• Виды дотаций. Что такое дотация? Кому выдают дотации? Классификация дотаций в зависимости от категории получателей

    При составлении проекта бюджета, как государственного, так и местного, с целью равного распределения финансов среди федеральных субъектов, а также между отдельными отраслями производства и народного хозяйства применяется регулирование. Суть его заключается в выравнивании систем обеспечения территориальных или отраслевых образований за счет применения таких форм, как субсидии, дотации, субвенции и другие. При этом правительство страны или местные администрации должны соблюдать минимальные государственные стандарты.

    В мире широко используется практика распределения денежных средств между бюджетными фондами разных уровней или отраслей. В Российской Федерации более 70 % финансового регулирования составляют ассигнования от регулирующих поступлений. Что такое дотация и какую роль она исполняет во внутренней экономической политике России, исчерпывающе разъяснит Бюджетный кодекс РФ.

    Формы регулирования

    Среди бюджетов разных уровней средства перераспределяются путем безвозвратного предоставления финансовой поддержки в виде следующих основных форм регулирования:

    • дотаций;
    • нормативных дотаций (трансфертов);
    • субвенций;
    • субсидий;
    • компенсаций.

    Правовая природа и сущность этих межбюджетных трансфертов интересна как гражданам, которые добросовестно уплачивают налоги, так и некоммерческим организациям, имеющим право на государственное финансирование ввиду своей социальной ориентированности. Субсидии и дотации имеют схожие характеристики, которые, пожалуй, присущи любым межбюджетным трансфертам:

    1. Безвозвратность.
    2. Безвозвратность.
    3. Денежное выражение.
    4. Социальная ориентированность.

    Однако субсидии и дотации имеют и существенные различия, которые стоит означить: целевая направленность, порядок получения, круг субъектов - получателей, виды контроля за исполнением и иные.

    Дотации

    Особое место среди видов межбюджетных трансфертов занимают дотации, так как они наиболее значимы для бюджетов субъектов и местных бюджетов. Это вид трансфертов, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам нижестоящих уровней без целенного направления (ст. 6 БК РФ).

    Дотации выделяются без установления направления их использования. Они предоставляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (отражаются в законе о бюджете) и сбалансированности (отражаются в законе о бюджете и последующих Постановлениях Правительства РФ) публично-правовых образований. Следовательно, БК РФ не связывает дотации с осуществлением конкретных затрат получающих их публично-правовых образований, предоставление дотаций не обусловлено заранее оговоренными направлениями использования бюджетных средств. На это обращают внимание арбитражные суды, подчеркивая отсутствие связи получения дотаций и целевых затрат. В то же время в 2000-2008 годах было немало примеров установления целевого характера дотаций, выделяемых из бюджетов субъектов РФ, что квалифицируется судами как правонарушение (например, Определение Верховного суда РФ №60-ГО5-10 от 9 ноября 2005 г.).

    Дотации, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, выделяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ № 670 от 22 ноября 2004 г.

    Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций - достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

    Несколько иные обстоятельства учитываются при выделении дотаций на бюджетную сбалансированность: темпы роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с полученными доходами за предыдущий период в сопоставимых условиях, а также прогноз расходов бюджета по сравнению с прогнозами налоговых и неналоговых доходов (Постановление Правительства № 890 от 3 ноября 2011 г.).

    Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели. Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ. Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе. Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов - социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций - достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

    Круг субъектов-получателей дотаций

    Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты). Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации. Субъекты - получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

    Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются больницам, образовательным учреждениям. Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

    Субсидии

    Эта форма межбюджетных трансфертов по сравнению с дотациями более контролируема и нормативно урегулирована в вопросах правил и условий предоставления, целевого назначения, а также круга получателей. Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «субсидия», впрочем, как и «субвенция», поэтому правовая сущность ее определяется с помощью консолидации мнений практиков и теоретиков. Субсидия - форма межбюджетных трансфертов, предоставляемая с целью софинансирования бюджетных обязательств субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, а также юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения на безвозмездной и безвозвратной основе. Основания и условия предоставления субсидий публичным образованиям устанавливаются федеральным законом о бюджете, Постановлениями Правительства РФ на срок не менее 3 лет. Также допускается утверждение нераспределенного между субъектами объема субсидий в пределах 5-10% от общего объема субсидий. При этом субсидии могут выделяться как из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, так и из нижестоящего бюджета вышестоящему, так называемые, отрицательные трансферты (ст. 142 БК РФ). Форма и порядок отчетности о расходовании бюджетных средств устанавливается органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства Красноярского края № 345-п от 12 августа 2014 г., Постановление Правительства Белгородской области №323-пп от 24 декабря 2007 г.).

