• Порядок аттестации аудиторов. Рекомендации по организации саморегулируемыми организациями аудиторов прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации Как организовать повышение квалификации аудиторов

  • 16.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Сущность и содержание.
  • 17.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, их назначение и содержание.
  • 18.Виды сопутствующих аудиту услуг. Их краткая характеристика.
  • 19.Сопутствующие аудиторские услуги, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудита.
  • 20.Аудиторские стандарты. Сущность и содержание.
  • 23.Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности в рф. Основные нормативно-правовые документы.
  • 21.Кодекс этики аудиторов рф. Содержание и основные положения.
  • 22.Принципы аудита в соответствии с Кодексом этики аудиторов России.
  • 24.Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в рф.
  • 25.Внутренние стандарты аудиторских объединений.
  • 26.Внутренние стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
  • 27.Международные стандарты аудиторской деятельности и Положения по международной аудиторской проверке.
  • 28.Назначение и содержание аудиторского заключения.
  • 29.Виды аудиторских заключений.
  • 30.Безоговорочно положительное аудиторское заключение.
  • 31.Виды и содержание модифицированных аудиторских заключений.
  • 32.Отрицательное аудиторское заключение.
  • 33.Аудиторское заключение с отказом от выражения мнения.
  • 34.Аудиторское заключение с оговоркой.
  • 35.Аудиторское заключение с привлекающей внимание частью.
  • 36.Аттестация аудиторов. Основные требования и направления аттестации.
  • 37.Порядок выдачи и аннулирования аттестата аудитора.
  • 38.Повышение квалификации аудиторов.
  • 39.Права и обязанности аудируемых экономических субъектов.
  • 40.Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций.
  • 1. Право проводить аудиторские проверки с выдачей официального аудиторского заключения. Его имеют:
  • 2. Права при взаимоотношениях с клиентом:
  • 41.Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.
  • 44.Отражение в аудиторской документации событий после отчётной даты в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №10 «События после отчетной даты».
  • 45.Использование работы другого аудитора, в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №28.
  • 47.Основные принципы документирования аудита в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №2 «Документирование аудита».
  • 42.Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами.
  • 48.Планирование аудита в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита».
  • 49.Аудиторские доказательства в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства».]
  • 50.Получение разъяснений от руководства проверяемого экономического субъекта в ходе аудиторской проверки в соответствии с федеральным правилом.
  • 51.Общение с руководством экономического субъекта в ходе аудиторской проверки.
  • 52.Общий план проведения аудиторской проверки.
  • 53Программа проведения аудиторской проверки.
  • 54.Использование работы эксперта в аудиторской деятельности.
  • 55.Аудиторская тайна. Сущность и содержание.
  • 56Различия и общие черты аудита и ревизии.
  • 57Аккредитованные профессиональные аудиторские организации, их роль в регулировании аудиторской деятельности.
  • 58.Письмо о согласии на проведение аудита в соответствии с федеральным правилом (стандартом) №12 «Согласование условий проведения аудиторских заданий».
  • 59.Договор о проведении аудиторской проверки, его назначение и содержание
  • 60.Методы получения аудиторских доказательств по существу.
  • 36.Аттестация аудиторов. Основные требования и направления аттестации.

    Аттестация на право осуществления АД – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься АД. Порядок проведения аттестации определен временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификациии аудиторов РФ. Организует аттестацию Минфин РФ.

    Аттестация проводится в форме экзамена, экзамены проводятся в учебно-методических центрах.

    Для прохождения аттестации УМЦ предоставляется заявление установленной формы, заверенная копия нотариусом диплома и выписка из трудовой книжки.

    Типы аттестатов:

    Аттестат в области общего аудита;

    Аттестат в области кредитных учреждений;

    Аттестат в области страховых организаций;

    Аттестат в области бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

    Требования к претендентам на получение аттестата :

    1. Высшее экономическое или юридическое образование, полученное в Российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

    2. стаж работы по экономическим или юридическим специальностям не менее 3 – х лет из последних 5 – ти.

