показав, что до этого они имели дело не с продуманной политикой, а очередной «кампанией», и с другой стороны усилит эффект от демографической ямы конца 1980-х-начала 1990-х – ведь женщины, родившиеся в этот период как раз сейчас входят в активный репродуктивный возраст, и их очень мало.

    Директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова разделяет эффекты «материнского капитала» на три группы: экономические, социальные и политические. В отличие от Архангельского, Овчарова уверена, что демографические последствия введения материнского капитала были минимальными, причем даже этот потенциал уже исчерпан. Вместе с тем Овчарова очень высоко оценивает социальный «благосостоянческий» и политический эффекты этой меры. Такая форма государственной поддержки оказалась не только «эффективным», но и «эффектным» инструментом социальной политики. Эксперт отмечает, что программа изначально была введена как временная и не сможет существовать в неизменном виде после 2016 года. Именно поэтому концепция материнского капитала должна быть переосмыслена для того чтобы в дальнейшем программа реализовывалась уже на новых основаниях: «В существующей форме материнский капитал не может сохраняться, его нужно трансформировать в постоянно действующий инструмент поддержки семей с детьми, целью которого является именно повышение благосостояния и возможности роста благосостояния, а не стимулирование рождаемости».

    С Овчаровой солидарен заместитель директора Института демографии НИУ ВШЭ Михаил Денисенко. Он также скептически относится к демографическим эффектам введения материнского капитала, но вместе с тем высоко оценивает его в качестве инструмента борьбы с бедностью. Эксперт говорит о том, что в случае прекращения действия программы, государство должно разработать альтернативные механизмы поддержки семей с детьми.

    В свою очередь эксперты Центра политического анализа согласны с мнением коллег из Московского университета. Мы полагаем, что программа «материнского капитала» должна сохраниться и после 2016 года. Возможно, что эта программа требует уточнения, однако нужно учесть возможные социальные последствия отмены «материнского капитала», поскольку 77% граждан страны, по данным исследовательского центра Superjob.ru, считают, что программу необходимо сохранить.

    Таким образом, институт материнского капитала оказывает хоть и незначительное, но положительное влияние на рождаемость населения, что говорит об эффективности проводимой государствами демографической политики, но все-таки ряд проблем остается неразрешенным. Поэтому проводимая государствами демографическая политика требует усовершенствования.

    На наш взгляд, очень недостает еще одного направления использования МСК - лечение и медицинская помощь ребенку. На сегодняшний день в России очень низкие показатели здоровья детей, высокая младенческая смертность. И, несмотря на то что медицина у нас бесплатная, но не безграничная, такое направление расходования средств очень необходимо. С таким же успехом можно ответить, что и образование у нас бесплатное, но ведь такой пункт расходов заложен в законе.

    В средствах массовой информации высказываются мнения относительно целевого использования средств материнского (семейного) капитала.

    Предлагается использовать его как стартовый капитал для открытия своего малого бизнеса, что могло бы помочь в условиях высокой безработицы начать собственное дело; на лечение детей, включая детей-инвалидов; для погашения кредита на приобретение автомобиля и др.

    В любом из вышеперечисленных случаев речь идет о расширении списка целей, на которые можно потратить средства материнского капитала. И понятно, что, учитывая сложности, с которыми приходится сталкиваться, вопрос об изменении Закона о материнском капитале стоит остро, хотя даже нельзя еще сказать о полноценном его применении.

    Институт материнского капитала – конечно, не единственная мера, направленная на стимулирования рождаемости. Это лишь дополнительный стимул, цель которого заключается в ликвидации барьеров и повышении социальной безопасности у семей, которые хотят детей. Тем не менее ожидания, связанные с получением права на материнский (семейный) капитал, наряду с другими мерами поддержки материнства и детства, оправдываются.

  • Демография. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b13_00/ IssWWW.exe/Stg/dk10/8-0.htm
  • Попова Т.В. Материнский капитал: проблемы правового регулирования // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2010. – №1. – с. 24-29.
  • Федеральный закон от 29.12.2006 г. №256-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_149064/
  • Социально-экономическое положение Пензенской области в январе-октябре 2013 года: Доклад (официальное издание)/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области.- Пенза, ООП Пензастата, 2013 – 86 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    В 2015 году третий раз подряд был снова зарегистрирован естественный прирост населения, значительную роль в достижении которого Правительство отводит программе материнского капитала.