    Круг субъектов - получателей субсидий

    Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений. Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

    Субсидии юридическим лицам

    Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 - 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям. По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. - выделение субсидий на подержание инновационной деятельности). Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. - развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г. - субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. - реализация творческих проектов в сфере культуры.

    Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г. - выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам. Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

    Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

    Наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

    Наличие квалифицированного кадрового потенциала;

    Объем дополнительного софинансирования программы;

    Наличие утвержденной социально ориентированной программы;

    Удачное прохождение конкурсного отбора.

    Выводы

    Строго говоря, дотации крайне слабо контролируемы со стороны субъекта, предоставляющего их ввиду отсутствия соответствующих механизмов, закрепленных в БК РФ. Между тем, ежегодно увеличивается количество дотационных регионов, и все бремя бюджетной обеспеченности регионов перекладывается на малое количество субъектов - доноров (их порядка 11). Что касается предоставления дотаций субъектам предпринимательства, то такую возможность имеют лишь бюджетные, казенные и автономные учреждения. Более рациональными видятся цели и порядки предоставления субсидий, доступ к ним имеют, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации. Между тем все же сохраняются барьеры получения государственного финансирования, связанные, прежде всего, с размытыми критериями конкурсного отбора, информирования организаций и строго обозначенных приоритетов социальных программ.

    Правовая природа дотаций, субвенций и субсидий, их сущность и особенности получения интересуют и многих граждан, и некоммерческие предприятия. В числе первых находятся лица, отнесенные законодательством к категории лиц, нуждающихся в материальной поддержке от государства. Некоммерческие предприятия интересуются возможностью получить выплаты в силу своей социальной ориентированности.

    Свойства дотаций и субсидий

    Указанные выплаты имеют схожие черты, которые присущи практически всем межбюджетным трансфертам. Среди общих свойств можно выделить:

    1. Безвозвратность.
    2. Социальную ориентированность.
    3. Денежное выражение.

    Вместе с тем бюджетные дотации и субсидии являются разными по своей сути выплатами. Их различия проявляются в:

    • целевом назначении;
    • правилах получения;
    • круге субъектов, их получающих;
    • видах контроля расходования средств и пр.

    Давайте подробнее разберемся в признаках дотаций, какие существуют условия их выделения и другими нюансами, связанными с перечислением этих сумм.

    Терминология

    Дотация - это периодическое денежное перечисление, предоставляемое из бюджета.

    Организациям такие суммы выделяются для покрытия возникших убытков от хозяйственной деятельности. Основные получатели дотаций - это предприятия сельскохозяйственной и научной областей. Поддержание их работы является одной из важнейших экономических задач. При возникновении разрыва между выручкой и затратами, трансферты позволяют предотвратить признание предприятий несостоятельными (банкротами) и неконтролируемый рост цен на отдельную продукцию и услуги, т. к. часть их стоимости покрывается бюджетными средствами.

    Получить дотации могут и частные лица. Такие суммы выделяются в виде пособий на детей, компенсации транспортных расходов, отчислений за вредные условия труда и пр.

    Слово dotatio имеет латинские корни и дословно переводится как "дар", "пожертвование".

    В отечественном законодательстве закреплено следующее определение. Дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без определения условий либо направлений их использования.

    Ими также являются дополнительные выплаты работникам, оговоренные законодательством, трудовым соглашением.

    Значение выплат

    Если бы из бюджета не выделялись дотации, то производители продукции соответствующую долю непокрытых расходов переложили бы на потребителя. Это, в свою очередь, вызвало бы повышение цен.

    Вместе с тем дотации - это тяжелый груз для бюджета. Частое предоставление и большие объемы трансфертов могут вызвать дефицит. В результате возникает необходимость в осуществлении добавочной денежной эмиссии (выпуске денежных знаков). А она может привести к инфляции.

    Сегодня дотации очень распространены в государствах, в которых преобладает административное управление экономикой. Реже такие выплаты характерны странам с рыночной экономикой, где требования к самоокупаемости и самофинансированию довольно жесткие.

    Финансовая помощь регионам

    Дотации могут выплачиваться отдельным субъектам РФ. правила предоставления финансовой поддержки закрепляется в БК РФ. Правительство, в свою очередь, разрабатывает специальную единую методику распределения средств.