    Экзамен проводится в 2 этапа в течении 3 – х дней, с перерывом между 1 и 2,3 днями.

    1 день – тестирование по бух. дисциплинам; 2 – письменный, устный экзамен по тем же дисциплинам.

    37.Порядок выдачи и аннулирования аттестата аудитора.

    Лицам, успешно сдавшим экзамен присваивается и выдается аттестат аудитора без ограничения срока действия. Принимает решение о выдаче аттестата Минфин РФ в течение 45 дней с момента получения документов из УМЦ.

    Минфин РФ ведет регистрацию выданных аттестатов. Лицо, получившее аттестат аудитора обязано ежегодно проходить обучение по программе повышения квалификации аудиторов.

    Аттестат аудитора может быть аннулирован в случаях:

    1. получение аттестата по подложным документам;

    2. вступление в силу приговора суда о лишении аудитора права занимать определенные должности в определенных областях;

    3. раглашение аудиторской тайны;

    4. нарушение принципов независимости аудитора;

    5. неоднократное нарушение требований закона при проведении аудита;

    6. подписание аудитором заключения без проведения аудиторской проверки;

    7. если аудитор в течение 1 – х лет не осуществлял аудиторскую деятельность;

    8. если аудитор не проходит ежегодное повышение квалификации.

    Принимают решение об аннулировании аттестата Минфина РФ. Аудитор, аттестат которого аннулирован не имеет права повторно обращаться в заявлением на получение аттестата в течение 3 – х лет.

    38.Повышение квалификации аудиторов.

    Аттестация- проверка квалификации лиц, кот хотят заниматься АД.

    Выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока действия. Выдается по направлениям:

    1. аудит кредитных организаций.

    2. страховой аудит.

    3. аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

    4. общий аудит, т.е. аудит прочих эк субъектов.

    В настоящее время разрабатываются документы, регулирующие вопросы аттестации аудиторов, кот будут проводить проверки отчетности на соответствие МСФО (междун. стандарты фин. отчетности).

    К лицам предъявляются след требования:

    1. наличие док-та о высшем эк или юр образовании, но такое образование должно быть получено в рос заведениях, имеющих гос аккредитацию.

    2. наличие стажа работы по эк или юр специальности, не менее 3 лет из последних 5. МинФин разрабатывает дополнит требования. Каждый аудитор получив аттестата, обязан в течение каждого календарного года, начиная со следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, кот разрабатывает МинФин (не менее 40 академ.часов).

    Основания для аннулирования квалификационного аттестата:

    1. установлен факт получения аттестата с использованием подложных документов.

    2. вступил в силу приговор суда, предусматривает наказание в виде лишения права заниматься а/д. в течение определенного срока.

    3. установлен факт несоблюдения аудитором требований ст. 8 (аудитор тайна) и ст. 12 (независимость аудитора) ФЗ.

    4. установлен факт систематического нарушения аудитором требований законодательства или федер стандартов а/д.

    5. установлен факт подписания аудитором а/заключения без проведения проверки (заведомо ложного заключения).

    6. установлен факт, что в течение 2-х календ лет подряд аудитор не осуществляет а/д.

    7. аудитор нарушает требования о прохождении обучения. Решения об аннулировании принимается МинФин. Лицо может через суд обжаловать решение, в течение 3 месяцев со дня вынесения решения. День- получение официального решения.

    Квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора проводит Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия», созданная саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном приказом Минфина России от 27 мая 2010 г. № 51н.

    С целью проведения квалификационного экзамена Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия»:

    • обеспечивает подготовку вопросов, предлагаемых претендентам, на квалификационном экзамене, и устанавливает перечень таких вопросов;
    • осуществляет регистрацию претендентов;
    • обеспечивает оборудованные помещения для проведения квалификационного экзамена, а также необходимые технические средства проведения квалификационного экзамена;
    • осуществляет допуск претендентов на квалификационный экзамен;
    • осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения квалификационного экзамена;
    • обеспечивает определение результатов квалификационного экзамена;
    • обеспечивает сохранность информации и документов, связанных с проведением квалификационного экзамена, в том числе с определением его результатов.