    Что такое материнский капитал, как им воспользоваться и как потратить, в чем его выгода и польза — это самые распространенные вопросы, которыми задаются родители. Давайте разбираться.

    «Материнский капитал» – это форма государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2018 год включительно родился или был усыновлен второй ребенок.

    Как проект материнский капитал был разработан исходя из надвигающейся демографической катастрофы. По ряду причин молодые родители не хотели заводить детей и зачастую ограничивались всего одним ребенком в семье. В то время как статистика смертности/рождаемости вынуждала власти предпринять срочные решения по укреплению престижа института семьи, а вместе с тем стимулирование родителей заводить как можно больше детей. Так был разработан и внедрен в 2007 году проект государственного стимулирования и поддержки — материнский капитал.

    Размеры материнского капитала

    Размеры «денежного вознаграждения» должны были повышаться из года в год, но как видно на таблице — в отличие от всех предыдущих лет, прошедших с 2007 года, размер сертификата на материнский капитал в 2016 году не изменился и по-прежнему составляет 453 тыс. 026 руб, как и в 2015. Т.е. его размер перестал расти. Причины просты. Но для начала разберем 2 самых необходимых термина, значение и знание которых поможет разобраться в следующем вопросе — в связи с чем размер материнского капитала растет или приостанавливается?

    1. Инфляция — чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценение. Слово произошло от лат. слова inflatio - вздутие. Если простыми словами, инфляция -это повышение цен на товары и услуги. Это означает, что на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

    2. Индексация — увеличение государством доходов и сбережений граждан в соответствии с ростом цен в период инфляции. Индексация (возмещение доходов) непрерывно связана с инфляцией (рост цен).

    Но вернемся к материнскому капиталу.

    Ее размер с учетом инфляции должен был в 2016 году увеличиться, однако этого не произошло, якобы в связи с высоким дефицитом бюджетных средств, возникшим на фоне резкого падения стоимости нефти.

    Но это не говорит о том, что инфляции в стране нет — она есть и по годовому прогнозу составляет — 7, 21% (этот показатель до конца года может измениться). В 2015 году инфляция составляла 12,91%.

    До какого года программа поддержки действительна

    В 2015 году в СМИ просочилась новость об отмене материнского капитала, и министр финансов РФ Антон Силуанов прокомментировал этот слух:

    «Иногда говорят, что Минфин собирается прекратить действие материнского капитала. Нет, мы в правительстве еще не приняли решение, точку не ставили, не обсуждали этот вопрос. Это была точка экспертов, которую, в целом, мы считаем ее разумной. Но окончательное решение будет принимать правительство.»

    Но в декабре 2015 года Владимир Путин поручил продлить программу материнского капитала еще на 2 года - до 31.12.2018 г. Федеральным законом от 30.12.2015 г. № 433-ФЗ продление программы было закреплено законодательно.

    Цели расходования материнского капитала:

    Улучшение жилищных условий

    Погашение ипотечного кредита;

    Реконструкция и ремонт жилого дома с увеличением жилой площади;

    Компенсация за строительство дома;

    Ремонт и строительство дома своими силами;

    Долевое строительство;

    Участие в жилищно-строительных кооперативах.

    Получение образования

    Проживание студента в общежитии образовательного учреждения

    Оплата услуг образовательного учреждения

    Факты, которые нужно знать

    Право на получение материнского (семейного) капитала предоставляется только один раз.

    Материнский капитал нельзя положить на депозит или потратить, например, на автомобиль или погашение текущих задолженностей по кредитам и коммунальным услугам. Это некая защита капитала от неоправданной растраты родителями,

    В случае утраты сертификата можно получить его дубликат;

    Средства материнского капитала можно получить только по безналичному расчету. Любые схемы обналичивания этих средств являются незаконными. При этом владелец сертификата на материнский капитал, который соглашается принять участие в схемах обналичивания, идет на совершение противоправного акта и может быть признан соучастником преступления по факту нецелевого использования государственных средств.

    Использование материнского капитала на детей-инвалидов

    1 января 2016 года — впервые за долгие годы действия программы были внесены изменения в направлениях использования сертификата. Теперь материнский капитал официально можно направить на социальную реабилитацию детей-инвалидов.