    Дотации регионам могут предоставляться для последующего перечисления средств в местные бюджеты. Основными их видами являются выплаты на выравнивание финансовой обеспеченности и поддержку сбалансированности бюджетов регионов.

    Первый вид дотаций предоставляется для решения социально-экономических вопросов, в т. ч. связанные с обеспечением нуждающихся граждан необходимого уровня жизни, предоставлением социальных гарантий.

    Необходимо отметить, что регионы страны существенно отличаются между собой по размеру, географическому положению, отраслевой специфике. Соответственно, суммы дотаций также различны.

    Нюансы

    Необходимо отметить, что в нормативных актах установлены специальные меры для субъектов РФ, находящихся продолжительное время в зависимости от дотаций. В частности, если на протяжении последних трех отчетных периодов доля бюджетных трансфертов составляет больше 40% объема собственных доходов региона, его руководство обяжут разработать и осуществить мероприятия для повышения эффективности расходования полученных средств.

    Еще один важный момент. Несмотря на отсутствие целевого характера дотаций и необходимости их возврата, расходование средств находится под контролем Счетной палаты. Регионы, не исполняющие обязанности надлежащим образом и нарушающие положения БК, в будущем периоде не могут рассчитывать на трансферт.

    Обеспечение сбалансированности бюджетов

    Дотации на такие цели предоставляются при изменении доходной базы и расходных обязательств. В таких случаях 50% средств утверждается в законе о бюджете, а оставшаяся часть распределяется специальной комиссией, сформированной из депутатов Госдумы, сенаторов СФ и членов правительства.

    Надо отметить, что трансферты будут направлены не только на оказание поддержки в целом всему региону, но и на реализацию программ, утвержденных Президентом, и решение задач общефедерального значения.

    Поддержка населения

    Граждане могут рассчитывать на получение бюджетных выплат при подтверждении ими статуса нуждающихся. Нужно сказать, что дотации предоставляются не только при соблюдении установленных законом условий, но и при документальном подтверждении факта их выполнения. К примеру, дотации пенсионерам на компенсацию оплаты коммунальных услуг, проезда в общественном транспорте предоставляются при предъявлении удостоверения и справки о сумме пенсии.

    Финансовую помощь могут оказывать и работодатели. К примеру, на многих предприятиях предусмотрены дотации на проезд к месту трудовой деятельности, питание и пр. Виды помощи закрепляются в трудовом или коллективном соглашении.

    Получателями дотаций являются и студенты вузов, обучающихся на бюджетной основе. Обычно учебные заведения устанавливают лимиты на количество нуждающихся граждан. В число получателей дотаций в первую очередь входят сироты, инвалиды, студенты из многодетных семей. Выплаты предоставляются на все время обучения при ежегодном подтверждении своего статуса.

    Заключение

    В отличие от других бюджетных трансфертов, направления предоставления дотаций слабо контролируются государством. Это связано с отсутствием необходимых инструментов регулирования.

    Вместе с тем каждый год количество дотационных регионов только увеличивается. Бремя финансовой обеспеченности при этом перекладывается на доходные субъекты РФ.

    Что касается предприятий, то право на получение дотаций имеют преимущественно автономные, бюджетные, казенные учреждения. Для субъектов среднего и малого предпринимательства, некоммерческих организаций сегодня сохраняются определенные барьеры. Они связаны главным образом с недостаточно четкими критериями отбора, информирования предприятий и строгим обозначением приоритетов и задач реализации социальных программ.

    Второй по значению и первой по размеру статьей расходов бюджета на финансирование народного хозяйства является выплата различных видов дотаций предприятиям.

    Необходимое существование финансовой помощи вытекает из сохранения государственного регулирования цен, сохраняются дотации на отдельные виды энергоресурсов и продовольственных товаров, а также отдельным отраслям, нерентабельность которых явилась результатом использования регулируемых цен и тарифов, это жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт.

    Постепенный отпуск цен на энергоресурсы, дотируемые из бюджета, позволяет снижать долю бюджетных средств, направляемых на возмещение разницы в ценах. Выделение дотации товаропроизводителям, жестко увязывается с государственным урегулированием механизма ценообразования.

    Основные типы бюджетных дотаций:

    * угольная промышленность, дотируется разница в ценах и отчисления на НИОКР

    * выплата разницы на топливо, отпускаемое населению (газовая промышленность)

    * жилищно-коммунальное хозяйство

    * транспортные организации.