    Порядок проведения квалификационного экзамена установлен приказом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 32н.

    Вопросы, предлагаемые претендентам на квалификационном экзамене, устанавливает Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия». Области знаний, по которым разработаны вопросы, одобрены Советом по аудиторской деятельности: «Право», «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность», «Налоговое законодательство Российской Федерации», «Финансы, финансовый анализ, основы финансового менеджмента, управление рисками, внутренний контроль», «Аудиторская деятельность». Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, систематически обновляется с учетом изменений, внесенных в законодательные и иные нормативные правовые акты, а также международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита.

    К квалификационному экзамену на получение квалификационного аттестата аудитора допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Регистрация претендента для участия в квалификационном экзамене осуществляется в электронном виде на официальном Интернет-сайте Автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия».

    Квалификационный экзамен состоит из компьютерного тестирования и выполнения письменной работы.

    На компьютерном тестировании претендент получает индивидуальный набор тестов, который состоит из 50 вопросов (по 10 вопросов из каждой области знаний). Для ответов на все вопросы индивидуального теста претенденту предоставляется не более 2 часов 30 минут. За каждый правильный ответ на вопрос в форме теста претендент получает 2 балла, за неправильный ответ или отсутствие ответа - 0 баллов.

    Претендент, сдавший экзамен в части компьютерного тестирования (набрав не менее 86 процентов максимально возможного количества баллов), вправе сдавать квалификационный экзамен в части письменной работы, если с даты объявления результатов компьютерного тестирования прошло не более двух лет. По истечении этого срока результаты компьютерного тестирования аннулируются Автономной некоммерческой организацией «Единая аттестационная комиссия».

    Письменная работа квалификационного экзамена выполняется во время экзаменационной сессии. Экзаменационные сессии проводятся два раза в год одновременно во всех местах их проведения. Каждая экзаменационная сессия продолжается два календарных дня подряд. Претендент может выполнять письменную работу единовременно в одну экзаменационную сессию (основная экзаменационная сессия) либо в несколько экзаменационных сессий (дополнительная экзаменационная сессия). Общее количество экзаменационных сессий для претендента не может превышать четырех, в том числе количество дополнительных экзаменационных сессий - трех.

    Индивидуальный экзаменационный билет состоит из 5 вопросов (по 1 вопросу из каждой области знаний) и 1 практической задачи. В каждый день проведения письменной работы проверяется квалификация претендента не более чем в 3 областях знаний. Для ответа на один вопрос экзаменационного билета претенденту предоставляется не более 45 минут, а на практическую задачу не более 2 часов. За каждый ответ на вопрос экзаменационного билета претендент получает 10, либо 8, либо 6, либо 4, либо 2, либо 0 баллов в зависимости от того, в какой степени претендент ответил на вопрос экзаменационного билета. За решение практической задачи претендент получает 50, либо 40, либо 30, либо 25, либо 20, либо 10, либо 0 баллов в зависимости от того, в какой степени претендент решил практическую задачу.

    Претендент считается сдавшим квалификационный экзамен если по результатам основной (дополнительной) экзаменационной сессии получил за ответы на все вопросы экзаменационного билета и решение практической задачи суммарно не менее 67 процентов максимально возможного количества баллов (при условии получения за ответы на все вопросы экзаменационного билета не менее 84 процентов максимально возможного количества баллов). Претендент, по результатам основной экзаменационной сессии не получивший необходимого количества баллов для признания его сдавшим квалификационный экзамен, допускается к участию в дополнительных экзаменационных сессиях при оценке 10 баллов хотя бы за один ответ на вопрос экзаменационного билета. При этом данному претенденту засчитываются как сданные те ответы на вопросы экзаменационного билета, оценка по которым составляет не менее 8 баллов, и решение практической задачи с оценкой не менее 25 баллов. Зачтенные баллы заносятся в протокол подведения промежуточных результатов письменной работы и учитываются при определении окончательных результатов по итогам всех дополнительных экзаменационных сессий. Если претендент по результатам основной экзаменационной сессии не получил 10 баллов ни за один ответ на вопросы экзаменационного билета, он считается не сдавшим квалификационный экзамен.