    Однако в действительности данное направление не заработало в полной мере ни с 1 января, ни в течение всего первого полугодия 2016 года - такая возможность действует только «на бумаге», а отделения Пенсионного фонда даже не могут начать прием заявлений от граждан.

    Причиной тому стала нерасторопность Правительства, которое до сих пор не утвердило 2 подзаконных акта, без которых невозможна работа по новому основному направлению:

    • специальный перечень товаров и услуг, на которые можно использовать материнский капитал в рамках нового направления;
    • правила использования сертификата на приобретение товаров и услуг по указанному выше перечню.

    Кроме того, полным разочарованием для родителей стал предусмотренный в законе механизм использования маткапитала по новому направлению - только в форме компенсации понесенных затрат!

    Это значит, что родителям надо сначала самостоятельно отыскать необходимые средства и использовать их по предусмотренному направлению, чтобы потом получить по подтверждающим целевое использование платежным документам и договорам компенсацию из Пенсионного фонда в течение двух месяцев! И то - фактическое наличие приобретенных по документам товаров и услуг будет еще необходимо подтвердить по акту проверки , полученному у специалистов органов социального обслуживания населения по месту жительства.

    Вот такая бюрократия.

    И еще — одна маленькая деталь, напоминающая надпись на упаковке какого-нибудь продукта, специально напечатанная мелким шрифтом, прочесть которую очень трудно:

    Использовать средства государственной субсидии по действующим правилам можно только по прошествии 3 лет со дня рождения второго или последующего ребенка (а также через 3 года после вступления в силу решения суда в случае принятия ребенка на воспитание в семью по схеме усыновления).
    В связи с этим на детей (второго, третьего и последующих), рожденных или усыновленных в 2016 году, выплаты по общему правилу будут реализовываться только в 2019 году.

    Выглядит это примерно так: рожайте сейчас, а мы вас потом вознаградим!

    Исключение, как и ранее, составят случаи использования материнского капитала на ипотеку:

    • в счет погашения ранее взятого кредита или займа на покупку или строительство жилья;
    • в качестве первоначального взноса на получение нового жилищного кредита или займа.

    Мнение детского психолога Ирины Чесновой:

    Ирина Чеснова

    Мне очень нравится такая постановка вопроса: вы рожайте второго ребенка сейчас. А мы вас за это «вознаградим». Потом. Может быть. Если захотите. Вы сначала сами на роды, кроватки-коляски, подгузники, игрушки деньги наскребите, поголодайте два-три годика, довольствуясь только зарплатой папы, а уж потом будет вам счастье! А как же? Мы же должны убедиться, что намерения у вас самые что ни есть серьезные, что от ребенка вы не откажетесь и не «повесите» его на хрупкие плечи государства, и что рожали вы его не для того, чтобы ограбить бюджет на триста тысяч рублей (такие деньжищи!).

    Знаете, как это называется? «Презумпция виновности». Каждая семья рассматривается как маргинальная, задумавшая поживиться за счет бюджетных денег путем рождения/усыновления второго ребенка. А чтобы ни у кого не было возможности получить деньги и бросить малыша, пропить и прокутить, потратить «не на то», и была придумана вся эта схема с тремя годами «отсрочки» и сертификатом вместо «живых» денег, который можно использовать только в оговоренных вариантах.

    Я прекрасно понимаю логику авторов этой схемы. Прекрасно. Слишком уж много в нашей стране таких маргинальных товарищей, в чьих пьяных головах тут же родится мысль делать бизнес на рождении/усыновлении детей. Но! В чем виноваты остальные семьи (которых, кстати, большинство)? Почему из-за соседки-алкашки, нормальным родителям не дали возможности потратить четыреста тысяч на пеленки-распашонки, консультанта по грудному вскармливанию, массаж и школу раннего развития? На лечение ребенка? На хороший ремонт в квартире? На машину для всей семьи? Или гараж? В конце концов, у каждой ячейки общества свои нужды.

    И если бы эти деньги государство давало «по-человечески», каждая семья, решаясь на второго ребенка, знала, что сможет потратить их на то, что нужно именно им. Вот это был бы стимул!