    На финансирование производства направляется около 20% расходов бюджета, основной объем занимают дотации и инвестиционные кредиты на конкурсной основе.

    Наряду с безвозмездным бюджетным финансированием в настоящее время начало развиваться кредитование предприятий посредством выдачи бюджетных ссуд.

    Бюджетные ссуды занимают промежуточное положение между кредитами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. С одной стороны эти ссуды выдаются с условием возвратности и в ряде случаев они бывают платными, а с другой стороны, проценты по этим ссудам либо не взимаются, либо значительно ниже, чем кредиты банков. Выдаются такие ссуды в основном по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение целевых программ развития.

    Другое направление расходования это привлечение иностранных инвестиций, но в современных условиях этот процесс затруднен, в связи с экономической нестабильностью и несовершенством налогового законодательства.

    Бюджетные ассигнования направляются на решение узкого круга задач общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников финансирования. Финансовые ресурсы концентрируются на вводе крупнейших мощностей и объектов, определяющих решение основных социально-экономических задач и позволяющих предупредить опасные последствия кризиса в социальной сфере и спада производства промышленной продукции необходимой для жизнеобеспечения экономики более 40% бюджетных ассигнований направляются на обеспечение социальных программ, включая программу — жилья, развития культуры и здравоохранения.

    Дотация - денежное пособие, предоставляемое государственным бюджетом безвозмездно.

    Получить дотацию вправе местные органы власти, низкорентабельные компании, имеющие значение для экономики страны. Дотация предоставляется некоторым категориям работников на предприятии.

    Дотации субъектам страны

    Дотация - мера поддержки территорий страны государством. Порядок назначения выплаты, ее условия получения определяется бюджетным кодексом страны. Единая методика, разработанная правительством, обуславливает распределение пособия между субъектами страны.

    Федеральное финансирование предоставляется для межбюджетных трансферов муниципальных образований. Основные виды дотации регионам:

    1. пособие для выравнивания бюджета;
    2. поддержка сбалансированности бюджета.

    Дотация на выравнивание помогает регионам решить социально-экономические проблемы, обеспечить граждан необходимым уровнем жизни и предоставить социальные гарантии. Но регион не может постоянно получать пособия от государства. Правительством предусматриваются меры воздействия на субъекты.

    Если в течение трех последних периодов отчета процент дотации из госбюджета составил выше 40% от объема собственного дохода государства, субъект вынудят принимать меры по повышению эффективности средств из выделяемого бюджета.

    Целевое назначение у дотации отсутствует, но порядок расходования средств регулируется Счетной палатой страны. Регионы, нарушившие порядок, не вправе пользоваться пособием в будущем периоде.

    Пособие для сбалансированности бюджета предоставляется при изменении расходов и доходов региона. Часть средств санкционируется законом о бюджете, а другая половина назначается комиссией, состоящей из депутатов Госдумы, Совета Федераций и участников правительства.

    Пособия направляются не только на поддержку региона, но и на осуществление конкретных президентских программ и задач общегосударственного значения, которые реализуются в этом субъекте федерации.

    Дотации производителям

    Пособия государства направляются на отрасли хозяйств или отдельным производствам. Компенсирует издержки и нивелирует убытки организации. Поддержка идет предприятиям с большим значением для региона или страны с продукцией, входящей в потребительский минимум. И если удорожание товаров и слуг приведет к социальному коллапсу.

    Дотациями государство защищает низкорентабельные компании от банкротства и поддерживает рост потребительских цен. Пособия предоставляются крупным предприятиям, малому и среднему бизнесу дотационная политика не предусмотрена.

    Правительственная дотация предприятиям не служит панацеей. Пособия повышают нагрузку на госбюджет, может вызвать его дефицит и повысить уровень инфляции. В этом случае аналитиками предлагается оптимизировать производство, применять технологии и повысить инвестиции к бизнесу со стороны.

    Организациям необходимо быть самофинансированным и самоокупаемым.

    Получить дотации от государства могут и отдельная категория граждан. Для этого соблюдаются и документально подтверждаются условия: матери-одиночки, многодетные и малообеспеченные семьи, инвалиды и другие категории граждан.

    Дотация направляется и студентом вузов, обучающимся за счет госбюджета: ученики-сироты, инвалиды.
    Право на получение любой дотации подачи заявления и предоставления документов.