    За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается Автономной некоммерческой организацией «Единая аттестационная комиссия».

    РЕКОМЕНДАЦИИ
    ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ АУДИТОРОВ
    ПРОХОЖДЕНИЯ АУДИТОРАМИ ОБУЧЕНИЯ
    ПО ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

    (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России
    29 октября 2009 г., протокол N 79,
    с изменениями, одобренными 29 апреля 2010 г., протокол № 84)


    Общие положения


    В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности":

    аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации (далее - ОППК);

    саморегулируемая организация аудиторов организует прохождение аудиторами ОППК.

    а) порядок прохождения ОППК;

    б) утвержденные программы повышения квалификации аудиторов;

    в) перечни отобранных образовательных учреждений.

    Продолжительность обучения и программы
    повышения квалификации аудиторов


    Минимальная продолжительность ОППК устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год. Рекомендуемая продолжительность ОППК - 40 часов в год.

    Программы повышения квалификации аудиторов утверждаются саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов.

    Программы повышения квалификации должны быть направлены на развитие практических навыков составления рабочих документов, аудиторских заключений и отчетов аудитора, а также углубление знаний в специфических областях, выходящих за рамки знаний, проверяемых во время квалификационного экзамена, и приобретение знаний, необходимых для понимания отраслевой специфики бизнеса аудируемых лиц. При этом обязательно должны изучаться вопросы изменения законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих область рассмотрения программы.

    В целях формирования единого по уровню квалификации аудиторского сообщества, а также своевременного доведения до всех аудиторов новейших технологий аудита и актуальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, имеющих непосредственное отношение к осуществлению аудиторской деятельности, целесообразно, чтобы Совет по аудиторской деятельности рекомендовал перечень тем курсов повышения квалификации аудиторов и базовые программы таких курсов.

    В базовых программах курсов повышения квалификации аудиторов должны определяться: предмет, цели и основные задачи обучения, область знаний, к которой относится предмет обучения, перечень навыков, совершенствующихся в процессе обучения, рекомендуемая продолжительность обучения. Базовые программы могут также включать круг тем и основных вопросов обучения.

    На основе базовых программ саморегулируемой организацией аудиторов утверждаются программы повышения квалификации аудиторов. Данные программы должны определять: предмет, цели и основные задачи обучения, область знаний, к которой относится предмет обучения, перечень навыков, совершенствующихся в процессе обучения, продолжительность обучения, полный круг тем и вопросов обучения. Программы должны быть рассчитаны на разную продолжительность обучения, но не менее 8 часов.

    Исходя из потребностей своих членов, саморегулируемая организация аудиторов может разрабатывать и утверждать дополнительные программы повышения квалификации по темам, рекомендованным Советом по аудиторской деятельности, а также иным необходимым темам. В саморегулируемой организации аудиторов должна быть обеспечена регулярная актуализация программ повышения квалификации аудиторов.

    До определения Советом по аудиторской деятельности рекомендуемого перечня тем курсов повышения квалификации аудиторов и базовых программ таких курсов саморегулируемым организациям аудиторов рекомендуется утверждать программы повышения квалификации аудиторов исходя из перечня программ, утвержденных Минфином России и ЦАЛАК Минфина России по состоянию на 31 декабря 2009 г.

    Формы ОППК


    В процессе обучения аудитор должен получить такой объем новых знаний и навыков, который ему необходим для выполнения обязанностей на высоком профессиональном уровне, а также с учетом особых условий и отраслевой специфики проведения аудита. Аудитор должен владеть актуальными знаниями, помимо непосредственно аудиторской сферы, в следующих областях: гражданском, административном, финансовом, трудовом праве; налогообложении; бухгалтерском учете и финансовой отчетности; обычаях делового оборота; отраслевой специфике аудируемых лиц; используемых в учетной сфере информационных технологиях; международных стандартах финансовой отчетности. При этом формы обучения и программы, используемые отдельно взятым аудитором, должны, с одной стороны, отвечать его индивидуальным потребностям в актуализации профессиональных знаний, с другой стороны, - предоставлять возможности внешнего контроля за выполнением требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности" об обязательном обучении по программам повышения квалификации.