    Очень, очень многие семьи хотят второго ребенка, и либо рожают его, не надеясь на помощь государства, либо не рожают, потому что их пугает перспектива нищеты. Зачем им накопления для пенсии, когда деньги нужны «здесь и сейчас» — на миллион разных мелочей, в которых нуждается малыш?

    Вывод:

    Сама по себе идея разрешить демографическую проблему в стране за счет материнского капитала была большим прорывом и надеждой для большинства граждан современной России. На практике было выявлено несколько важнейших недоработок как в целом программы «материнского капитала», так и самой идеи:

    1 . Скольких бы детей вы ни нарожали за всю жизнь, сертификат на получение маткапитала вы получаете один раз в жизни.

    2. В России инфляция и индексация взаимодействуют с серьезным запозданием. Цены на продукты или товары растут куда быстрее, чем официальный уровень роста инфляции.

    3. Потратить «материнский капитал» на жилье – мысль, вызывающая улыбку. В городах-миллионниках на 400 тысяч рублей решить «квартирный вопрос» невозможно. Купить недвижимость в ипотеку — можно, и эта сумма уйдет на первичный взнос или на погашение % по кредиту. Гораздо существенным это финансовое подспорье выглядит в регионах, где цены на недвижимость заметно ниже. Тем не менее — этот пункт — один из самых востребованных в России.

    Ясно, что только за счет маткапитала проблему демографии не решить. Это большое подспорье. Но, увы, никак НЕ стимул. Не тянет он пока на мощный двигатель рождаемости и эффективную демографическую программу. А вы как считаете? Какие факторы сыграют главную роль в вашем решении рожать второго (третьего) ребенка?

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Актуальность данной темы заключается в том, что дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал, введенный с 1 января 2007 года, стимулирует повышения рождаемости в стране. Низкая рождаемость и отсутствие материальной поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. Многие молодые семьи не могут решиться на рождение детей не только вследствие серьезности данного шага, но и отсутствия возможностей их обеспечить, дать им достойное образование и жилье.

    Поэтому важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи.

    В числе приоритетов стимулирования рождаемости и укрепления семьи концепцией демографического развития РФ были определены:

    – формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

    – повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

    – создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями.

    Объектом исследования является правовое регулирование дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

    Предметом исследования является механизм реализации правового обеспечения семей, имеющих детей, на материальную поддержку.

    Целью исследования курсовой работы является анализ и обобщение нормативных актов, регулирующих социальную поддержку семей, имеющих детей.

    Задачи курсовой работы:

    – охарактеризовать дополнительную меру государственной поддержки семей, имеющих детей – материнский (семейный) капитал;

    – изучить правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала;

    – рассмотреть направления использования средств материнского (семейного) капитала.

    Источниковую базу составляет Конституция РФ, Федеральные законы, постановления Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития России, дополнительная литература и периодические издания.

    Структура курсовой работы отвечает целям и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава раскрывает понятие и значение материнского (семейного) капитала. Вторая глава посвящена правилам подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. В третьей главе описывается, в каких направлениях могут использоваться средства материнского (семейного) капитала.

    1. Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение

    1.1 Понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование

    Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Здесь названы только те принципы, проявление которых в нормах о материнском капитале вызывает наибольший интерес.

    Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

    Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах: рождение (усыновление) второго и последующего ребенка и период времени, в течение которого это произошло, с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

    Правом на получение материнского капитала можно воспользоваться один раз определенным категориям граждан, предусмотренных в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

    Подтверждением права на дополнительные меры государственной поддержки является именной документ –государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

    В систему законодательства, обеспечивающего реализацию дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей входят различные по своей юридической направленности законодательные акты:

    – Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ, содержащий дефиницию, включающую средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в число доходов, не подлежащих налогообложению (п. 34 ст. 217 НК РФ);

    – Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства;

    – Федеральный закон от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

    К числу подзаконных нормативных актов, формирующих систему законодательства о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, относятся:

    – постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. №862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» устанавливает виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств;

    – постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. №926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» устанавливает порядок направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы, и определяет порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели;

    – постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» – определяет порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обеспечивают единый порядок приема и рассмотрения заявлений о его выдаче и регулируют порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки, включая сроки и формы представления сведений в него.

    капитал материнский поддержка государственный