    Саморегулируемая организация аудиторов определяет допустимые для ее членов формы ОППК. Среди таких форм могут быть: обучение в форме учебных курсов в образовательных учреждениях; внутрифирменное обучение; стажировка в уполномоченных аудиторских организациях; участие в конференциях и др.

    Каждый аудитор ежегодно составляет в письменном виде индивидуальный план ОППК. Форма плана устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов. План утверждается до начала года для аудиторов, работающих в аудиторских организациях, руководителем аудиторской организации или лицом, ответственным в аудиторской организации за организацию ОППК; для индивидуальных аудиторов - ими лично.

    В плане должно быть предусмотрено не менее 40 часов в год ОППК в форме учебных курсов в образовательных учреждениях.

    Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает правила отбора образовательных учреждений, проводящих ОППК. Перечень образовательных учреждений, проводящих ОППК, определяется саморегулируемой организацией аудиторов. Такой перечень должен обеспечивать равный доступ аудиторам к ОППК в пределах Российской Федерации и содержать достаточное количество образовательных учреждений во всех субъектах Российской Федерации для полного удовлетворения потребностей аудиторов в повышении квалификации с наименьшими затратами. Аудитор вправе проходить повышение квалификации аудиторов в любом образовательном учреждении, отобранном саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.

    а) наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" с длительностью обучения, предусмотренной лицензией, не менее 200 часов;

    б) наличие в штате или привлечение преподавателей высшей квалификации по специальностям и направлениям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение", либо по кафедрам, читающим курсы по аудиту, бухгалтерскому учету, анализу, праву, налогообложению, финансам и кредиту;

    в) наличие необходимой материально-технической базы;

    г) наличие, как минимум, трехлетнего опыта работы по подготовке (переподготовке) или повышению квалификации аудиторов.

    При организации прохождения аудиторами ОППК рекомендуется отбирать, в первую очередь, те образовательные учреждения, которые включены по состоянию на 1 января 2010 г. в государственный реестр учебно-методических центров и имеют высокую репутацию в аудиторском сообществе.

    Курсы ОППК целесообразно проводить на основе составляемых образовательным учреждением до начала занятий календарных планов проведения занятий с каждой группой аудиторов. По итогам проведения курсов повышения квалификации аудиторам выдаются документы о прохождении курсов повышения квалификации.

    Ежемесячно и по итогам года образовательное учреждение представляет в саморегулируемую организацию аудиторов информацию о выданных аудиторам документах о прохождении курсов повышения квалификации аудиторов с указанием номеров документов, количества прослушанных аудитором академических часов по повышению квалификации в разрезе отдельных дисциплин, фамилии, имени, отчества аудитора, номера и типа его квалификационного аттестата. Данные сведения представляются в печатном и электронном виде (на машинном носителе).

    Контроль за работой отобранных образовательных учреждений, а также рассмотрение жалоб, поступающих на их деятельность, осуществляет саморегулируемая организация аудиторов.

    Контроль ОППК


    Саморегулируемым организациям аудиторов необходимо организовать систему контроля ОППК, сочетающую принципы "оценки результатов" повышения квалификации и "формального контроля".

    Исходя из этих принципов, контроль саморегулируемой организации аудиторов за соблюдением аудиторами требования о прохождении ОППК должен проводиться как в ходе внешнего контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций, так и при подтверждении аудиторами соблюдения требования о прохождении ОППК.

    По итогам выполнения плана аудитор составляет отчет о прохождении ОППК по форме, установленной саморегулируемой организацией аудиторов, с приложением подтверждающих документов. Аудиторские организации обязаны организовать внутреннюю систему контроля выполнения планов.

    В ходе внешнего контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций, осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов, проверке подлежит система повышения квалификации в аудиторской организации и работа органа (лица), ответственного за это направление. При этом в ходе так называемой горизонтальной проверки проверяется, как минимум, порядок и основания формирования, согласования планов прохождения ОППК, рассмотрения и утверждения отчетов о выполнении планов. В ходе так называемой вертикальной проверки проверяется степень соответствия подготовки аудиторов выполняемой ими работе при выполнении конкретных аудиторских заданий (например, обладали ли аудиторы достаточными знаниями в банковской сфере при проведении банковского аудита).

    Меры, принимаемые по результатам контроля ОППК


    Саморегулируемая организация аудиторов определяет систему мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов, нарушающих требование о прохождении ОППК. В частности, при выявлении нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", саморегулируемая организация аудиторов может принять решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора и прекращении его членства в саморегулируемой организации аудиторов.

    При несоблюдении аудитором требования о прохождении ОППК саморегулируемая организация аудиторов может признать с одобрения Совета по аудиторской деятельности причину несоблюдения уважительной. Основанием для признания причины несоблюдения требования о прохождении ОППК уважительной может быть наступление одного из следующих событий, препятствовавших прохождению ОППК, если это событие имело место суммарно не менее 90 календарных дней из последних шести календарных месяцев:

    а) нетрудоспособность, вызванная тяжелой болезнью или иными обстоятельствами, предусмотренными законодательством;

    б) нахождение в отпуске по беременности и родам;

    в) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную службу;

    г) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствовавших прохождению ОППК.

    Кроме того, уважительным может быть признано несоблюдение требования о прохождении ОППК по причине нахождения аудитора не более 727 календарных дней в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (с учетом требования, установленного пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").

    Признанная уважительной причина несоблюдения требования о прохождении ОППК должна быть подтверждена аудитором документально.

    В случае если причина несоблюдения требования о прохождении ОППК признается уважительной, саморегулируемая организация аудиторов устанавливает аудитору индивидуальный срок прохождения ОППК. При этом аудитору, находившемуся не более 727 календарных дней в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, саморегулируемая организация аудиторов устанавливает в течение календарного года, следующего за годом окончания данного отпуска, прохождение обучения по программам повышения квалификации в объеме, обеспечивающем исполнение этим аудитором требования части 9 статьи 11 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" о минимальной продолжительности такого обучения не менее 120 часов за три последовательных календарных года, включая годы, когда аудитор находился в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

    Саморегулируемые организации аудиторов ежегодно информируют Совет по аудиторской деятельности об исполнении членами саморегулируемой организации аудиторов требования о прохождении ОППК, мерах по организации ОППК, мерах дисциплинарного воздействия, принятых к членам саморегулируемой организации аудиторов по данному вопросу.

    Государство предъявляет достаточно высокие требования к лицам, как только изъявляющим желание заниматься аудиторской деятельностью, так и уже имеющим статус аудитора. Требования к уровню профессионализма аудиторов (лиц, получивших квалификационный аттестат аудитора) определяются Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ (Приказ МФ РФ от 12.09.2002г.).

    Элементами образования аудитора служат:

    1) базовое образование;

    2) практический опыт;

    3) специальное профессиональное образование (в настоящее время это требование носит рекомендательный характер);

    4) свободное владение деловым русским языком.

    Базовое образование включает в себя высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в РФ.

    Владение деловым русским языком включает наличие навыков владения русским языком в объеме, необходимом для изучения нормативных актов, проверки бухгалтерской и иной документации, ведения рабочей документации, делового общения с клиентами, составления аудиторского заключения и письменной информации аудитора руководству предприятия по результатам проверки.

    Квалификационный аттестат аудитора выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение (претендент):

    1) сдало квалификационный экзамен;

    2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

    Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, круг вопросов, предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом (Минфином РФ).

    К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

    Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном Минфином. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с Минфином. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

    Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

    1) в области общего аудита;

    2) в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

    3) в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

    4) в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

    За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

    Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

    1) претендент не соответствует требованиям о стаже работы;

    2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию о высшем образовании в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

    Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия . Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются Минфином РФ. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

    Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации , утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

    Замечание 1

    В современной Росси под понятием аудитор подразумевается лицо, занимающееся аудитом, проверкой или ревизией документов, бухгалтерских книг и финансовых отчетов. Залогом успешной карьеры в аудите является аттестат аудитор, необходимый документ для подписания аудиторских заключений.

    Единая Аттестационная Комиссия

    Только в 2011 году в России был введен единый аттестат аудитора нового образца. До этого года требовалось сдавать отдельные экзамены на получение аттестата, относящегося к определенной экономической области аудита банков и кредитных учреждений; бирж и внебюджетных фондов; общий аудит. В наши дни для положительной сдачи экзамена рекомендуется готовиться по программе, утвержденной Единой Аттестационной Комиссией (ЕАК).

    ЕАК создана организациями аудиторов в августе 2010 года в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» ФЗ-307 от 30.12.2008 г., для проведения квалификационных экзаменов по проверке знаний претендентов на получение аттестата аудитора.

    К экзамену на получение квалификационного аттестата аудитора допускается претендент, получивший высшее образование и имеющий стаж работы, связанный с бухгалтерской, финансовой или аудиторской деятельностью , не менее трех лет. Причем не менее двух лет из последних трех должны приходиться на опыт работы в аудиторской организации.

    Процедура экзамена проводится в 2 этапа:

    1. компьютерное тестирование,
    2. написание письменной работы.

    Рассмотрим их особенности.

    Экзамен. Компьютерное тестирование

    Компьютерное тестирование проводится раз в месяц. Длительность экзамена составляет 2.5 часа, где кандидату необходимо ответить на 50 вопросов из следующих областей:

    • Бухгалтерский учет и отчетность
    • Налоги
    • Финансы
    • Право
    • Аудиторская деятельность

    То есть на экзамене представлены по 10 вопросов из каждой перечисленной области. Оценивается экзамен в баллах, где за каждый правильный ответ начисляют 2 балла, экзамен считается сданным, если кандидат набрал 86 баллов из 100 максимальных. При неуспешном прохождении тестирования, кандидатам не возвращается стоимость экзамена, которая на сегодняшний момент составляет 13 000 рублей.

    По истечению пяти дней информируют о результатах прохождения компьютерной части экзамена. При положительной оценке кандидат может записываться на вторую часть экзамена, которая проводится два раза в год. Следует отметить, что результаты компьютерного тестирования сохраняются за кандидатом в течение двух лет.

    Экзамен. Письменная работа

    На прохождение письменной части экзамена отводится 2 дня, за которые необходимо ответить на пять теоретических вопросов и решить одну задачу. Задания распределяется в таком порядке. В первый день проверяются знания в областях: бухгалтерский учет и отчетность; налоги ; финансы. Во второй день проверяется знания по предметам Право и Аудиторская деятельность и решается задача.

    Результаты письменной работы кандидаты увидят по истечению 45 рабочих дней. Оцениваются ответы также по бальной системе, где необходимо набрать минимум 67 баллов, где каждый теоретический вопрос оценивается максимум в 10 баллов и за правильное решение задачи можно получить максимум 50 баллов. Экзамен, считается сложным, поэтому введены дополнительные сессии, в течение которых претенденты могут добрать недостающие баллы. Также как и при тестировании, при неудовлетворительной сдаче письменной части экзамена, кандидатам не возвращается оплаченная стоимость, которая сегодня составляет 27 000 рублей.

    Решение ЕАК

    Замечание 2

    Не позднее 8 рабочих дней после проверки письменных работ ЕАК принимает решение о положительной или неудовлетворительной сдаче квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора и уведомляет претендента о своем решение еще в течение 5 рабочих дней.

    Высокий уровень аудиторского профессионализма является залогом квалифицированных независимых проверок и логично, что государство предъявляет к аудиторам высокие требования. Прохождение аудиторской аттестации всегда считалось сложной задачей, но выполнимой, если в России представлены и успешно работают все мировые компании большой аудиторской четверки.